Человек как творец и творение культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Одной из актуальных проблем социальной философии на протяжении многих тысячелетий является проблема взаимоотношения общества и культуры. Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между ними носила чаще всего односторонний характер. Человечество только брало у культуры. В лучшем случае данная взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой культуры, призывал к уважению и любви к ней, но в целом дальше эмоциональных призывов человечество не шло. И вот сегодня проблема взаимоотношений человека и природы из чисто теоретической переросла в злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.52 Кб (Скачать документ)

Культура как специфически человеческий способ существования  и имела в исторической своей  основе деятельность людей как становящуюся систему отношений "субъект-объект–  другой субъект", точнее – "другие субъекты", потому что "субъект", будучи по определению существом, наделенным свободой целеполагания и выбора средств достижения своих целей, уникален, единственен в своем роде, отличаясь от всех других субъектов. Рождаясь, таким образом, в социальной, надбиологической практике, субъектно-объектное и межсубъектное отношения охватывают всю сферу человеческой деятельности, во всем многообразии ее видов и форм – духовных и художественных, индивидуальных и коллективных, реальных и воображаемых. Это значит, что в философском осмыслении культура возникает постольку, поскольку человек становится деятельным существом – Homo agens, которое не приспосабливается к среде обитания, а приспосабливает ее к себе. Но тем самым Homo agens оказывается и Homo creator – существом творящим, ибо ни одно состояние среды не способно его удовлетворить, он постоянно дополняет, обогащает, развивает, изменяет не только данное природой, но уже созданное им самим, его предками и современниками.

 В этом смысле можно  понять тех философов, которые  определяют сущность культуры  через творческую способность  человека; и все же такое толкование  культуры таит в себе явную  односторонность, ибо человеческая  деятельность необходимо соединяет  начала творческое и репродукционное,  креативное и традиционалистское. Во всяком случае, способность деятельности во всех ее проявлениях должна проистекать из неких присущих ему, человеку, качеств – культуpa делает реальным то, что в человеке находится в потенциальном состоянии.

Человек тем более развит как человек, чем богаче круг его  потребностей, способностей и умений. Но каков же конкретно "набор" тех потребностей, тех способностей и тех умений, которые необходимы и достаточны для порождения культуры?

 Внегенетические или культурные потребности человека формируются исторически, в процессе антропогенеза, и у каждого индивида на протяжении всей истории человечества образуются в ходе его биографии, его культурно-деятельност-ного онтогенеза. Эти потребности должны охватить нужды людей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни. Это пряжде всего нужда в новой искусственной среде, во "второй природе", содержащей недостающее человеку в "первой природе", заполняющей вырванную людьми у природы и обживаемую ими экологическую нишу. Эти потребности (их можно было бы символически определить известной антитезой К. Леви-Стросса – потребность в "вареном", вытесняющая нужду в "сыром") становятся все более широкими в истории культуры и все более разносторонними; нет смысла пытаться их перечислить и описать, достаточно подчеркнуть, что они являются культурными, потому что не врожденны ни индивиду, ни роду человеческому, они благоприобретаются ими в ходе истории всего вида и биографии каждого индивида.

 Но именно потому, что  "вторую природу" люди должны  сами и целенаправленно создавать,  создание это предполагает другую  культурную потребность – в  знаниях, опосредующих предметное  творчество. Получение знания –  не способ удовлетворения любопытства  или модификация "исследовательского  инстинкта" животных, знание необходимо  человеку именно потому, что врожденные  инстинкты не могут обеспечить  его генетически незапрограммированные  действия. Созидание нуждается в  опосредующем его и благоприобретенном  знании – знании свойств той  реальности, с которой имеет дело практическое умение, знании повторяющихся качеств, скрывающихся в многообразных по облику предметах, знании связей сущности и явления, причины и следствия, содержания и формы – таково условие успешного творчества.

Оказывается, однако, что  недостаточно иметь знания для опосредования практических действий – от знания к его воплощению нет прямого пути: человек может многое и хорошо знать, но никак не реализовать эти знания, а тогда, когда он их реализует, результаты его практических действий могут быть существенно различными, в зависимости от целей, преследуемых этими действиями; вместе с тем, одни и те же знания и умения могут служить добру и злу, прогрессу и реакции, возвышению человека и его унижению, объединению и разобщению людей, свободе личности и порабощению человека человеком. Это значит, что наряду со знаниями людям нужны вырабатываемые в их жизни ценностные ориентиры – именно вырабатываемые, так как врожденных ему инстинктов недостаточно для того, чтобы мотивировать широкий круг генетически непрограммируемых действий.

 Так выделяется третья  сущностная потребность человека  – потребность в ценностях.  Следует, видимо, уточнить, в связи  с широким распространением вульгаризированных  представлений о ценностях, отождествляемых  с носителями ценностей – вещами, произведениями искусства, драгоценностями,  что философское понимание ценности  в отличие от общежитейского, торгового, бухгалтерского, финансово-экономического  трактует ее не как некий  предмет, а как значение предмета  для человека как субъекта. Система  таких значений и становится  необходимой ему культурной силой,  диалектически взаимосвязанной  и взаимодействующей с его  потребностями в творимых им  предметах и служащих этому  знаниях.

 Но и этого мало  – претворение знаний в созидание,  направляемое ценностями, нуждается  еще в одном опосредующем звене  – в проекте результата совершаемого  практического действия, в "модели  потребного будущего", как называл  это Н. Бернштейн. Ибо, по  известному замечанию К. Маркса, даже самый плохой архитектор  отличается от наилучшей пчелы  тем, что, прежде чем построить  здание, он выстраивает его в  своей голове; это значит, что  результат деятельности человека  возникает идеально прежде, чем  он будет существовать реально.  Следовательно, потребность в  предвосхищающих действие моделях,  в образах созидаемого, предваряющих  его появление, в идеалах, которые  должны превратиться в реальность, короче – в проектах того, что  должно быть создано на основе  знаний и под направляющим руководством ценностей, есть еще один компонент в ансамбле потребностей, образующих сущностные силы человека.

Все выявленные выше сущностные потребности человека служат "пусковыми пружинами" для таких действий, которые организуют практическую в самом широком смысле этого слова жизнь людей. Вместе с тем, как показывает история мировой культуры, человечеству необходимо дополнение его реальной практической жизни жизнью воображаемой, иллюзорной, потому что таким образом он обретает способность бесконечно раздвигать границы своего жизненного опыта опытом воображаемой жизни в мифологической, а затем в художественной реальности. О том, что речь здесь идет о такой потребности, которая принадлежит к сущностным силам человека, свидетельствует тот факт, что "миры" мифологических образов рождаются в глубочайшей древности, по сути дела вместе с человеком, с обществом, с культурой, и, превращаясь в художественные "миры", сохраняются на всех последующих ступенях истории человечества и у всех населяющих Землю народов.

Хорошо известно, что так  же, как нет ни одного народа, не сотворившего для себя мифов и лишенного  искусства, так нет нормального  ребенка, детство которого не было бы заполнено художественными играми, актерскими и рисовальными, танцевальными  и поэтически-музыкальными.

 

 

Заключение

 Культура позволяет  человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно  воздействует на личность человека, ведет  его к деградации.

Человек сам является культурной ценностью, и самую важную часть  этой ценности составляют его творческие возможности. И естественно, что  адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и её результатов. Тем самым в культуре смыкается как субьективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается тля того, чтобы человек всем напряжением своей нелёгкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его.

Роль культуры, как способа  реализации творческих возможностей человека разнообразно.  Культура не только приглашает личность творить.  Она же и накладывает  на неё ограничения. Эти ограничения  распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты  защищают общество от разрушительных действий, поклонников животного  эгоизма, грубой физической силы, фашизма  и расизма. Но опасно и отсутствие культурных ограничений в попытках управления силами природы. Экологический  кризис переживаемый сейчас человечеством, в определённой мере – результат отсутствия общечеловеческих норм, предписывающих определённый порядок в отношении общества к природе. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать  в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, как основой культурного развития общества.

http://turboreferat.ru/culture/chelovek-kak-tvorec-kultury-i/88350-457584-page2.html

М. Лайтман: Каждый человек в нашем мире спрашивает, или внутри него сидит этот вопрос даже не ощущаемо: «Для чего я живу?» Это вопрос, без которого любой организм не может существовать. Скажем, я живу для того, чтобы насладиться пищей, семьей, детьми, работой, каким-то созидательным процессом. Культура - это огромная возможность реализации человека. Если он получает от этого ответ на вопрос «для чего я живу» — для того, чтобы себя таким образом реализовать, ну, значит, до Каббалы он еще не дошел. Его эгоизм еще не настолько большой. Ему хватает этой реализации. Тогда он остается в этом.

http://www.sunhome.ru/philosophy/11542/p4


Информация о работе Человек как творец и творение культуры