Человеческое бытие и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Крайне усложняющаяся система изучения человека, охватившая почти весь диапазон познания (от физико-математических наук до гуманитарных), предъявляет новые требования к философскому учению о человеке. Современная философия реализует монистический подход к человеку, рассматривая в единстве физическую и психическую его природу. Вместе с тем единство социального и биологического всегда учитывается при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Соотношении биологического и социального в человеке. Проблема сущности человека………………………………………………………………..5
2. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии»…………………………………………………………………...14
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия...25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 56.09 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

ПиПДО

РИПОДО

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Человеческое  бытие и его специфика»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

3Ф -132- 4-1Сат.

Давлетчина

Светлана 

Викторовна

Проверила: Перебейнос

Артем Евгеньевич

 

 

 

 

Сатка

2013

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Соотношении биологического и социального в человеке. Проблема сущности человека………………………………………………………………..5

2. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии»…………………………………………………………………...14

3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия...25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Крайне усложняющаяся система  изучения человека, охватившая почти  весь диапазон познания (от физико-математических наук до гуманитарных), предъявляет  новые требования к философскому учению о человеке. Современная философия реализует монистический подход к человеку, рассматривая в единстве физическую и психическую его природу. Вместе с тем единство социального и биологического всегда учитывается при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания.

В любой из проблем человекознания взаимодействие естествознания, психологии и общественных наук основывается на философском учении о человеке. Уже в настоящее время взаимодействие наук, относящихся к естествознанию, с одной стороны, и обществоведению – с другой, служит делу интеграции знаний о человеке. Поучителен возрастающий масштаб такой интеграции при решении новых задач, например, освоения космоса или адаптации человека к глубоководным погружениям и т.д. С каждым важным шагом технические взаимоотношения, требующие правового и морального регулирования, преобразуются в духовные ценности, включающие и человеческие качества, в том числе душевное и физическое здоровье. Интеграция разнородных научных знаний о человеке может быть полностью осуществлена лишь на уровне философского учения о человеке, раскрывающего диалектику природы и общества.

Проблема человека есть основная проблема философии. Человек – наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много. Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры.

В данной работе будут рассмотрены  такие вопросы, касающиеся человеческого  бытия, как соотношении биологического и социального в человеке с  точки зрения различных течений, развитие проблемы специфики человеческого  бытия в трудах таких ученых как  Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Н.А. Бердяев, разграничение понятий человек, индивид, личность.

 

 

 

1. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии»

 

В теории человека, основанной на теории природы, все другие органические создания рассматриваются лишь как приближение  к человеку. Человек в земной истории  представляет собой последнюю ступень  длинного ряда созданий, целью которых  является организация совершенного тела. Только на этой вершине органического  развития пробивается душа земли, и  в человеке возникает духовное сознание.

Прежде всего, в теории человека нужно выяснить, какое место занимает человек в ряду созданий, в каком  отношении он находится к целостности  природы и мира. Хотя изначально земному элементу присущи лишь два  основных влечения – влечение к самосохранению и влечение к обособлению, индивидуальности и развитию – позднее, когда земной элемент уже достаточно развился, может образоваться еще более высокое влечение к возвращению в свободный мир, томление по утраченной свободе. Это влечение может возникнуть лишь позднее, оно может быть лишь последним из земных элементов, так как находится в противоречии с изначальным влечением самости. Только когда последнее разрушено, другое влечение может получить простор для своего развития.

Основной пункт относительно природы  и существа человека, который теперь нужно уяснить, – это свобода. Ранее можно было утверждать вообще, что свобода составляет сущность человека, что свобода то же самое, что я, и, следовательно, человек необходимо должен быть свободен. О подлинном отношении ограниченного человека к целому речь может идти только теперь.

Всеобщие законы развития мира – это законы свободы.

Начало – это сама свобода, и законы становления – основная ее форма. В духовной сфере закон возникает из двойного отношения к бесконечной полноте и бесконечному единству.

Ставится известная цель, которая  должна быть достигнута, – бесконечная полнота, и известное условие, при котором она должна быть достигнута – сохранение бесконечного единства. Следовательно, возникает нечто однообразное и закономерное в целостности этой сферы. Более всего отвечает этому в области высшей земной организации идеал, известный общий тип всех образований и конфигураций в высшей земной организации, где в бесконечном многообразии природы одновременно усматривается и подлинное единство. Все те образования, где наряду с многообразием одновременно выступает и единство, участвуют в высшей, духовной закономерности, они являются как бы формами духовной сферы закона, множеством различных выражений идеала.

Свобода человека – это его способность по отношению к миру, и основной вопрос в этом исследовании: есть ли у человека способность воздействовать на мир или нет? Здесь мы, прежде всего, должны принять во внимание идеалистическое воззрение на мир, как на бесконечное «я» в становлении, чтобы, исходя из этой точки зрения, достичь удовлетворительного результата. Только если мир мыслится становящимся, как приближающийся к своему завершению в восходящем развитии, возможна свобода. Если бы мир был завершен, то в нем ничего больше нельзя было бы изменить и создать, и свобода была бы невозможной.

Земной человек – это определенная, необходимая ступень в ряду организаций, имеющая определенную цель. Эта цель земного элемента на высшей ступени организации – раствориться, перейти в высшую форму, возвратиться в свободу высшего элемента. Следовательно, это стремление предполагает человека.

Он не отделен от мира, но живо вторгается в него и своим действием может  сильно способствовать осуществлению  его целей. Между тем ясно, что  способность реально воздействовать на мир, завершать его присуща  не столько отдельному человеку, сколько  человечеству в целом. Люди все вместе выступают как некое целое  не только в силу сходства организации, но в еще большей мере благодаря одинаковости своего назначения. Все люди – это множество проявлений способности Земли к одной и той же цели: восстановлению свободы, возвращению в высшую сферу. Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть приписана и вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир, формировать и завершать его.

В отдельном человеке влечение к  обособлению идет все дальше, и  тем самым может быть достигнута цель земного элемента. Как природное  существо человек тем совершеннее, чем более самостоятельным и  индивидуальным он является. Однако влечение к самости и индивидуальности занимает все же подчиненное сто  в земном элементе; в восходящем развитии оно должно постепенно растворяться в любви, ограниченная индивидуальность должна отпасть, и все возвратиться в единство.

Поэтому позитивная свобода человека имеет место лишь в отношении  к целому, лишь в любви и общности, будучи связана с ними. Негативная свобода гарантирована тем, что  никакие границы не являются абсолютными; у человека всегда есть способность  принять решение, он всегда остается господином, сколь бы мощное воздействие  ни оказывалось на него со всех сторон.

Ф. Шеллинг.

Пока человек пребывает в  области природы, он в собственном  смысле слова – господин природы, так же, как он может быть господином самого себя. Он отводит объективному миру определенные границы, которые ему не дозволено преступать.

Представляя себе объект, придавая ему  форму и прочность, он властвует  над ним. Ему нечего его бояться, ведь он сам заключил его в определенные границы. Однако, как только он эти  границы устраняет, как только объект становится уже недоступным представлению, то есть только человек сам преступает границу представления, он ощущает  себя погибшим. Страхи объективного мира преследуют его. Ведь он уничтожил границы объективного мира, как же ему преодолеть его? Он уже не может придать форму безграничному объекту «неопределенности», он носится перед его взором; как остановить его, как схватить, как положить границы его могуществу?

Дух природы лишь по видимости противоположен душе; сам по себе он – орудие ее откровения: он творит, правда, противоположность вещей, однако лишь для того, чтобы тем самым могла проявиться единая сущность в качестве высшей мягкости и примиренности всех сил. Все создания, кроме человека, движимы только духом природы и с его помощью утверждают свою индивидуальность; только в человеке, как в некоем средоточии возникает душа, без которой мир был бы подобен природе без солнца.

Следовательно, душа в человеке не есть начало индивидуальности, а то, благодаря чему он возвышается над  всякой самостью, благодаря чему он становится способным к самопожертвованию, к бесконечной любви, что превыше  всего, к видению и познанию сущности вещей, а тем самым и искусства. Душа уже не занята материей, не соприкасается  с ней непосредственно; она соприкасается  и только с духом как с жизненным  началом вещей, являя себя в теле, она тем не менее свободна от него и в прекраснейших творениях сознание о нем лишь встает над ней, подобно легкой грезе, не нарушающей ее покой.

Только человек есть в Боге и  именно благодаря этому бытию  – в Боге – он способен к свободе. Он один есть центральное существо и поэтому должен оставаться в центре. В нем созданы все вещи, и только через посредство человека Бог принимает природу, соединяя ее с собой. Природа есть первый или Ветхий Завет, ибо вещи здесь еще находятся вне центра и поэтому подвластны закону. Человек – начало нового союза, посредством которого в качестве посредника, – так как он связан этим союзом с Богом – Бог (после последнего разделения) принимает природу и вовлекает ее в себя. Таким образом, человек – спаситель природы, на него как на свою цель направлены все ее прообразы. Слово, исполненное в человеке, существует в природе как темное, пророческое (еще не полностью изреченное) слово. Отсюда и предзнаменования, которые в самой природе не находят своего истолкования и могут быть объяснены только человеком.

Л. Фейербах.

Исходной позицией прежней философии  являлось следующее положение: Я  – абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из положения: я – подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность. Прежний философ, чтобы защититься от чувственных представлений, чтобы не осквернить отвлеченных понятий, мыслил в непрестанном противоречии и раздоре с чувствами, а новый философ, напротив, мыслит в мире и согласии с чувствами.

Человек отличается от животного вовсе  не только одним мышлением. Скорее всего, его существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина  лежит в мышлении, но потому, что  мышление есть неизбежный результат  и свойство человеческого существа.

Поэтому и здесь нам нет нужды  выходить за сферу чувственности, чтобы  усмотреть в человеке существо, над  животными возвышающееся. Человек, не есть идеальное существо, подобно  животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно между собою  связаны. И эта свобода не сосредоточена в какой-нибудь особой способности к воле, так же как и эта универсальность не покрывается особой способностью силы, мысли, разума – эта свобода, эта универсальность захватывает все его существо. Чувства животных более тонки, чем человеческие чувства, но это верно только относительно определенных вещей, необходимо связанных с потребностями животных, и они тоньше именно вследствие этой определенности, вследствие узости того, в чем животное заинтересовано. У человека нет обоняния охотничьей собаки, нет обоняния ворона; но именно потому, что его обоняние распространяется на все виды запахов, оно свободнее, оно безразличнее к специальным запахам. Где чувство возвышается над пределами чего-либо специального и над своей связанностью с потребностью, там оно возвышается до самостоятельного, теоретического смысла и достоинства: универсальное чувство есть рассудок, универсальная чувственность – одухотворенность. Даже низшие чувства – обоняние и вкус – возвышаются в человеке до духовных, до научных актов. Обонятельные и вкусовые качества вещей являются предметом естествознания. Даже желудок у людей, как бы презрительно мы на него не смотрели, не есть животная, а человеческая сущность, поскольку он есть нечто универсальное, не ограниченное определенными видами средств питания. Поэтому человек свободен от неистовства прожорливости, с которой животное набрасывается на добычу.

Информация о работе Человеческое бытие и его специфика