Биография Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:11, биография

Краткое описание

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, в 1938 году, за год до смерти он эмигрировал в Англию.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Биография Зигмунда Фрейда.docx

— 35.64 Кб (Скачать документ)

Биография Зигмунда Фрейда

Фрейд Зигмунд

 

1856-1939

 

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, в 1938 году, за год до смерти он эмигрировал в Англию. С самых первых классов Фрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своя собственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во время занятий. Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов - Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненного в средствах [Рипег, 1947, р. 47]. Фрейд великолепно владел немецким языком, и одно время получал призы за свои литературные победы. Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках. Фрейд вспоминал, что в детстве он часто мечтал стать генералом или министром.

 

     Однако, поскольку он  был евреем, почти любая профессиональная  карьера была для него закрыта,  за исключением медицины и  юриспруденции - так сильны были  тогда антисемитские настроения. Фрейд выбрал медицину без  особого желания. Он поступил  на медицинский факультет Венского  университета в 1873 году. Во время  учебы он испытал на себе  влияние знаменитого психолога  Эрнста Брюкке. Брюкке выдвигал идею о том, что живые организмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиеся законам физической вселенной. Фрейд воспринял эти идеи со всей серьезностью, и позднее они получили свое развитие в его взглядах на динамику психического функционирования [Sulloway, 1979]. Честолюбие толкало Фрейда к совершению какого-нибудь открытия, которое принесло бы ему известность уже в студенческие годы. Он внес свой вклад в науку благодаря описанию новых свойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существования яичек у самцов угря.

 

     После получения медицинской  степени в 1881 году Фрейд занял  должность в Институте анатомии  мозга и проводил сравнительные  исследования мозга взрослого  человека и плода. Его никогда  не влекла практическая медицина, однако, вскоре он оставил свою  должность и стал практиковать  приватно как невропатолог, преимущественно  по той причине, что научная  работа низко оплачивалась, а  атмосфера антисемитизма не давала  возможности продвижения по службе. Ко всему прочему Фрейд влюбился  и был вынужден осознать, что  если он когда-нибудь вступит  в брак, ему нужна, будет хорошо  оплачиваемая работа. 1885 год ознаменовался  критическим поворотом в карьере  Фрейда. Он получил исследовательскую  стипендию, которая дала ему  возможность поехать в Париж  и в течение четырех месяцев  стажироваться у Жана Шарко,  одного из наиболее выдающихся  неврологов того времени. Шарко  изучал причины и лечение истерии  - психического расстройства, проявлявшегося  во множестве разнообразных соматических  проблем. У пациентов, страдавших  истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей, слепота  и глухота. Шарко, используя  внушение в гипнотическом состоянии,  мог, как индуцировать, так и  устранять многие из этих истерических  симптомов. Хотя позднее Фрейд  отвергал применение гипноза  в качестве терапевтического  метода, лекции Шарко и его  клинические демонстрации произвели  на него сильное впечатление.  За время короткого пребывания  в знаменитом госпитале Сальпетриер в Париже Фрейд из невролога стал психопатологом [Steele, 1982].

 

     В 1886 году Фрейд  женился на Марте Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. У них родились три дочери и три сына. Самая младшая дочь, Анна, последовала по стопам отца и со временем заняла лидирующее положение в психоаналитическом направлении как знаменитый детский психоаналитик. В 80е годы Фрейд начал сотрудничать с Иозефом Брейером, одним из наиболее известных венских врачей. Брейер к тому времени достиг определенного успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению метода свободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предприняли вместе исследование психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги "Исследования истерии" (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматических событиях. Дату этой знаменательной публикации иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творческий период в жизни Фрейда был еще впереди. Личные и профессиональные отношения между Фрейдом и Брейером резко прервались примерно в то же время, когда была опубликована книга "Исследования истерии". Причины, по которым коллеги внезапно стали непримиримыми врагами, до сих пор не вполне ясны. Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Брейер категорически не соглашался с Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, и это предопределило разрыв (IJones, 1953). Другой исследователь (I Steele, 1982) предполагает, что Брейер выступил в роли "отцовской фигуры" для более молодого Фрейда, и его устранение было просто предначертано самим ходом развития отношений вследствие эдипова комплекса самого Фрейда. Каковы бы ни были причины, эти два человека никогда снова не встретились как друзья. Утверждения Фрейда о том, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896 году. К этому времени у Фрейда имелось крайне мало разработок (если они вообще были) того, что позднее получило известность как теория психоанализа. Более того, его оценка собственной личности и работы по наблюдениям Джонса была такова: "У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно" [Jones, 1953, р. 119].

 

     Промежуток между  1896 и 1900 годами был для Фрейда  периодом одиночества, но одиночества  очень продуктивного. В это  время он начинает анализировать  свои сновидения, а после смерти  отца в 1896 году практикует самоанализ  в течение получаса перед сном  ежедневно. Его наиболее выдающийся  труд "Толкование сновидений" (1900) основан на анализе собственных  сновидений. Однако слава и признание  были еще далеко. Для начала  этот шедевр был проигнорирован  психиатрическим сообществом, а  Фрейд за свой труд получил  лишь авторский гонорар в размере  209 долларов. Может показаться невероятным,  но за восемь последующих лет  ему удалось продать всего  600 экземпляров этого издания.  В течение 5 лет после публикации "Толкования сновидений" престиж  Фрейда постепенно вырос настолько,  что он вошел в число врачей, пользующихся всемирной известностью.

 

     В 1902 году было  основано общество "Психологические  среды" (The Psychological Wednesday Society), которое посещали только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда. В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своем направлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференцп, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Ганс Сакс и Отто Ранк. Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов последователей Фрейда и возглавили свои конкурирующие между собой научные школы.

 

     Период с 1901 по 1905 год стал особенно творческим. Фрейд опубликовал несколько  работ, в том числе "Психопатология  обыденной жизни" (1901), "Три эссе  о сексуальности" (1905) и "Юмор  и его отношение к бессознательному" (1905). В "Трех эссе..." Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов. Общественное возмущение последовало незамедлительно и имело широкий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающего сексуальными перверсиями, непристойного и безнравственного человека. Многие медицинские учреждения бойкотировались из-за их терпимости к идеям Фрейда о сексуальной жизни детей. В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и проложившее для него путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хорошо, и Фрейд был награжден почетной степенью доктора. В то время его будущее выглядело весьма многообещающим. Он достиг значительной известности, пациенты со всего света записывались к нему на консультации.

 

     Но были и проблемы. Прежде всего, он потерял практически  все свои сбережения в 1919 году  в связи с войной. В 1920 году  умерла его 26 летняя дочь. Но, возможно, наиболее тяжелым испытанием  для него стал страх за судьбу  двух сыновей, воевавших на  фронте. Отчасти под влиянием  атмосферы первой мировой войны  и новой волны антисемитизма  в возрасте 64 лет Фрейд создал  свою теорию об универсальном  человеческом инстинкте - стремлении  к смерти. Однако, невзирая на  свой пессимизм в отношении  будущего человечества, он продолжал  четко формулировать свои идеи  в новых книгах. Наиболее важными  из них являются "Лекции по  введению в психоанализ" (1920а), "По ту сторону принципа  удовольствия" (1920в), "Я и Оно" (1923), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные  ею" (1930), "Новые лекции по  введению в психоанализ" (1933) и  "Очерк психоанализа", опубликованный  посмертно в 1940 году. Фрейд был  исключительно одаренным писателем,  о чем свидетельствует награждение  его Премией Гете по литературе  в 1930 году.

 

     Первая мировая война  оказала огромное влияние на  жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными  солдатами расширила его понимание  разнообразия и тонкости психопатологических  проявлений. Усиление антисемитизма  в 1930х годах также оказало  сильное влияние на его взгляды  о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянной  мишенью для нападок гитлеровцев  (в Берлине нацисты устроили  несколько публичных сожжений  его книг). Эти события Фрейд  прокомментировал так: "Какой  прогресс! В Средневековье сожгли  бы меня самого, теперь же они  довольствуются сожжением моих  книг" [Jones, 1957, р. 182]. Только благодаря дипломатическим усилиям влиятельных граждан Вены ему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году.

 

     Последние годы жизни  Фрейда были тяжелыми. С 1923 года  он страдал распространяющейся  раковой опухолью глотки и  челюсти, (Фрейд выкуривал ежедневно  20 кубинских сигар), но упорно  отказывался от лекарственной  терапии, за исключением небольших  доз аспирина. Он настойчиво работал,  несмотря на то, что перенес  33 тяжелые операции, которые должны  были остановить распространение  опухоли (из-за этого он был  вынужден носить неудобный протез, заполнявший образовавшееся свободное  пространство между носовой и ротовой полостями, и поэтому временами не мог говорить). Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Только благодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьей в Англии. Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант.

Зигмунд Фрейд - биография 

 

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский  врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

 

Зигмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

 

Основные труды Зигмунда Фрейда: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология  обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923). Знак зодиака -  Телец.

 

Еще в начале своей карьеры Зигмунд  Фрейд сделал вывод, что для лечения  психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном  феномене, необходимо наблюдать и  исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как  действенного метода исследования. В  результате Фрейду удалось впервые  объяснить человеческое поведение  в психологических понятиях и  категориях и продемонстрировать, что  поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения  и исследования. Выводы Фрейда и  принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных  предположениях.

 

6 мая 1856 года во Фрайбургской синагоге молились мужчины. У торговца тканями Якоба Фрейда родился мальчик, нареченный в честь деда Зигмундом. Семья Амалии и Якоба Фрейд на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах. Когда Зигмунду исполнилось три года, семья перебралась в Вену.

 

У матери Зигмунд был первенцем, ее «золотым Сигги», и, признавая его исключительные способности, родители ему одному из многочисленных детей выделили отдельную комнату, чтобы Сигги мог спокойно работать. И он не обманул надежд родителей -  блеском окончил школу.

 

Вскоре мальчик убедился, что  и в семье роль главы принадлежит  Амалии. Формально признавая первенство мужа, она сама принимала все важные решения. Сильная привязанность сына к матери могла бы многое объяснить проницательному уму. Но в то время такого рода проницательностью не обладал никто. Позже Зигмунд Фрейд теоретически выразил влияние материнских амбиций на его эмоциональное развитие: «Человек, в детстве безгранично любимый матерью, на всю жизнь сохраняет в себе чувство победителя, ту веру в успех, которую зачастую действительно стимулирует успех».

 

Честолюбивые мечты о почестях и славе стали побудительной  силой для Фрейда и во взрослой жизни. Чрезмерная жажда славы была для Фрейда в какой-то мере компенсацией за тот удар, который он получил  в возрасте двенадцати лет, когда  пошатнулась его вера в силу и  авторитет отца. Незнакомец на улице  смахнул с головы отца в грязь  его новую меховую шапку и  крикнул в лицо: «Еврей, убирайся с тротуара!» На возмущенный возглас  сына: «И что же ты сделал?» - отец спокойно ответил: «Я сошел с тротуара и  поднял шапку».

 

Эта робкая покорность и смирение глубоко задели Зигмунда Фрейда и ему предстояло добиться того, чего ждала от него семья, не имея за спиной сильной отцовской фигуры, и понадобилось четыре десятилетия, прежде чем Фрейд сумел преодолеть в себе возникшую еще в детстве потребность заменить ее каким-то другим идеалом. Окончательно избавиться от этой пассивной тяги к сильной отеческой руке ему удалось лишь тогда, когда он полностью уверовал в свое собственное интеллектуальное совершенство.

Информация о работе Биография Зигмунда Фрейда