Культура процессуальных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:59, реферат

Краткое описание

Реализация провозглашенных Конституцией РФ принципов – независимость и беспристрастность суда, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту, состязательность и равенство сторон – требуют такой системы норм уголовного судопроизводства, которая направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Это двуединое назначение уголовного судопроизводства должно составлять основу регулирования деятельности органов и должностных лиц, определять права участников уголовного процесса.

Содержание

Введение 3
1. Оценка доказательств. Внутреннее убеждение. 5
2. Признаки принципа свободной оценки 6
3. Историческое развитие оценки доказательств. 9
4. Аспекты оценки доказательств по внутреннему убеждению 11
5. Факторы, воздействующие на внутреннее судейское убеждение 14
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

этика.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

   Привлечение к  уголовной ответственности за  лжесвидетельство сопряжено с решением определенных нравственных вопросов. Лжесвидетельство, как и все другие преступления, аморально. Но нравственные оценки его в общественном сознании различаются в зависимости от того, каково содержание заведомо ложных показаний. Если свидетель дает заведомо ложные показания с целью обвинить в преступлении невиновного, то такие действия однозначно признаются аморальными, низкими. Но в случаях, когда ложные показания направлены на освобождение от ответственности виновного, оценки могут различаться. Здесь приобретает значение мотив, которым руководствовался свидетель (жалость к виновному, особые с ним отношения, угроза со стороны мафиозных структур, подкуп и т. п.).    Обобщение практики привлечения к ответственности за лжесвидетельство показывает, что в преобладающем большинстве случаев оно имеет место с целью избавить от ответственности действительно виновных. Это приводит к тому, что такие преступления все чаще остаются безнаказанными. Между тем подобная практика способствует распространению в нравственном сознании не только безразличного, но едва ли не положительного отношения ко лжи, которую гражданин сообщает представителям власти, будучи обязан по закону говорить правду. В конечном счете это может повлиять и на оценку в обществе такого нравственного качества, как правдивость, честность вообще[16;41].

    До последнего  времени в законодательстве и  практике производства по уголовным делам не получали должного решения вопросы свидетельского иммунитета. Действовавшее длительное время законодательство исходило из приоритета интересов установления истины и изобличения виновного перед охраной нравственных ценностей. Запрет допроса в качестве свидетеля распространялся только на защитника обвиняемого, причем лишь по поводу обстоятельств дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника.

    Многие ученые  длительное время доказывали  необходимость расширения круга лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, именно вследствие этических соображений, когда обязанность свидетельствования на следствии и суде для определенных категорий людей может оказаться сопряженной с попранием моральных ценностей. К настоящему времени в законодательном порядке приняты принципиально верные решения: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; охраняется тайна исповеди; расширены пределы адвокатской тайны. Предстоит облечь в конкретные процессуальные формы на уровне УПК России процедуру реализации этих важных положений, как и охрану врачебной тайны, тайны личной жизни и других нравственных ценностей при производстве по уголовным делам[12;23].

    При использовании показаний потерпевшего следует учитывать нравственную сторону его процессуального положения и специфику отношений его с обвиняемым. Потерпевший вправе дать показания, но одновременно обязан дать показания, причем правдивые. Он находится не только в процессуальных, но и в нравственных отношениях с обвиняемым.   Потерпевший при общении с подозреваемым, обвиняемым может испытывать дополнительные стрессовые ситуации во время очных ставок, допросов на суде и при иных следственных и судебных действиях.  Потерпевший может быть тем, кто своим поведением определенным образом спровоцировал преступление. Показания потерпевшего могут содержать преувеличения и неточности, естественные для человека, ставшего жертвой преступления. Потерпевший нередко в первую очередь подвергается негласному воздействию со стороны преступников и их окружения.

Все эти обстоятельства обязывают при получении, исследовании и оценке показаний потерпевшего проявлять особую чуткость к нему как человеку, оберегать потерпевшего от дополнительных нравственных страданий, не допускать унижения его достоинства с чьей бы то ни было стороны, проявлять разумную снисходительность при возможных заблуждениях и ошибках потерпевшего, дающего показания[11;24].

     Вопрос о  нравственных аспектах использования других видов доказательств (заключения экспертов, вещественные доказательства, документы) здесь рассматриваться не будет, хотя в дальнейшем определенные сведения на этот счет будут изложены применительно к анализу конкретных процессуальных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доказательства только тогда являются относимыми, когда находятся с обстоятельствами, входящими в предмет доказывания, хотя бы в одном из пяти соотношений.

Во-первых, позволяют установить обстоятельства, непосредственно входящие в предмет доказывания. Во-вторых, дают возможность установить так называемые «промежуточные факты», совокупность которых позволяет в конечном счете прийти к выводу о наличии или отсутствии обстоятельств, входящих в предмет доказывания. В-третьих, позволяют установить факты, уже установленные другими доказательствами в целях усиления надежности и проверки системы доказательств определенной версии. В-четвертых, дают возможность опровержения фактов, относящихся к другим версиям, исследуемым по делу. В-пятых – позволяют проверить полноту и достоверность собранных доказательств путем исследования условий их формирования, передачи и хранения.

Оценка по внутреннему убеждению входит в решение вопроса о допустимости в той части, в которой нарушения процедуры получения доказательства исследуются и оцениваются с точки зрения их воздействия на права и законные интересы лиц; внутреннее убеждение здесь также необходимо рассматривать как убежденность (уверенность) судьи в возможности восполнения недопустимого доказательства.

По внутреннему убеждению с точки зрения достоверности оцениваются источники сведений, их свойства (заинтересованность или незаинтересованность свидетеля, состояние его слуха или зрения, квалификация эксперта и т.п.); оцениваются способ и обстоятельства получения источником этой информации. Вывод о достоверности или недостоверности конкретного доказательства достигается путем сопоставления его с другими доказательствами по делу, поэтому только оценка доказательств в их совокупности может привести к правильному выводу.

Закон не раскрывает понятия достаточности, хотя во многих случаях требует от судьи, прокурора, следователя, дознавателя установления достаточных доказательств, достаточных данных или достаточных оснований

Как представляется, к числу условий достаточности совокупности доказательств можно отнести: Во-первых, необходимая для данного состава конкретизация обстоятельств, входящих в предмет доказывания; Во-вторых, оценка всех доказательств, отражающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания; В-третьих, невозможность иного вывода из совокупности имеющихся доказательств.

Факторы, влияющие на внутреннее судейское убеждение:

Внешние (объективные) факторы, воздействующие на внутреннее судейское убеждение:

1.         Уголовно-процессуальное законодательство.

2.         Судебная практика.

3.         Непроцессуальные факторы.

Субъективные факторы, воздействующие на внутреннее судейское убеждение: личность судьи, совесть, правосознание, сочувствие, поведение подсудимого в ходе судебного заседания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 2006.    ISBN 5-85572-122-3.
  2. Дробницкий О. Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. - М., 2004. ISBN 987-5-803443-02-7
  3. Ефимычев С.П., Кулагин С.П., Ямпольский А.Е. Допрос. -Волгоград, 2008. ISBN 978-5-9516-0216-9
  4. Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск: Тетра Системс, 2008. ISBN 5-86478-101-2
  5. Золотухина-Аболина Е. В.. Курс лекций по этике: Учеб. пособие для студ. вузов - М., Ростов-на-Дону, 2009. ISBN 5-87743-101-2
  6. Зубарев В. С., Крыскин Л. П ., Статкус В. Ф. Язык и стиль обвинительного заключения. - М., 2006. ISBN 9785998964329
  7. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и этическая культура сотрудников органов внутренних дел - Киев, 2010. ISBN 5-8354-0033-0
  8. Иванов В.Г. История этики древнего мира.- С.-Пб., 2007. ISBN 5-86372-112-3
  9. Карсавин Л.П. Добро и зло. - СПб.,2004. № 2. ISBN: 5-8114-0105-1
  10. Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. ISBN: 5-96402-247-2
  11. Кокорев Л. Д., Котов Д.П. Собр. Соч. ISBN: 5-94201-369-1
  12. А.С. Кобликов – Юридическая этика. 2009 г. ISBN: 5-93202-267-1
  13. Ликас А.Л. Культура правосудия 2002г. ISBN 978-5-904343-01-9
  14. Володина Л.М. Проблемы российского уголовного процесса. Теория, законодательство, практика. М., 2006. ISBN 5-879321-7.
  15. Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г.  ISBN 5-89123-785-7.
  16. Кондрашов В.А. Этика. - Ростов-на-Дону, 2008. ISBN: 5-902766-05-2

 


 

 



Информация о работе Культура процессуальных документов