Этика и психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

Этика предпринимателя – это нормы поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Исходя из этого определения, можно сформулировать постулаты профессиональной деятельности предпринимателя (этический кодекс предпринимателя).
Цивилизованный предприниматель:

Прикрепленные файлы: 1 файл

Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

В IBM, в частности, сформулированы принципы ведения бизнеса и управления, основанные на доверии между руководителями и подчиненными. Поскольку они становятся наиболее типичными для всей деловой Америки, приведем основные:

- общие этические ценности, разделяемые работниками как личные убеждения: порядочность, честность в работе, взаимное доверие, высокая мотивация к труду, общий дух патриотизма;

- осуществление политики  полной занятости или «пожизненного  найма» работников на конкретной  фирме. При этом сотрудники  имеют право выбора работы в пределах фирмы в соответствии со своими интересами. По желанию они также могут менять профессии внутри фирмы;

- осуществление широкого  и эффективного материального  и морального стимулирования  труда работников;

личное участие работников в принятии решений на основе консенсуса;

- патерналистический, семейственный,  неформальный стиль взаимоотношений  руководителей и подчиненных;

- официальное провозглашение  уважения человека и веры в  него;

- всемерное поощрение  индивидуализма, ярких личных способностей; привлечение к работе специалистов высшей квалификации;

- максимальное делегирование  полномочий работникам вплоть  до самых низовых уровней исполнения; это заставляет штатных руководителей  становиться «групповыми», демократичными, способствует развитию горизонтальных связей, поощряет инициативу инакомыслия, деловую критику.

Особое внимание придается  огромной роли духовного фактора. Каждая солидная фирма имеет свой особый «дух компании», общую атмосферу, определяющую этические ценности, стиль взаимоотношений, девизы труда.

Независимость, индивидуализм, формализм в отношениях, еще недавно  столь характерные для американского  стиля в бизнесе, активно вытесняются  пропагандой общего «духа команды». В последнее время все более  важное значение придается уровню сотрудничества, взаимозависимости. Современный руководитель и бизнесмен вынужден становиться общительным, терпимым к чужому мнению, гибким, дипломатичным, стремиться к сотрудничеству. И в этом смысле деловые люди Америки учатся у японцев так же успешно, как японцы в свое время учились у них.

Японское предпринимательство .

Японский менеджмент и бизнес формировались  под влиянием двух факторов: творческого  освоения зарубежного опыта в  области организации и управления (прежде всего американского) и сохранения национальных традиций. Чтобы лучше понять японское предпринимательство, нужно знать национальные особенности страны, которые определяют характер и поведение японского предпринимателя. Практически все зарубежные специалисты отмечают такую черту японского характера, как исключительное трудолюбие. Японцы работают больше всех в мире, а отдыхают – меньше всех. В повседневной напряженной работе заключается образ жизни японской нации. Японцы настойчивы и упорны в достижении цели. Они могут годами целеустремленно работать, отказывая себе во всем, терпеливо и без отчаяния относясь к неудачам. Японцам вообще свойственно свои поражения рассматривать с позиции стимула к новой усиленной деятельности: они считают, что препятствия – это факторы развития. В общении они дипломатичны и сдержанны и больше всего боятся «потерять лицо», впав в состояние гнева и раздражения.

Интересна характеристика, данная японским предпринимателям их главными конкурентами – американцами: на мировом рынке  японцы выступают как опытные  и агрессивные торговцы, закаленные в жестоких битвах внутри страны – в условиях, когда «проигравший выбывает».

В душе каждого японского дельца живет самурай с его фанатичным стремлением к полной самоотдаче, умением идти до конца и действовать  на пределе своих возможностей, не щадить ни себя, ни своего партнера, ни тем более противника. Эти национальные черты японского характера в полной мере проявляются в японском бизнесмене, для которого его дело – это ринг неистовой борьбы и яростного самоутверждения.

В деловом мире Японии как среди менеджеров, так и среди рабочих распространена приверженность к коллективным формам организации труда. Она проявляется в исключительной преданности делам фирмы, а также в стремлении к принятию решений, предварительно согласованных на всех уровнях управления, причем не сверху вниз, как у нас, а снизу вверх (по методу «увязки корней»). Для того чтобы решение было утверждено высшим руководством фирмы, оно предварительно обсуждается с каждым руководителем среднего звена. И только после того как каждый соруководитель поставит на документе свою печать, управляющий фирмой принимает решение.

Интересно отметить, что  в Японии принято обновлять не только свои специальные знания, но и постоянно совершенствовать духовное развитие личности, в свободное время заниматься каким-либо видом искусства, изучением предметов гуманитарного цикла. Японцы считают, что работник, имеющий развитые эстетические интересы, стремится работать красиво, а поэтому – качественно и производительно. Японцы удовлетворяют свои духовные потребности в самом труде.

Коллективный характер труда японцев проявляется и  в том, что они склонны к  демократичным формам взаимодействий во время трудовой деятельности («все вместе и все одинаково»). Так, управляющие и рядовые сотрудники фирм носят одинаковую и скромную одежду, питаются в общей столовой, работают в одном большом помещении. Часто сам управляющий включается в производственный процесс.

Японцы более склонны  к заимствованию новых идей на Западе, но реализуют и внедряют их блестяще, творчески, часто значительно лучше, чем на родине этих идей. При этом они сами способны порождать интеллектуальные новшества. Весьма характерно и то, что внедрение нововведений производится скорее эволюционным путем, чем революционным: устаревшие методы не разрушаются, а встраиваются в новые возникающие системы, либо постепенно вытесняются и исчезают. Для этого тщательно собирается полная информация о возможных вариантах, последствиях, результатах практического использования новых идей. Интересно отметить особенности трудового ритма японцев. Они работают спокойно, методично, четко, тщательно и размеренно. Никаких авралов, стрессов, срывов.

Отмеченные особенности  работы японцев определяют их несомненный  успех. Но всегда следует помнить, что взлет Японии в сфере экономики и духовного развития есть результат каждодневной напряженной работы. Именно это усердие в сочетании с умело организованной заинтересованностью обеспечили этой стране блестящий успех в собственной и мировой экономике.

Условия, способствующие развитию предпринимательства, можно  разделить на две группы: объективные  возможности в обществе для предпринимательской  деятельности; субъективные предпосылки  в психологии людей, определяющие их склонности и способности к предпринимательству. Не касаясь чисто экономических факторов, таких как наличие финансовых ресурсов у потенциальных бизнесменов, развитость рынка сбыта, существование соответствующей инфраструктуры, можно определенно утверждать, что решающую роль в развитии предпринимательства играют, во-первых, политика государства в отношении частного бизнеса и, во-вторых, культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы, стремление к независимости, способность добиваться успеха за счет личных качеств.

Психологические аспекты  предпринимательства в современной  России.

Различные авторы, анализируя причины роста преступности в  экономике и криминализации общества, отмечали ряд просчетов, которые  были допущены инициаторами экономических реформ в России.

«Восприятие западного  экономического опыта без учета  реальной расстановки политических сил, национальной ментальности, традиций и психологии чиновничества помогло  рождению нового монстра в виде бюрократического номенклатурного капитализма, внедрению российской мафии в экономику, политику и властные структуры».

Крайне отрицательное  влияние на состояние законности оказала несовершенная правовая основа. Немаловажное значение имеет  социально-психологический фактор: неподготовленность населения, трудовых коллективов приватизированных предприятий к осознанию значения приватизации в дальнейшем будущем. В такой обстановке органы прокуратуры оказались в эпицентре общественных страстей, испытывая с одной стороны, недовольство коллективов, отстраненных от справедливой приватизации, с другой – тех, кого в народе называют «прихватизаторами». На стороне последних часто не только деньги и сила, но и реальная связь с коррумпированным чиновничеством.

Парадоксальным при  оценке государственной политики России в области предпринимательства оказывается то, что она всемерно (вольно или невольно) создает условия для успешной деятельности предпринимателей-перекупщиков, спекулянтов и просто мошенников и в то же время воздвигает такие преграды на пути производственного предпринимательства, которые делают его если не невозможным, то крайне затрудненным.

Ниже приводится результат  журналистского расследования на эту  тему.

Создателям СНГ с  его «прозрачными» границами  бесконечно благодарны «алкобароны», сколотившие сказочные состояния на поставках сырья российским производителям нелегального алкоголя. Хвалу Аллаху возносит также население Северной Осетии, где практически ликвидирована безработица за счет производства дешевой водки, заполнившей петербургские прилавки. Не в обиде и масса предприимчивых людей из дальнего зарубежья (к примеру, Западной Европы, Турции и даже США), поставляющих нам массу разнообразных технических жидкостей, которые потом волшебным образом превращаются в содержимое сотен бутылок с родными до боли наклейками. Не бедствуют, наконец, и хозяева целой индустрии подделок (например, «Амаретто» или «Абсолюта»), созданной в странах бывшего соцлагеря и работающей специально на Россию.

Нерегулируемый рынок  – это полная анархия, которая была свойственна, например, американскому капитализму середины прошлого века; все дальнейшее развитие капитализма шло по пути законодательного введения норм цивилизованной предпринимательской практики и рынка; любое современное развитое государство весьма строго регулирует свободный рынок.

У современного государства  имеются два общепризнанных рычага регулирования свободного рынка: первый – законодательный и административный, ограничивающий и контролирующий стихийные  начала в сфере свободного предпринимательства; второй – экономический, позволяющий стимулировать и направлять предпринимательскую инициативу в общественно полезное русло. Вся проблема заключается в том, чтобы научиться разумно пользоваться этими рычагами на всех уровнях нашей современной государственной структуры.

Сегодня в мире считается  аксиомой, что масштабы развития мелкого  предпринимательства – один из важных показателей степени развитости демократического общества.

Во-первых, широкое развитие малого предпринимательства способствует включению в состав собственников все большего числа индивидов, изменяя тем самым их статус и обеспечивая соответствующий уровень экономической свободы и независимости.

Во-вторых, малые предприятия  являются важнейшим элементом самого гражданского общества, а не только принадлежностью хозяйственной системы. Если с этих позиций посмотреть на нынешнюю российскую реформу, в рамках которой до сих пор не находится места для стимулирования развития мелкого бизнеса, то станут очевидными выводы, что без развития малого предпринимательства Россия не получит широкого слоя (класса) мелких собственников, а значит, и той опоры, на которой держится гражданское общество.

Особенности переходного  периода в экономике России находят  свое отражение в следующих моментах:

подавляющая часть производственного потенциала продолжает оставаться в собственности государства, но система управления экономикой нарушается;

монополизированные государственные  структуры продолжают сохранять  свой контроль над экономикой; в  то же время существуют теневые монополизированные структуры, действующие от государства и вопреки ему;

бурные инфляционные процессы заставляют государство осуществлять глубокое вмешательство в экономические  процессы, но распределение ресурсов производится не столько по итогам производственной деятельности (как это свойственно частному капиталу), сколько в форме государственных субсидий. При этом формально государство объявляет о своем невмешательстве в дела предприятий, однако на практике фискальная политика и политика субсидий подрывают действие законов рынка; государственные предприятия озабочены не столько развитием производства, сколько удовлетворением требований своих рабочих и служащих, на что уходит значительная часть субсидий;

теоретически государственные  и частные предприятия ставятся в равные условия рыночной конкуренции, а на самом деле это не так, благодаря тем же субсидиям в налоговой политике, не говоря уже об административных рогатках, с которыми постоянно сталкиваются предприниматели.

К экономической картине  переходного периода следует добавить и его психологические особенности, в частности:

рабочие и служащие склонны  считать, что предприятия, на которых  они работают, существуют прежде всего  ради удовлетворения их потребностей, а не потребностей рынка, отсюда –  нежелание смотреть в будущее и прогнозировать дальнейшую судьбу своего предприятия, а вместо этого – стремление обеспечить свои сиюминутные интересы;

поскольку государство  остается главным источником финансовых вознаграждений, происходит политизация  экономических конфликтов, вопросы повышения зарплаты решаются путем торга, и при этом перераспределение национальных ресурсов происходит в пользу тех отраслей и предприятий, которые имеют большой вес в экономической структуре, а это подрывает цели и нормы экономической деятельности;

большинство людей желали бы сохранить минимальную надежность и обеспеченность, которую имели  при социализме, но вместе с тем  не готовы принять требования рыночной экономики.

Столкнувшись с такой  ситуацией и не полностью освободившись  от влияния старых идеологических догм, сменяющие друг друга правительства колеблются между политикой прагматизма и политикой уступок, отходя от генеральной линии на свободный рынок. В результате в условиях непоследовательности и противоречивости правительственной политики риск и сложность предпринимательской деятельности многократно увеличиваются, снижая приток в экономику подлинных предпринимателей; наблюдается бурное развитие спекулятивного, не производственного предпринимательства.

Информация о работе Этика и психология