Экономическое учение Жан-Шарля Леонар Симонд де Сисмонди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:23, реферат

Краткое описание

Сисмонди видел в первую очередь не науку о буржуазном богатстве, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах человеческого счастья. Он был талантливым критиком капитализма и буржуазной политической экономии своего времени. В сочинениях Сисмонди, отличающихся ярким и живым литературным стилем, отразилась его личность гуманиста и радикала, который искренне сочувствовал трудовому народу и по-своему искал решения острых социальных проблем.
Целью реферата является изучение такого направления экономической мысли как экономический романтизм, а в частности трудов Ж. Сисмонди.

Содержание

Введение 3
1. Экономический романтизм как одно из направлений экономической мысли 5
2. Экономическое учение Жан-Шарля Леонар Симонд де Сисмонди 10
2.1. Ж. Сисмонди – родоначальник экономического романтизма 10
2.2. Предмет и метод изучения политической экономии Ж. Сисмонди 14
2.3. Теория производительного труда 17
2.4. Теория разделения труда 18
2.5. Теории народонаселения и доходов 19
2.6. Теория воспроизводства 22
2.7. Теория реформ 24
Заключение 26
Список использованных источников 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

ЭК РОМАНТЗМ СИСМОНДИ.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В результате промышленного переворота многих европейских стран в первой половине XIX века и буржуазной революции произошло разорение мелких ремесленников и крестьян и, как следствие, появление огромной армии безработных, что послужило причиной возникновения трех направлений экономической мысли: экономический романтизм, утопический социализм, немецкая историческая школа (социально-историческое направление). Представители каждого из указанных направлений выступали в качестве противников классической политической экономии, предлагая иные, чем у классиков, модели идеального социально-экономического устройства общества.

Экономический романтизм – одно из направлений экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии, положившее начало теории мелкобуржуазного социализма.

Многие экономические  течения поддерживали крупное производство и, тем самым, притесняли мелкое производство. А экономический романтизм поддерживал  мелкое производство и возник в противовес всем тем направлениям, которые поддерживали крупное производство. Он поддерживал и защищал мелкое производство. Благодаря ему наступила некоторая гармония.

Жан Сисмонди является завершителем классической школы во Франции и родоначальником экономического романтизма.

Термин «экономисты-романтики» берёт своё начало со времён выхода в свет одной из ранних публикаций В.И. Ленина под названием «К характеристике экономического романтизма (Сисмонди и наши отечественные сисмондисты)» (1897). В этой работе речь идёт о том, что российские экономисты, подобно Сисмонди, развивают экономические теории романтизма и ограничиваются сентиментальной критикой капитализма с точки зрения мелкого буржуа1.

«Романтики», по характеристике В.И. Ленина, возлагают все свои надежды именно на слабое развитие капитализма, взывают к его задержке, а их «оратор» Сисмонди «указал на одинаковое развитие основание свободной торговли и протекционизма… на тот процесс ломки старой хозяйственной  жизни и старых полупатриархальных отношений в западноевропейских государствах… на тот общественный факт, что свободная торговля ускоряет эту ломку»2.

Ленинские термины «экономический романтизм» и «экономисты – романтики» означают, прежде всего, критическое восприятие принципов либеральной экономики и, соответственно, экономики свободной конкуренции или, как еще говорят, капитализма. Но эта критика, как подчеркивает В.И. Ленин, «сентиментальна» и «романтична» потому, что она, констатируя бедственное положение рабочих, взывает не к «революционным» преобразованиям по ликвидации «несправедливого» капиталистического общества ради социализма, а к реформам с целью возврата к «старым полупатриархальным отношениям», которые исключили бы накопление капитала «мелкими буржуа» (крестьянами, ремесленниками, кустарями) и обеспечили бы «задержку» капитализма на стадии так называемого мелкотоварного хозяйства – хозяйства мелких собственников.

Сисмонди видел в первую очередь не науку о буржуазном богатстве, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах человеческого счастья. Он был талантливым критиком капитализма и буржуазной политической экономии своего времени. В сочинениях Сисмонди, отличающихся ярким и живым литературным стилем, отразилась его личность гуманиста и радикала, который искренне сочувствовал трудовому народу и по-своему искал решения острых социальных проблем.

Целью реферата является изучение такого направления экономической  мысли как экономический романтизм, а в частности трудов Ж. Сисмонди.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Предшествующей романтизму является классическая школа. Согласно ей, единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.

Выдвинутая идеологами классической школы идея общественного прогресса, основанная на принципах экономического либерализма, успешно перетекла из теории в экономическую политику по всей Европе. Либерализм овладел сознанием широких слоев общественности. Однако вопреки ожиданиям сторонников либеральной доктрины экономический рост, вызванный промышленной революцией, сопровождался обострением социальных проблем. Усилилась дифференциация населения: наряду с ростом богатых слоев общества происходило обнищание народных масс. Не оправдавшиеся надежды на механизм «невидимой руки» рынка, якобы способный согласовать интересы всех членов общества, вызвали появление различных альтернативных идеологий мелкобуржуазного, утопического, социалистического характера.

Экономический романтизм как направление экономической мысли явился реакцией на промышленный переворот и буржуазную революцию, ставших причиной разорения мелких ремесленников и крестьян.

Экономический романтизм, как одно из самостоятельных направлений  экономической мысли постмануфактурного периода, являет собой качественно новый этап в истории теоретической экономики, и об этом свидетельствуют следующие обстоятельства.

Во-первых, Ж. Сисмонди и П. Прудон - лидеры экономического романтизма - в своих трудах смогли обосновать многочисленные неопровержимые доказательства о несостоятельности смитианских идей об «экономическом человеке» и «невидимой руке», т. е. о гарантированном в условиях экономического либерализма гармоничном и поступательном развитии экономики и автоматической саморегуляции хозяйственного механизма.

Во-вторых, им принадлежат  аргументированные суждения против сентенций так называемого «закона Сэя», отвергая которые, они характеризовали возникновение кризисов в постмануфактурной экономике развитых стран той эпохи не как случайное явление, а как имманентное свойство хозяйства, организованного на принципах laissez fairе.

Наконец, в-третьих, экономисты-романтики, находясь в «оппозиции» по отношению к экономическому учению классиков, противопоставили «классической школе» концепции социально-экономических реформ, отдельные положения которых не утратили свою актуальность вплоть до настоящего времени.

Аргументированное неприятие  ключевых положений классической политической экономии, системное отображение собственных взглядов на существо и роль экономической науки послужили Ж. Сисмонди и П. Прудону основой для попыток обосновать альтернативные концепции о ее предмете, методе и предназначении в общественной, в том числе хозяйственной, жизни.

Эти исследователи явились  основоположниками нового направления  экономической мысли, а их творчество стало одним из лучших достижений политической экономии на этапе постмануфактурного развития экономики.

Известные французские  историки экономической мысли Ш. Жид и Ш. Рист еще за несколько десятилетий до появления экономического учения Дж. М. Кейнса, и, соответственно, теоретического осмысления положений государственного регулирования экономики отмечали, что, безусловно, «Сисмонди был первым проповедником принципа государственного вмешательства» и что прежде всего благодаря ему в политической экономии «становится уместной социальная политика». При этом, однако, пишут они, он всегда хранил «тайную симпатию к старому режиму корпораций и привилегированных цехов», но, осуждая эти учреждения как «не соответствующие интересам производства», постоянно задавался вопросом, «нельзя ли почерпнуть в них опыт для обуздания злоупотреблений конкуренции». Они убеждены также в том, что, призывая к государственному вмешательству и открывая «реакцию против абсолютного либерализма», родоначальник экономического романтизма дал основание К. Марксу почерпнуть у него идею «о концентрации имуществ у небольшого числа собственников и о растущей пролетаризации рабочих масс» и что даже возникновение понятия «прибавочная стоимость» мог предвосхитить именно Ж. Сисмонди, поскольку К. Маркс, подобно ему, «объясняет прибыль тем, что рабочий продаст не труд свой, а силу своего труда»3.

В одном из лучших сочинений  Й. Шумпетера «Капитализм, социализм  и демократия» (1942) имеют место  во многом аналогичные оценки творческого наследия Ж. Сисмонди. В этой работе, в частности, подчеркивается, что не следует считать д. Рикардо единственным, «кто повлиял на экономическую теорию Маркса», что произведения Ж. Сисмонди и ряда других авторов «во многих отношениях параллельны его (К. Маркса) собственной». Сказанное подтверждается тем, пишет Й. Шумпетер, что К. Маркс «без конца подчеркивает растущую нищету трудящихся масс». Кроме того, уточняет он, «близость учения Маркса к учению Сисмонди» очевидна в его «объяснении кризисов», а также «в теории прибавочной стоимости»4.

Кроме того, вслед за Н. Кондратьевым можно с полной определенностью признать: «Сисмонди, т. е. в учении о ценности и цене, в учении о распределении и доходах, в общем оставался на почве доктрины классиков. Но, потрясенный картиной экономических кризисов и обнищания части массового населения, отверг именно те построения классиков, которые выражали их оценочное отношение к достоинствам строя свободной конкуренции».

Очевидно, правомерно также  еще одно положение Н. Кондратьева, в соответствии с которым борьба Ж. Сисмонди - «против классиков, проистекала не столько из теоретических разногласий «в представлениях об общественном идеале», сколько в пробуждении интереса «к проблеме исторической относительности и изменчивости общественно-хозяйственного строя», и в этом смысле он и Ф. Лист «могут считаться вместе с Контом и Миллем идейными родоначальниками исторической школы в социальной экономии»5.

Современные российские историки экономической мысли в  своем отношении к Ж. Сисмонди в части его воззрений, в том числе реформаторских, далеко не единодушны. В их числе есть и такие, как, например, А. Сурин и другие, которые по-прежнему убеждены, что Ж. Сисмонди (равно как и П. Прудон) «принадлежит к идеологам, мелкой буржуазии», ибо он «не понял процесса становления капитализма и его результатов» и поэтому с присущей ему наивностью «обращался к правительствам стран с просьбой, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие» и вернули «общество к мелкому производству», ибо «оно - идеал Сисмонди»6.

В числе же произведений, содержащих неидеалогизированные оценки творчества Ж. Сисмонди, в российской историко-экономической литературе последних лет обращают на себя внимание труды Е. Майбурда, Р. Левиты и др. К примеру, в монографии Е. Майбурда «Введение в историю экономической мысли» От пророков до профессоров» (1996) Ж. Сисмонди характеризуется прежде всего как критик идеологии экономического либерализма, указывающий на то, что «прогрессирующее накопление капитала может сочетаться с неизбывной бедностью трудящихся». Одновременно с этим в заслугу этого ученого ставятся его высказывания «за государственное регулирование рыночной стихии». И хотя «сколь-нибудь конкретных мероприятий» родоначальник экономического либерализма не предложил, тем не менее, подчеркивает автор монографии, «допустимо назвать его (Ж. Сисмонди) имя а качестве предтечи Кейнса»7.

Сугубо позитивная оценка дана творчеству Ж. Сисмонди и в книге Р. Левиты «История экономических учений» (1998). По убеждению этого автора, именно «Сисмонди был первым экономистом, поставившим проблему кризисов перепроизводства в центр исследования». Вопросам реализации, подчеркивает он, классики, кроме Т. Мальтуса, не придавали существенного значения, хотя в условиях капиталистической (либеральной) системы вполне возможна ситуация, когда «производство растет, а потребление (личное) падает». Кроме того, Р. Левита обращает внимание читателя на то, что, считая неестественной хозяйственную систему, при которой безграничный рост производства сопровождается «в то же время понижением жизненного уровня», Ж. Сисмонди «противопоставляет ей не социализм», а программу, предполагающую «раздробление промышленного и сельскохозяйственного производства на возможно большее число самостоятельных предприятий, раздробление собственности на капитал, соучастие рабочих в хозяйственном деле»8.

Наконец, важно отметить позицию авторов одного из популярных в России учебников по экономической  теории, изданного в 1995 г. под общей  редакцией В.И. Видяпина и Г.Н. Журавлевой. В этом учебнике Ж. Сисмонди рассматривается прежде всего как критик «экономического механизма» своей эпохи, как ученый, который «считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека»9.

 

2. Экономическое учение Жан-ШарлЯ Леонар Симонд де Сисмонди

2.1. Ж. Сисмонди – родоначальник экономического романтизма

Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди занимает своеобразное место в истории общественно-экономической мысли. Он является завершителем классической школы буржуазной политической экономии во Франции и в то же время кладет начало новому направлению, известному под названием экономического романтизма.

Сисмонди родился в 1773 г. в окрестностях Женевы. Предки его происходили из Северной Италии, долгое время жили во Франции, а позже, приняв кальвинизм и, спасаясь от религиозных преследований, переселились в Женеву. Отец экономиста был кальвинистским пастором; семья была состоятельная, и принадлежала к женевской аристократии.

В XVIII в. Женева была крошечной независимой республикой, связанной с остальными кантонами Швейцарии лишь довольно зыбким союзом. Население этой части Швейцарии говорит по-французски. Подобно Руссо, его великому земляку и в какой-то мере учителю, Сисмонди был, по словам одного из биографов, женевец по рождению и чувствам, но француз по характеру ума и направлению его трудов. Впрочем, на него с известным основанием могут претендовать и итальянцы: не говоря уже о его происхождении, он значительную часть своих трудов посвятил истории и экономике Италии и вообще чувствовал себя в этой стране как дома. Сисмонди свободно владел, кроме того, латинским, немецким, английским, испанским, португальским и провансальским языками. Он был европеец и космополит - в лучшем смысле этих теперь несколько скомпрометированных слов.

Корни идей Сисмонди можно  до известной степени видеть в  той мирной патриархальной обстановке, в которой прошли его детство и юность. На всю жизнь он сохранил убеждение, что счастье чаще всего приходит в дома честных работящих ремесленников и фермеров и бежит прочь от больших городов с их фабриками, торговыми конторами и банками. Но именно эта патриархальная жизнь уходила в прошлое, разрушаемая промышленным переворотом, в ходе которого ремесло уступало место фабричному производству, а независимый ремесленник, гордый своим мастерством и скромным достатком,- нищему пролетарию.

Информация о работе Экономическое учение Жан-Шарля Леонар Симонд де Сисмонди