Внешний долг России и проблемы его обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Основные задачи исследования:
– раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
– проведение исследований в области истории заимствований России;
– анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
– оценка влияния государственного долга на экономику России;
– исследование путей совершенствования управления госдолгом

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.86 Кб (Скачать документ)

. Сокращение  объёма средств, которые могут  быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливается  социальная напряженность;

. Дестабилизируется  денежно- кредитная ситуация;

. Происходит  ослабление позиций России на  мировых рынках товаров и капиталов.

 Совокупность  этих качественных показателей  даёт основания характеризовать  экономическую систему страны  в начале нового тысячелетия  как долговую. Это означает, что  принятие большинства экономических  решений на государственном уровне  тесно связано, или даже зависит,  от возможностей по погашению  и обслуживанию внешнего долга.  Именно поэтому построение грамотной,  научно обоснованной стратегии  и тактики управления внешней  задолженностью и их увязка  с другими направлениями экономической  политики государства является  на современном этапе задачей  исключительной важности.

 Представляется  целесообразным рассмотреть основные  направления и некоторые конкретные  меры сбалансированной политики  по обслуживанию внешнего долга.  В процессе управления внешней  задолженностью перед Россией  встаёт необходимость решения  следующих задач:

   1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. .

    2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

   3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.

   4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.

   5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.

    6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

 Однако  кризисность российской ситуации даёт основания полагать, что даже самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы. Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер: отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне; разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований; создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа; согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

 Основополагающее  влияние на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего  долга оказывает, как известно, доверие к властям.

 Если  такое доверие есть, гораздо шире  выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна.

 Чем  ниже уровень доверия к властям,  тем большая ответственность  ложится на правительство при  формировании политики по погашению  внешней задолженности и более  велика "цена ошибки". В России  эта цена непомерно высока. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.

 

3. Проблемы обслуживания внешнего  долга России

3.1.Проблемы обслуживания и способы погашения внешнего долга РФ

В 1992 год  страна вступила с обязательствами  перед капиталистическими государствами  по обслуживанию в течение года средне- и долгосрочных задолженностей им со стороны бывшего СССР в размере 12,1 млрд. долл., из которых 8,6 млрд. - амортизация  и 3,5 млрд. - проценты. Весь внешний долг Союза к началу 1992 г. измерялся  суммой в 70,8 млрд. долл. А все выплаты  по погашению долга на этот год  должны были составить 22,65 млрд. долл., из них 18,77 млрд. - обслуживание основного  долга, и 3,88 млрд. - проценты.

В октябре 1991 г. восемью республиками был подписан Меморандум о солидарной ответственности  за выплату внешнего долга СССР. Месяцем позже уже девять республик  подписали Договор о разделении долга и активов бывшего Советского Союза. В соответствии с договором  республики взяли на себя обязательство  перечислять средства в иностранной  валюте для погашения долга во Вншеэкономбанк. Однако с конца 1991 г. только Россия вносила свои средства на эти цели, величина которых составила примерно 1,5 млрд. долл., или намного меньше 10% ее доли обслуживания долга бывшего Союза, приходившейся на 1992г., в условиях нелегального вывоза капитала, резко сократившихся запродаж золота и уже полностью исчерпанных золото-валютных резервов платежи по обслуживанию внешнего долга в 1992г. оказались в несколько раз скромнее имевшихся обязательств.

Внешний долг бывшего СССР, образовавшийся до 31 декабря 1990 г., и его зарубежные активы были поделены в соответствии с договором между республиками. Доля каждой республики поначалу исчислялась  на основе данных о ее усредненной доле в экспорте, импорте, национальном доходе и населении Советского Союза за 1986-1990гг. Окончательно же согласованные величины базировались на самом деле в основном на данных о чистом продукте и населении, которые более равномерно распределены между республиками, нежели экспорт на конвертируемую валюту. Система двухканального обслуживания долга оказалась недейственной. Как уже было отмечено, ни одна республика, за исключением России, ничего не перевела на специальные счета по обслуживанию долга, открытие Внешэкономбанком.

После заключения Договора о разделе долга в  реорганизованном Внешэкономбанке  было создано специальное подразделение, ведающее внешним долгом, которое  стало подчиняться непосредственно  Межгосударственному совету по управлению внешней задолженностью и имуществом СССР. В Российской Федерации разработка общей стратегии заимствования  была возложена на Министерство внешнеэкономических  связей совместно с Министерством  экономики и Министерством финансов. Внешэкономбанк является главным правительственным  органом по осуществлению новых  международных валютных сделок и  договоров. Он имел, таким образом, двойную  функцию: управление старыми долгами  бывшего Союза и осуществление  новых заимствований для России. Российский Внешторгбанк также уполномочен  осуществлять внешние сделки от имени  Правительства. Коммерческие банки, имеющие  генеральные лицензии на внешнеэкономические  операции, могут заимствовать за рубежом  напрямую, без гарантий Внешэкономбанка.

В течение 1992 г. Россией и рядом бывших республик  разрабатывались различные предложения  по созданию работоспособной системы  обслуживания внешнего долга бывшего  Союза. Предпочтительным для большинства выглядел вариант, при котором одна республика (Россия) приняла бы на себя обязательства бывшего СССР при условии отказа всех остальных от каких-либо претензий на его зарубежные активы (так называемый "нулевой вариант"). К концу года с ними удалось подписать соответствующие соглашения.

Кредиторы же до последнего времени оставались привержены идее солидарной ответственности. Их больше устраивало, чтобы в соответствии с Меморандумом от 28 октября 1991 г. республики сообща и каждая в отдельности  несли бы ответственность за всю  величину долга и чтобы Внешэкономбанк, действующий под эгидой Межгосударственного  совета, управлял внешним долгом от их имени.

Это, однако, было совершенно неприемлемо для  России, и прежде всего по следующим  причинам:

- По состоянию  на конец 1992 г. только Россия делала взносы на погашение долга, и нет никаких оснований ожидать, что, например, Украина произведет какие-либо выплаты в обозримом будущем.

- Зарубежные  кредиторы ожидают выплаты только  от России и отказывают в  новых кредитах только ей, интересуются  только российским платежным  балансом и ее способностью  платить. 

16 января 1993 г., после встреч с представителями  Парижского и Лондонского клубов, Россия и Украина парафировали  второй протокол, содержащий 3 ключевых  условия: 

 внешний  долг будет разделен с тем,  чтобы Россия и Украина, каждая  в отдельности, отвечали только  за свою долю долга;

 Россия  и Украина каждая назначат  своих ответственных по управлению и обслуживанию долга;

 Россия  и Украина заключат отдельное  соглашение по управлению и разделу внешних активов.

Этот  протокол был только парафирован, но не подписан. На деле же долг мог быть разделен только с согласия кредиторов.

Однако  российские представители продолжали считать, что для нее неприемлемы  совместное с Украиной управление или  совместная с ней ответственность  за внешний долг и что решение  о том, делить ли долг (как это  предусмотрено в протоколе) или  передавать России исключительную ответственность  за его управление и погашение (как  ранее и предлагалось российской стороной), остается за кредиторами.3 Позиция  России в немалой степени объясняется горьким опытом обслуживания долга в 1992 г.

Общая сумма  просроченных платежей на конец 1992 г. составила  примерно 14 млрд. долл. А если к этой сумме приплюсовать 18 млрд., которые  следовало выплатить в 1993 г., а  также 9,7 млрд., формально или фактически подпадавших под отсрочку, то получалось почти 42 млрд4. Совершенно очевидно, что такая сумма была абсолютно неподъемна ни для российского потенциала, ни для потенциала всех стран СНГ. Исходя их невозможности сколь-либо существенного сокращения задолженности в ближайшие годы, российское Правительство ставит вопрос о такой реструктуризации долга, которая бы предусматривала отсрочку выплат по основному долгу как минимум на 10-15 лет.

При условии  обслуживания Россией всех 100% внешнего долга, согласованный с МВФ объем  необходимого финансирования на 1993 г. составлял 29,9 млрд. долл. Это свидетельствовало  о том, что платежный кризис будет продолжать развиваться и усиливать для нас жизненную необходимость быстрейшего достижения соглашения с западными кредиторами о реструктуризации долга.

 

Достижение  соглашения в известной мере зависело от решения целого ряда сопутствующих  вопросов, таких как:

 - о возможных пределах обслуживания внешнего долга в 1993 году;

 - о необходимости уточнения даты, по которой разграничиваются союзные и российские долги;

- о пересмотре принципа солидарной ответственности членов СНГ по задолженности СССР.

Возможный предел обслуживания внешнего долга  в 1993 г. не превышал 2,5-3,5 млрд. долл. Эти  величины связаны с оценками состояния  платежного баланса и госбюджета страны в 1993 г. Отступление от этого  предела представлялось маловероятным, так как поступления в Республиканский  валютный резерв (РВР), как ожидалось, смогут составлять не более 500-800 млн. долл. в месяц. Российское государство, как показал опыт 1992 г., может использовать на обслуживание внешней задолженности не более 35% РВР при условии максимальной экономии конвертируемой валюты на критический импорт и другие расходы. Это значит, что среднемесячные выплаты на обслуживание задолженности не могли превышать 200-300 млн. долл. Бюджетные последствия даже при таких объемах обслуживания долга, составляющих в годовом исчислении 2,5- 3,5 млрд. долл., оказываются весьма обременительными. При сложившемся курсе рубля к доллару из бюджета необходимо было выделить свыше 1-1,5 трлн. руб. для приобретения указанной суммы валюты. Таким образом, платежи сверх 2,5-3,5 млрд. долл. привели бы к необходимости еще более значительной кредитной эмиссии, что резко отрицательно повлияло бы на стабилизационные мероприятия Правительства.

Что касается российских предложений об изменении  даты разграничения союзных и  российских долгов (которая была зафиксирована  началом 1991 г.), то они также были связаны с тем, что выплаты  по обслуживанию внешней задолженности  в 1993 г. могут быть не более 2,5-3,5 млрд. долл. только в том случае, если эта  дата будет перенесена на конец 1991 г., что даст основание реструктуризировать  выплаты по задолженности, образовавшейся в 1991 г. Российская сторона исходит при этом из того, что Советский Союз прекратил свое фактическое существование 8 декабря 1991 г., и задолженность, накопившуюся до этой даты, следует отнести к части, подлежащей реструктуризации.

Пересмотр принципа солидарной ответственности, наконец, позволяет зафиксировать  достаточно определенные и четкие обязательства  Российской Федерации перед зарубежными  кредиторами, а также упорядочить  двусторонние отношения с государствами  СНГ в этой области.

Итак, при  сохранении принципа солидарной ответственности  объем необходимого финансирования для России на 1993 г. составлял бы 22,1 млрд. долл. (61% обслуживания долга), а при "нулевом варианте" - 29,9 млрд. долл. (100% обслуживания долга). Объем  необходимого финансирования при этих условиях предполагал возможность  разных вариантов реструктуризации. В зависимости от этого могли  складываться и разные стратегии  привлечения средне- и долгосрочных иностранных кредитов.

В правительственной  программе углубления экономических  реформ, например, были приведены 2 варианта базовых стратегий. По первой и, на наш  взгляд, несколько более вероятной  стратегии внутренний ресурсный  баланс в ближайшие 5-10 лет не позволяет  покрывать расходы по обслуживанию внешней задолженности. В таком  случае придется усиленно привлекать иностранные кредиты в надежде  на то, что начало снижения задолженности  все-таки наступит до истечения этого  столетия.

Иными словами, использование иностранных кредитов останется неотъемлемой частью внешнеэкономической  стратегии страны на многие годы вперед. Из этого, кстати, исходит и другой, более оптимистичный вариант  прогноза Правительства по привлечению  средств из-за рубежа.

На наш  взгляд, ни первый, ни второй вариант  прогноза Правительства, приведенные  в программе, не вскрывают всей глубины  долговой ямы, в которой может  оказаться Россия уже в самые  ближайшие годы. Даже не располагая более подробной информацией, невольно приходишь к заключению, что если нам не будет предоставлена длительная отсрочка в выплате задолженности, а размеры наших валютных возможностей по уплате долга, экспорта, критического импорта и новых валютных заимствований окажутся на прежнем уровне, то сумма просроченных платежей, при всей условности этих ограничений сможет нарастать как снежный ком. Действительно, в 1992 г. по данным, приведенным в докладе Госкомстата РФ, государство оплатило внешний долг только на сумму 1,5 млрд. долл. Для обеспечения критического импорта пришлось дополнительно взять кредитов на сумму 14 млрд. долл. Если к 42 млрд. долл. на 1993 г., упомянутым выше, добавить наступающее в 1994-1995 гг. по графику Внешэкономбанка обслуживание долга в соответствии с ранее заключенными СССР соглашениями, то сумма наших обязательств к исходу 1995 г. может составить более 60 млрд. долл.! А общая сумма долга к этому сроку составит не 73 млрд. долл., как это заложено в программе Правительства, а намного больше 100 млрд. долл.

Информация о работе Внешний долг России и проблемы его обслуживания