Угольная промышленность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать экономико-географическую оценку угольной промышленности России, выяснить её значение, а так же выявить проблемы и перспективы её развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития угольной промышленности в России.
2. Определить значение отрасли в ТЭК страны.
3. Дать характеристику основным угольным бассейнам России.
4. Изучить современные проблемы и перспективы отрасли.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.72 Кб (Скачать документ)

Саяно-Партизанское (Рыбинский  и Саянский районы Красноярского  края), балансовые запасы 1,3 млрд. т каменных углей.

Угли большинства месторождений  в основном бурые. Зольность бурых углей 6 — 12 %, средняя влажность 35 %, плотность около 1,5 т/м³, теплотворная способность 2 800-3 800 ккал/кг, содержание общей серы 0,3-1,0 %.  
Добыча угля в бассейне оказывает негативное воздействие на состояние воздушной и водной среды, ландшафты, земельные ресурсы. Воздушная среда подвергается пылевому загрязнению от горной техники и с поверхностей разрезов. Пылевыделение от этих неорганизованных источников выбросов варьирует в пределах 0,8-1,8 кг/сек. Пыль выпадает на периферии разрезов, загрязняя почвы и растительность. Выпадение пыли приводит к возрастанию в почвах концентраций Ca, Mg, Ba, Sr и Cu, причем последняя загрязняет также культурные злаки. Средняя пылевая нагрузка на ландшафт изменяется от 200 до 700 т/км² в год, максимальная достигает 2 000 т/км² в год. Удельная землеемкость колеблется от 2 до 7 га/млн. т угля, при этом нарушается, как правило плодородный слой чернозема. Размеры карьерных выемок достигают 30 км².

Уголь используется в основном на месте, для выработки электроэнергии в Красноярской и Хакасской энергосистемах, а также для выработки тепла  на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) региона. Значительное количество угля поступает  также на ТЭЦ Иркутской энергосистемы. Крупнейшими потребителями Канско-Ачинских углей являются ТЭЦ городов Красноярска, Абакана, Ачинска, Канска, Минусинска, а также Назаровская ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2 и Березовская ГРЭС. Кроме того, в небольших городах и поселках угли используются в качестве котельного топлива. Ежегодно за счет сжигания угля в регионе образуется около 1,2 млн. т золошлаковых отходов. Крупнейшие в бассейне угольные разрезы на Берёзовском, Бородинском и Назаровском месторождениях эксплуатируются ОАО Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК). Вторым по годовой добыче является ОАО «Красноярскрайуголь», эксплуатирующий разрезы на Абанском, Балахтинском, Ирбейском, Козульском, Переясловском месторождениях. Особое значение бассейну придаёт пересекающая его вдоль вытянутой с востока на запад части транссибирская железнодорожная магистраль, по которой уголь транспортируется как на запад страны (Рязанская ГРЭС), так и на Дальний Восток.

 

2.3. Печорский угольный  бассейн

Печорский угольный бассейн  расположен на западном склоне Полярного  Урала и Пай-Хоя, в республике Коми и Ненецком национальном округе Архангельской области.

Общая площадь бассейна составляет около 90 тыс. км². Общие геологические  запасы исчисляются в 344,5 млрд. т. Шахты расположены в основном в Воркуте и Инте. Добывается около 12,6 млн. т. твердого топлива, потребителями являются предприятия европейского севера России.

Весь уголь добывается дорогим подземным способом. Глубина  добычи 298 м — это глубже, чем  в Кузбассе. Пласты средней мощности 1,53 м (в Кузбассе — 1,85 м). Угли дорогие  по причине высокой себестоимости, так как шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.

Проблемы бассейна связаны  с трудностями реализации дорогого угля. Экологические проблемы связаны  с использованием терриконов. Люди уезжают из Воркуты в более благоприятные для жизни районы. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.

Центры добычи угля  в  бассейне: Воркута, Инта. Добыча угля в  районе Северной дороги составляет 3,7% общероссийской, потенциальные ресурсы  углей бассейна составляют 213 млрд. тонн, из них 8,7 млрд. тонн взяты на баланс. Горногеологические возможности позволяют  довести добычу до 150 млн. тонн, хотя в ближайшей перспективе полностью  экономически реализовать нельзя, тем не менее будущее энергетики и углехимии Северо-запада, Севера, Урала и стран Балтии связано с развитием Печорского угольного бассейна. Угли этого бассейна отличаются высоким качеством, так как добываются в основном коксующиеся угли 100%-ным закрытым способом. Себестоимость добычи в Печорском бассейне выше, чем в Донбассе, в 1,5 раза, хотя мощные пласты его находятся ближе к поверхности. Современная добыча угля на шахтах Печорского бассейна приблизилась к 30 млн. тонн, почти 2/3  извлекаемого топлива приходится на коксующиеся и жирные угли.

 

2.4. Южно-Якутский угольный бассейн

Южно-Якутский угольный бассейн  расположен в пределах Алданского нагорья. Вытянут в широтном направлении вдоль северных склонов Станового хребта на 750 км. Общая площадь бассейна 25 тыс. км в квадрате. Угли Южно-Якутский угольный бассейн гумусовые, средние степени метаморфизма, отличаются высоким качеством и почти повсеместным распространением коксующихся марок. Наиболее изучен Алдано-Чульманский район, который пересекается Амуро-Якутской автомагистралью. Начато освоение Нерюнгринского месторождения и строительство там крупнейшего угольного разреза годовой мощностью св. 10 млн. т.

 Южно-Якутский бассейн  является основной базой коксующихся  углей на Дальнем Востоке. Структурно  бассейн представляет собой цепь  вытянутых в широком направлении асимметричных впадин, выполненных юрско-нижнемеловыми угленосными отложениями. Общие кондиционные запасы и прогнозные ресурсы бассейна с учетом его восточной хабаровской части составляют 41,4 млрд. т.

В пределах бассейна выделяются 4 угленосных района: Усмунский, Алдано-Чульманский, Гонамский и Токинский.

В Усмунском районе в юрской угленосной толще установлено 10 рабочих  угольных пластов мощностью от 0,7 до 18,3 м. По принятой в бассейне "раскройке" в районе выделено 10 месторождений, 9 из которых изучено на этапе  региональных геологических исследований.

 В Алдано-Чульманском  районе, наиболее крупном и изученном,  промышленная угленосность юрской  толщи представлена 25-34 пластами  общей мощностью 74 м. В районе  выделено 25 месторождений разной  степени изученности, 3 из которых  (Нерюнгринское, Чульмаканское и  Денисовское) разведаны.

 Гонамский район является  наименее изученным. Здесь по  принятой "раскройке" выделены 4 поисковые площади, изученные  на этапе региональных геологических  исследований.

 Токинский район занимает  крайнюю юго-восточную часть Республики  Саха (Якутия) и частично расположен  на территории Хабаровского края. В районе выявлено 23 месторождения,  однако наиболее изученным и  перспективным является Эльгинское.

 Геологическое изучение  и освоение бассейна сдерживается  его расположением в труднодоступном  неосвоенном районе, удаленностью  от возможных потребителей и  полным отсутствием надежного  транспортного сообщения.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы  и перспективы угольной промышленности России.

3.1. Проблемы отрасли и их решение

Основные проблемы дальнейшего  развития и размещения угольной промышленности связаны с сокращением добычи топлива, происходившим в 90-е годы, что обусловливается общей экономической депрессией в стране, отсутствием современных передовых технологий добычи, моральной и физической изношенностью оборудования для добычи и транспортировки топлива. 
С начала 90-х годов доля угля в общем топливном балансе страны практически не меняется. Если же рассматривать долю угля в структуре потребления различных видов топлива на тепловых электростанциях, то за последние десять лет она имеет тенденцию к сокращению при соответствующем росте доли газа. Между тем, угольное топливо могло бы сыграть более весомую роль в наращивании энергетического потенциала страны. Осуществленные в 1994-2000 гг. первые два основных этапа реструктуризации угольной промышленности России освободили угольные компании от убыточных и непрофильных производств, создали условия для рыночного ценообразования на угольную продукцию. В полной мере были задействованы преимущества частной собственности. Системно начала решаться проблема коренного снижения издержек в горном производстве. В результате угледобывающие предприятия полностью обеспечивают свои финансовые потребности по принятым в мировой практике схемам, используя соответствующие источники и финансовые инструменты. При этом, та часть ресурсов, которую отрасль получает из федерального бюджета, расходуется на стимулирование мероприятий по обеспечению техники безопасности и покрытие части затрат, связанных с кредитами на приобретение новой горнодобывающей техники. После многократного снижения бюджетного финансирования, составившего к середине текущего десятилетия немного больше 200 млн. долл. США, начиная с 2007 г. наблюдается незначительный рост бюджетных ассигнований в угольную промышленность. Природа этого роста связана с инфляционными процессами, нашедшими выражение в увеличении цен на материалы и оборудование. Тем не менее, в течение последних 15-ти лет доля средств господдержки угольной промышленности в ВВП страны уменьшилась в 8-10 раз и составляет в настоящее время не более 0,03%-0,05%.

Отечественное угольное машиностроение переживает последние годы не лучшие времена в своей истории. Длительное отсутствие стратегии развития отечественного машиностроения превращает нашу страну в «нетто» импортера оборудования для добычи угля, при этом Россия входит в пятерку стран с развитой угольной промышленностью. Тем не менее, остающиеся заводы производят горно-шахтное оборудование, которое способно конкурировать с аналогичным импортным, из-за более низкой цены, уступая им в производительности, качестве и надежности. Осуществляемое в последние годы технологическое обновление предприятий отрасли производилось путем приобретения как отечественного, так и импортного оборудования. Очевидный разрыв в качестве и производительности между отечественной и лучшими образцами мировой горнодобывающей техники трудно компенсировать и, по этой причине, многие угольные компании, вполне обосновано, отдают предпочтение импортному оборудованию, однако не всегда это оборудование используется с необходимой эффективностью. Однако, это уже проблема обоснованности сделанного выбора конкретного оборудования и организации его правильной и эффективной эксплуатации. В первую очередь, это касалось очистного и транспортного оборудования, в меньшей степени, - вспомогательного оборудования, включая средства доставки, буровые станки и т.п.

Необходимость обновления основных фондов угледобывающих предприятий, особенно их пассивной части, является одной  из наиболее значимых проблем, стоящих  сегодня перед большинством российских угледобывающих компаний. Прежде всего, имеется в виду реконструкция  горного хозяйства шахт и разрезов в направлении минимизации отработки  уклонных полей, строительства вертикальных вентиляционных стволов для ликвидации ограничений по подаче необходимого объема воздуха.

Отличительной особенностью последнего времени является строительство  обогатительных фабрик для переработки  энергетических углей, чего практически  не было в бывшем СССР. Несмотря на кризис, в 2009 году были введены в эксплуатацию три новых шахты, разрез и две  обогатительные фабрики в Кемеровской  области и обогатительная фабрика  в Забайкальском крае. За рубежом, добываемые каменные энергетические угли, как правило, обогащаются, если предполагается их последующая транспортировка. В  этом смысле современная угольная промышленность России находится в рамках общемировых  тенденций.

Без модернизации пассивной  части основных фондов трудно рассчитывать на продолжение роста добычи, а  возможно даже на сохранение уже достигнутого уровня. Насыщение угледобывающих предприятий  высокопроизводительной техникой, произошедшее в последнее десятилетие, входит в противоречие с устаревшими  технологическими решениями в виде существующей инфраструктуры, не позволяющей  в полной мере использовать возможности  этой техники, в том числе с  точки зрения безопасности.

Негативные воздействия  горных работ на природную среду  особенно значительны при открытом способе добычи угля. Более 60% угольных шахт России взрывоопасны (газ и  угольная пыль), почти в50% возможно самовозгорание угля. Уровень профессиональных заболеваний  шахтеров в 9 раз превышает средние  показатели по промышленности России. Сточные воды предприятий угольной промышленности несут в водоемы большое количество взвешенных веществ: тяжелых и легких металлов, сульфатов, хлоридов и др. Наибольшие объемы загрязненных вод сбрасывают предприятия Кемеровской, Пермской, Сахалинской областей. Постоянно расширяются площади нарушенных земель, а объемы рекультивации сокращаются.

3.2. Перспективы угольной промышленности

В России запасы угля огромны  и многие специалисты считают, что  именно на угле должна базироваться вся  наша топливно-энергетическая политика. Как известно, еще Д. И. Менделеев  отмечал, что топить нефтью — все  равно что топить ассигнациями. Однако такая активизация использования  угольного топлива едва ли возможна из-за удаленности основных бассейнов  и отсутствия экологичных технологий сжигания.

В России действуют сегодня около 1200 предприятий и организаций угольной промышленности, 235 шахт и 65 разрезов, занято около 1 млн. работающих.

Угольная отрасль становится, наконец, более привлекательной  для вложения в нее относительно крупных инвестиций.

Начата структурная перестройка  угольной промышленности: закрыто 15 шахт, на которых выработка угля составляла от 100 до 300 тонн в год на одного рабочего. Необходимо оздоровление отрасли, решение  основных социальных проблем шахтерских коллективов и соблюдение стратегических интересов государства. Создана компания "Росуголь", которой разработана программа выхода из кризиса угольной промышленности. Из общего количества шахт выделено три группы: перспективные, которые надо развивать, — издержки производства на них минимальны; средние, которые надо дотировать для поддержания объемов добычи; неперспективные, которые надо поэтапно закрывать (42 шахты). Потери от закрытия составят около 10 млн т, которые можно компенсировать увеличением добычи на перспективных шахтах. Однако опыт свидетельствует, что закрытие убыточных шахт на первом этапе в 1,5 раза дороже их содержания.

В России еще в конце 80-х  годов был построен законсервированный ныне из-за отсутствия инвестиций опытно-промышленный углепровод Белово-Новосибирск (Западная Сибирь) для использования на ТЭЦ  водоугольного топлива нового поколения. Созданное на основе угля, воды и  химических присадок, это топливо  выгодно отличается высокой экологичностью, стабильностью и пластичностью. Созданная еще 20 лет тому назад, данная технология – по существу, технология XXI века – проходила апробацию путем сжигания водоугольного топлива без его предварительного обезвоживания (в отличие от США) в котлах малой и средней мощности.  Это технология должна коренным образом улучшить отношение к углю в качестве котельно-печного топлива. Она позволяет снизить выбросы в атмосферу твердых частиц в 2,5-3 раза, оксидов азота в 1,5-2 раза и оксидов серы – в 2-2,5 раза (по сравнению с традиционным способом сжигания угля), при одновременном снижении транспортных издержек, в сравнении с железнодорожным транспортом, в 1,5 раза. В целях реанимации опытно-промышленного углепровода Белово-Новосибирск и проведения в течение ближайших 2-3 лет необходимых дополнительных НИОКР требуются относительно небольшие инвестиции. Здесь важна помощь МИРЭС и других международных организаций. Она может быть активно востребована на мировых рынках, в первую очередь в таких ведущих угледобывающих странах, как Китай и Индия.

Информация о работе Угольная промышленность России