Законодательные источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

История государственной власти и управления в России, а следовательно и история российского законодательства составляют сердцевину многих исторических и современных социальных и политических проблем. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Параллельно накапливайся опыт изучения отдельных законодательных актов - истории их разработки, обсуждения, принятия, публикации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Законодательные источники.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

4.1 Каноны св. Апостолов

Так называется совокупность норм, регулирующих церковные отношения, которые создавались на основании апостольского предания в первые три века христианства. Эти правила затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь жизни клира, мирян и церковного управления, Апостольские правила являются каноническими для всех христианских церквей. Каноном св. Апостолов пользовались как местные, так и вселенские соборы, не раз цитировавшие их в своих постановлениях. В связи с этим нормы соборного канона могут иногда дословно совпадать с апостольским каноном, хотя чаще в постановлениях вселенских и поместных соборов встречаются косвенные указания на апостольские правила. Всего насчитывают 85 канонов, или правил, св. Апостолов.

4.2. Каноны вселенских соборов

Вселенскими соборами обыкновенно  называют собрания епископов всех поместных церквей. Вселенские соборы созываются в исключительных случаях для решения важных церковных вопросов. Содержание постановлений первых соборов указывает на то, что обычно они созывались для решения вопросов веры, разногласиями в которых порождались еретические течения. Кроме того, на вселенских соборах вырабатывались общие нормы церковной дисциплины. Было семь вселенских соборов.

  • Никейский собор
  • Вторым был 1-й Константинопольский (387 г.) собор.
  • Третий - Ефесский собор, состоялся в 431 г.
  • Пятым был II Константинопольский собор (553 г.).
  • Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора - Ш Константинопольский (680 г.) и так называемый Трулльский (691 г.).
  • Наконец, седьмым называется II Никейский собор (787 г.),

4.3. Каноны поместных соборов

Менее важные вопросы  церковной жизни решались на поместных  соборах. Каноны поместных соборов - это постановления собрания епископов  какой-нибудь митрополии. Правовые решения  поместных соборов считались  обязательными для местности, епископами которой они были приняты. Поскольку устройство церквей не отличается разнообразием, постановления одной территории часто соответствовали постановлениям других местностей.

Известно десять поместных  соборов, которые приняли правила, считавшиеся общеобязательными  для православной церкви:

  1. Анкирский (314 г,).
  2. Неокесарийский (315 г.).
  3. Гангрский (около 340 г.).
  4. Антиохийский (341 г.).
  5. Сардикийский (344 г.).
  6. Лаодикийский (конец IV в.).
  7. Так называемый Карфагенский (419 г.),
  8. Константинопольский (394 г.).
  9. Константинопольский (861 г.)
  10. Константинопольский (879 г.).

К канонам поместных  соборов относятся решения церковных  соборов, прошедших на Руси. Развернутый  источниковедческий анализ их материалов не проводился. Преимущественно постановления  русских соборов изучали историки Русской православной церкви и специалисты в области церковного права. Возможно, поэтому постановления русских поместных соборов редко используются в исторических исследованиях. Чаще других историки обращаются к решениям Стоглавого собора 1551 г.

Источником, наиболее полно отразившим представления об идеологических основах и самом строе русской церкви XVI в., является Стоглав - сборник постановлений поместного собора 1551 г.

Стоглав (памятник содержал 100 глав, отсюда и его название) продолжил  древнерусскую традицию "вопрошаний". Он совместил признаки канона поместных соборов и канона святых отцов. Стоглав написан в виде ответов высших иерархов церкви на царские вопросы о церковном "строении". Таким образом, Стоглав представлял собой определенный компромисс между светской и духовной властями. Ценность этого законодательного акта, действовавшего на протяжении целого столетия, определяется тем, что он показывает не только механизмы взаимодействия церкви и государства, но и многие стороны повседневной жизни древнерусского общества, нашедшие слабое отражение в других исторических источниках.

4.4. Каноны отцов церкви

Под таким названием  подразумеваются правила, написанные наиболее авторитетными епископами в виде посланий-ответов па вопросы  других пастырей. Формально эти послания могли рассматриваться в качестве закона, только если были приняты большинством епископов. Многие из этих правил впоследствии были утверждены Трулльским собором. К подобным посланиям относятся следующие:

  1. Дионисия Александрийского (ум. в 264 г.) -;
  2. Петра Александрийского (ум. в 311 г.),;
  3. Григория Неокесарийского (ум. в 272 г.),;
  4. Св. Афанасия Александрийского (326-371 гг.),;
  5. Св. Василия Великого (370-378 гг.),;
  6. Св. Григория Нисского (372-394 гг.) к Литию, епископу мелитинскому - об епитимье.
  7. Св. Григория Богослова (370-390 гг.) и св. Анфилохия (394 г.)
  8. Тимофея, александрийского архиепископа
  9. Феофила, александрийского архиепископа (395-413 гг.),;

10)Св. Кирилла, александрийского  архиепископа (ум. в 444г.),;

11)Геннадия, константинопольского  патриарха (ум. в 471 г.), к папе Льву I и восточным епископам, а также Тарасия, константинопольского патриарха, к папе Адриану.

К XVI в. на Руси бытовало не менее сотни таких произведений, возникших на отечественной почве. Часть из них имела вполне официальный характер, поскольку исходила от высших иерархов. Другие святоотеческие правила были рекомендательными, зачастую анонимными. К числу наиболее популярных в древней Руси относятся, видимо, канонические ответы митрополита русского Иоанна II, перевод которых с греческого сохранился в списках Кормчих книг XIV-XVII вв., и так называемое Кириково вопроша-ние, содержащее ответы новгородского епископа Нифонта (1130-1156 гг.) и других иерархов на вопросы Кирика, Ильи  и некоего Саввы. Содержание памятников затрагивает проблемы семейно-брачных отношений, вопросы, связанные с народным восприятием христианства, соблюдением горожанами христианских норм поведения и морали.

 

5. Юридические сборники

С XI в. основным типом  сводов памятников христианского и  византийского церковного права на Руси был сборник, который позднее, в ХШ в., получил название Кормчей книги. Кормчие книги - в основном переводы и переработки - известны в очень большом количестве списков (до 180), относящихся в первую очередь к XV-XVI вв. Но встречаются списки как более ранние (ХП в.), так и более поздние (XVIII-XIX вв.). География распространения кормчих чрезвычайно широка: они переписывались и редактировались в Северо-Восточной (Владимир, Москва, Суздаль, Рязань и др.) и Северо-Западной (Новгород, Псков) Руси, в западных (Полоцк), юго-западных и южных (Владимир-Волынский, Львов, Киев и др.) русских землях. Среди кормчих наиболее важную роль играли так называемые Сборники 14 титулов. На их материалах, известных на Руси с XI в., основывались все кормчие книги XIV-XVI вв., создававшиеся в Русском централизованном государстве и Великом княжестве Литовском. Правовое и каноническое содержание кормчих книг является для них основным, и вначале оно было определяющим. Однако в процессе бытования как в Византии, так и, особенно, на Руси наряду с правилами и установлениями они включили многие церковно-полемические, хронологические, календарные, экзегетические сочинения, словари и другие памятники.

Значительно позднее кормчей, не ранее конца ХШ в., сформировался другой древнерусский сборник подобного рода - Мерило Праведное. Он сохранился всего в пяти списках XIV-XVI вв., имеющих идентичный состав. В состав Мерила Праведного вошло большое количество как русских, так и переводных (в основном византийских) законодательных памятников, а также правовые нормы, заимствованные из библейских текстов (например, "Избрание от закона Богом данного").

Под названием Правосудие митрополичье известен памятник, помещенный в "Цветнике" (сборник слов и  поучений) XVI в. Не вполне ясно, когда был создан этот законодательный источник. Одни исследователи считают его памятником, возникшим не ранее XIV в. Статьи, включенные в него, затрагивают вопросы, традиционно относившиеся к юрисдикции церковных судов. Среди источников Митрополичьего правосудия были церковный устав Ярослава, Пространная Русская Правда, а также некоторые другие памятники законодательства. По своей терминологии Митрополичье правосудие близко к московским памятникам типа Судебников.

 

6. Законодательные источники нового времени

Законодательные источники  относятся к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода. Однако законодательство нового времени приобретает ряд новых черт. Поскольку свойства законодательства нового времени определяются в России на протяжении XVIII в,, этому периоду уделяется преимущественное внимание. Активизация законотворчества ведет к противоречию, особо остро ощущавшемуся в XVIII в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура, - между абсолютистской государственной властью и стремлением к детальной регламентации жизни общества и частной жизни подданных.

Надо рассмотреть историю «каждого памятника в отдельности», указав «причины издания памятника - мотивы и цели, руководившие законодателем при издании памятника; элементы, легшие в основание памятника, или его источники; редакцию памятника, т. е. как он составлен, в какое время, при участии каких лиц, учреждений и вообще органов законодательной власти; дальнейшую судьбу памятника - силу и действие его в последующие эпохи развития; наконец, научную обработку и литературу памятника». Определенное внимание законодательству как источнику при изучении истории русского права уделял Н.П. Загоскин. Законодательные источники он относил к «памятникам государственного и юридического быта». Сюда же он включал архивные материалы и их публикации, «Архив Государственного Совета», «Доклады и приговоры Правительствующего Сената», акты фамильных архивов и пр. Но из законодательных актов рассматриваемого нами периода автор упоминает лишь Полное собрание законов Российской империи, отмечая его неполноту. В целом анализу законодательных памятников, как и других источников, историки уделяли мало внимания, используя источники прежде всего в выборочно-иллюстративных целях, что особенно заметно при описании истории XVIII-XIX вв.

Начало нового этапа  в истории русского законодательства, а точнее, в истории русского права  и законодательства как его источника  большинство авторов связывают  с изменением соотношения обычая и закона как источников права и относят изменение этого соотношения либо к середине XVII в. (после Соборного уложения 1649 г.), либо к началу XVIII в. (период преобразований Петра I).

В конце 1710-х годов  Петр I, по-видимому, считал, что имеющаяся  законодательная база, в основе которой по-прежнему лежало Соборное уложение 1649 г. Основным законодательным актом, утверждавшим приоритет закона как источника права, стал именной указ от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских, о невершении дел против регламентов, о невыписывании в доклад, что уже напечатано, и о имении сего указа во всех судных местах на столе, под опасением штрафа». С 1720-х годов правительство начало прилагать существенные усилия для восполнения этих пробелов. Такой способ восполнения пробелов в законодательстве активизировался в правление Екатерины

Внимания достоин и  тот факт, что именно при быстрой  смене временных правителей Российской империи, в условиях крайней нестабильности верховной власти один за другим издавались законодательные акты, подтверждавшие необходимость руководствоваться ранее принятыми законодательными нормами. В этом, несомненно, проявилась стабилизирующая роль законодательства при смене правлений.

В XIX в. попытки провести кодификацию сначала воплотились  в создании Свода законов Российской империи. Свод был издан в результате деятельности II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1832 г. и вступал в действие с 1 января 1835 г. Хронологически они охватывали период от начала XVIII в. до 1 января 1832 г.

Разновидности законодательных актов

Поскольку для рассматриваемого периода, особенно для XVIII в., задача разграничения  законов и иных нормативных актов  принципиально неразрешима, целесообразно  сосредоточить усилия на выяснении  юридической роли, характера и масштабов действия отдельных разновидностей законодательных актов.

Полного собрания законов  Российской империи в «Табели  о числе уставов, учреждений, наказов, жалованных грамот, указов и трактатов, состоявшихся со времени Уложения, с 29 Января 1649 по 1 Января 1832 года» группируют разновидности законодательных актов следующим образом:

  1. уложения, уставы, учреждения и наказы;
  2. жалованные грамоты;
  3. манифесты и указы;
  4. трактаты.

В целом в историографии  проблема анализа разновидностей законодательных актов не решена. Во-первых, разновидностей законодательных актов было гораздо больше, чем упоминается в историографии. Во-вторых, вопрос об иерархии разновидностей должен решаться на достаточно репрезентативном материале путем сопоставления правовых норм, фиксируемых в законодательных актах разных разновидностей.

Информация о работе Законодательные источники