Русское деревянное оборонное зодчество 15 – 16 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:20, реферат

Краткое описание

История деревянных русских крепостей - это не только история развития военного искусства и техники, это история многовековой борьбы русского народа с многочисленными врагами, пытавшимися поработить Русь. Оборонная старорусская архитектура представляет собой одну из значительных ветвей русского деревянного зодчества. Связь архитектуры с природой – это одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Ясность и строгость форм, единство конструктивной системы, сочетание монументальности объема и романтичности в более легких и изящных - часовнях; сочетание оборонительных, хозяйственных, культовых и художественных функций делает деревянные крепости универсальными сооружениями, занимающими главное положение в композиционной структуре укрепленного деревянного города.

Содержание

. Введение………………………………………………….. 2
2. Краткий исторический очерк…………………………… 3
3. Конструкции и устройство крепостей………………….. 5
3.1.Оборонительные стены………………………………….. 5
Тын.
Срубная конструкция.
3.2.Крепостные башни……………………………………….. 8
Многоугольные башни.
Сторожевые вышки.
3.3.Элементы крепостей…………………………………….. 12
Валы.
Облам.
Бойницы.
«Всякие крепости».
4. Заключение………………………………………………….. 15
5. Приложение…………………………………………………. 16
6. Библиография………………………………………………… 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

реф.рус.дерев.оборон.зодчество15.16вв..docx

— 2.73 Мб (Скачать документ)

Многоугольные башни.

  Большинство башен деревянных крепостей были четырехугольными в плане, или, как писали в летописях, «рублены в четыре стены». Круглые, или многоугольные, башни хотя и были менее распространенными, но почти всегда им отводилась роль главных проездных башен. Эти башни не только отличались формой плана, но и были крупнее. Так, например, в конце 17 века проездная башня .  Новой Мангазеи поднялась в высоту на 24,9м, а восьмигранная в плане башня Тобольского кремля в 1678 году возвышалась от земли до завершения почти на 50м.

    В зависимости от размеров и значимости крепости варьировались количество башен и их размеры. Когда и каких типов башни брались за основу - выявить сложно, а порой и невозможно. Например, все шестнадцать башен Якутска были четырехугольными, а в Тобольске из девяти башен четыре были четырехугольными, четыре угловые - шестиугольными и одна – восьмиугольной.

     Немаловажным достоинством многоугольных башен было то, что они выступали за линию городовой стены тремя, четырьмя или пятью стенами, что значительно увеличивало поле обзора (обстрела). Можно предположить, что круглые башни чаще применялись при сложной конфигурации планов крепостей. Башни о шести и восьми стенах, в отличие от четырехугольных, давали возможность соединять стены города не только под прямым углом. Там, где крепости имели форму плана, повторяющую контуры рельефа местности, круглых башен было больше, и, наоборот, в крепостях с геометрически правильной конфигурацией плана более употребительными были четырехугольные башни. Круглые башни не сохранились, хотя изображения их встречаются на некоторых чертежах. По типу круглых башен в культовом зодчестве строили отдельно стоящие колокольни. Именно колокольни, восприняв форму башен, могут сегодня дать нам о них представление (ил. 3). Чаще всего круглые башни были многоярусными. В самом верхнем ярусе находился чердак - клетка, или караульня. Шатры башен и сторожевых вышек покрывались тесом. Концы тесин иногда декоративно обрабатывались в виде зубцов, перьев или копий.

    Кроме своих основных функций башни выполняли и иные. Они использовались под амбары, жилье, на них устраивались колокольни или часовни. Например, на Спасской башне города Красноярска находилась часовня во имя Спаса и колокольня, на которой висел колокол. На самом верху располагалась караульня с обходной галереей, огражденной перилами. По просьбе служилых людей на колокольне устроили часы.

    В жилые башни вход на верхний ярус осуществлялся по наружным лестницам или через входы с уровня обламов крепостных стен в местах их примыкания к башне. Изоляция нижнего и верхнего ярусов осуществлялась с целью сохранения тепла в жилой части. Междуэтажное перекрытие выполнялось из сплошного настила, утепленного слоем глины и земли. Кроме того, между венцами жилой части сруба башни был проложен слой мха. Именно такую особенность имеют обе сохранившиеся башни Братского острога.

   Характерной чертой башен некоторых крепостей было наличие в них навесных балконов-часовен над въездными воротами. Таковы и сохранившиеся башни Илимского и Якутского острогов (ил. 4).

Устройство часовен над проездными башнями не было случайным. Как наиболее слабое место в системе оборонительного  сооружения, воротные башни получали «покровительство» святых. Для размещения икон и устраивались навесные часовни. Можно отметить также, что часто  иконы размещались непосредственно  над воротами. Кроме религиозных, часовни имели и эстетические функции, внося живописность в строгую архитектуру башен, дополняя силуэт крепости, разряжая монотонность протяженных стен и снижая некоторое однообразие силуэта башен. Конструктивное устройство таких часовен было довольно простым и в то же время прочным.

    Сторожевые вышки.

    Функционально необходимым элементом большинства самых крупных башен деревянных крепостей были сторожевые вышки. Они устраивались на шатрах башен  и покрывались  небольшими шатрами. Вышки были, как правило, рублены из бруса или представляли собой каркасную конструкцию, огражденную со всех сторон перилами. Глухие, без дверей, будки имели окна, обращенные во все стороны, и обходные галереи с перилами              (ил.5,6,7.). Конструктивное устройство таких смотровых вышек можно увидеть на сохранившихся башнях Бельского, Братского. Якутского острогов и на проездной башне Николо-Карельского монастыря.

    Нельзя не сказать о значении башен в общей композиции крепости. Башни не только обогащали силуэт деревянного кремля и служили доминантами, но и выявляли планировочные особенности, активно способствуя сложению облика города-крепости. Сочетание оборонительных, хозяйственных, культовых и художественных функций в башнях делало их универсальными сооружениями, занимающими главное положение в композиционной структуре укрепленного деревянного города.

 

     3.3.Элементы крепостей.

     Среди большого разнообразия элементов крепостей можно выделить две группы: первая включает в себя защитные устройства непосредственно на оборонительных сооружениях (обламы, бойницы, нагородни), вторая - это дополнительные «всякие крепости», устраиваемые вокруг острогов и городов. Сюда входят земляные валы, рвы, «чеснок», надолбы, рогульки, частик и другие устройства.

   Валы.

   Еще в глубокой древности,  используя защитные свойства  рельефа местности, строители  поселений задумывались об их  дополнительной защите. Наиболее  распространенными на протяжении 8-10 веков были глубокие, с крутыми откосами, рвы, а с Х века наряду с ними большое значение приобретают и валы. Их высота достигала десяти метров, как, например, в Старой Рязани, а в Киеве времен Ярослава Мудрого и того больше - шестнадцати метров. Дальнейшее развитие и совершенствование этой оборонительной системы привело к появлению внутри вала бревенчатой срубно-каркасной конструкции в различных вариациях. Так, огромной высоты валы Киева, сооруженные в   9 веке, имели внутри деревянные срубы, заполненные землей7. Такая же конструктивная система крепостных стен была и в древнем Белгороде (ил. 8)

   Об эффективности рвов  и валов в системе обороны  крепостей свидетельствует тот  факт, что они имели распространение  вплоть до 18века. Но в Сибири, вследствие промерзания грунта на её большей территории, рвы и валы устраивались редко, за исключением крепостей, расположенных в более благоприятных в климатическом отношении районах, особенно вдоль южных границ и на востоке.

    Облам.

    Наиболее распространенным  защитным приспособлением в деревянном  крепостном зодчестве был облам.  Он представляет собой как  бы второй, небольшой высоты, сруб, поддерживаемый консольными выпусками последних венцов основного сруба башни. Обламом летописные источники называют также и верхнюю часть срубной стены. В данном случае это лишь одна внешняя стена с перерубами - своеобразными контрфорсами. Таким образом, облам башни и облам срубной стены отличаются друг от друга. В башне он устраивается, как правило, по всему периметру, а на стене - только с одной стороны. В первом случае он называется круговым обламом и относится только к башням.

   Обламная часть башен и срубных стен отстояла от стен нижнего сруба на 15-25 см, образуя щель по всему периметру башен или вдоль прясел стен. Через эти щели поражали противника, подошедшего вплотную к стене. Более широкое распространение круговые обламы получили в деревянных крепостях с середины 17 века. Высота такого облама чаще всего не превышала одной сажени(2134м.), а сруб состоял обычно из пяти-восьми венцов бревен. Во всех сохранившихся башнях конструктивное устройство срубных обламов однотипно (ил. 9, 11,12). Это подтверждается также и росписными списками Мангазеи, Енисейска, Красноярска, Олонца, Опочки и других крепостей.

       Бойницы.

В стенах обламов «просекались»  небольшие отверстия-бойницы для  стрельбы по неприятелю. На всех сохранившихся  башнях бойницы одинаковы не только по конструкции, но и близки по размерам. Как правило, они соответствовали  оружию, которым пользовались защитники. Размеры отверстий (почти квадратных по форме) были в пределах восьми-десяти сантиметров. Снаружи бойницы нижняя и боковые плоскости были скошенными для удобства стрельбы и увеличения фронта обзора и обстрела (ил.13,14,15,16). Для пушечной стрельбы прорубались более крупные бойницы, и габариты их составляли обычно 30x40 см. Расположение бойниц в башнях и стенах было равномерным. Верхние, средние и нижние бои соответствовали ярусам башен. Доступ к ним осуществлялся по лестницам, устроенным внутри башен. Конструкция таких лестниц сохранилась в некоторых башнях. Лестница представляла собой две плахи с врезанными в них ступенями.

  

 «Всякие крепости».

    Под термином «всякие крепости» подразумевались искусственные защитные устройства в виде рвов, земляных валов, надолбов. В сочетании друг с другом все они представляли довольно значительные и часто неприступные искусственные препятствия.

    Искусственные препятствия возводились не только вокруг крепостных стен. В русском крепостном деревянном зодчестве 16-17 веков они нашли широкое распространение в системе засек, соединявших отдельные укрепления, сторожевые посты и редуты. Размеры и масштабы искусственных препятствий свидетельствуют об их значимости в общей системе оборонительных сооружений. Они представляли собой укрепленные линии на подступах к границам городов и Русского государства в целом. Искусство устройства их было таким же высоким, как и возведение самих крепостей.

     Черты регулярности и типизации, проявившиеся в оборонных сооружениях, распространились и на другие типы сооружений. Одинаковые не только по конфигурации плана, но и по размерам, с одинаковым набором элементов, типовые крепости нашли широкое распространение при освоении русскими новых территорий.

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение.

   В наши дни мы живем в окружении зданий “из стекла и бетона”, которые возводятся с помощью современной техники и из современных материалов. И в больших городах нашего времени не так уж и легко заблудится, так как все дома похожи друг на друга как близнецы. Но современная архитектура развивается на основе знаний, полученных и накопленных веками.

    Не маловажный вклад в ее развитие внесли и первые русские “архитекторы” – зодчие.

 История деревянных русских  крепостей - это не только история  развития военного искусства  и техники, это история многовековой  борьбы русского народа с многочисленными  врагами, пытавшимися поработить  Русь. Оборонная старорусская архитектура представляет собой одну из значительных ветвей русского деревянного зодчества. Связь архитектуры с природой – это одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Ясность и строгость форм, единство конструктивной системы, сочетание монументальности объема и романтичности в более легких и изящных - часовнях; сочетание оборонительных, хозяйственных, культовых и художественных функций делает деревянные крепости универсальными сооружениями, занимающими главное положение в композиционной структуре укрепленного деревянного города. Все это позволяет отнести сохранившиеся памятники к ценнейшим образцам русского крепостного деревянного зодчества.

    Из-за плохой сохранности крепостей и городов, и их недостаточной изученности пока невозможно представить полной картины развития русского  оборонного зодчества. Но всё же, можно оценить  эпическую мощь деревянных крепостей и величественные образы рубленых стен и башен. Это примеры яркого воплощения в архитектуре мировоззрения русского народа, его мастерства, мудрого понимания и чувства красоты.

 

 

5.Приложение.

 

Рис.1. Тыновая стена крепости в Свислочи. XVII в.

 

 

Рис.2. Фрагмент срубной стены Николо-Карельского монастыря. XVII в.

Рис.3. Колокольня из села Кулига Дракованова. XVI(?)-XVIIвв.

 

 

Рис.4. «Часовня на свесе» проездной башни Якутского острога. XVII в.

 

 

Рис.5.Сторожевая вышка

 

 

Рис.6.Строжевая вышка.

Рис.7.Сторожевая вышка

Рис.8.Ворота древнего Минска.

Рис.9.Тип облама.

 

Рис.10. Срубная стена в системе земляных валов древнего Белгорода.

Рис11.тип облама.

Рис.12.тип  облама.

 

 

Рис.13.Бойницы  пищального боя.

 

Рис.14.Бойницы  пищального боя.

 

 

 

 

Рис.15.Бойницы  пушечного боя.

Рис.16.Бойницы  пушечного боя.

6. Библиография.

 

 

1.Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959.

2. Никитин А. В. Братский острог. - «Сов. археология», 1961, М» 2,

3. Ильина Т. В.  «История отечественного  искусства.От Крещения Руси до  начала третьего тысячелетия.».,изд.- «Юрайт».,М.,2011.

4. В.И. Пилявский, А.А.  Тиц, Ю.С. Ушаков История русской  архитектуры: Учебник для вузов.  – М.: Архитектура-С, 2007.

5. Ласковский Ф. Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч. 1. Спб., 1858, с. 83.

6. Ополовников А.В. «Русское деревянное зодчество» - М.,1983

7. Раппопорт П. А. Очерки по истории русского военного зодчества X-XIII вв. М., 1956, с. 91.

8. Лисенко Л.М. «Русское деревянное зодчество». М., 1987.

 

 

 

 


Информация о работе Русское деревянное оборонное зодчество 15 – 16 вв