Дворец Асеева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:02, реферат

Краткое описание

В начале 20-го века Асеев приступил к строительству нового дома для семьи в губернском центре. На тихой окраине Тамбова была приобретена землями началось строительство каменного особняка. Спокойная гладь речного разлива и широкие заречные дали определили характер сооружения. Его авторами были московские архитекторы Л, К. Минц и М. Н. Кугушев.

Содержание

История создания дворца;
Архитектурный стиль;
Объемно планировочное и художественное решение;
Интерьеры дворца;
Благоустройство усадьбы;
Биография Асеева М. В.
Роль Асеева в развитии Тамбова;
Использование дворца после Асеева;
Вывод;
Список литературы;
Галерея

Прикрепленные файлы: 1 файл

Асеев реферат Исправленый.docx

— 8.05 Мб (Скачать документ)

Часть асеевского семейства обосновалось в Чехословакии, часть - переехала в Америку. В течение многих лет за рубежом М. В. Асеев был руководителем русского землячества, организуя посильную помощь своим соплеменникам, оказавшимся в тяжелом положении в чужой стране.

8. Дворец после Асеева.

Богатое наследие семьи Асеевых: суконные фабрики, образцовые усадьбы в Тамбове, Арженке, Алексеевке, Овсяновке - перешли народу в результате национализации в 1918 году.

В августе 1918 года реквизиционный отряд, находившийся в ведении В. И. Киквидзе, забрал из племенного рассадника в усадьбе В. Т. Асеева тридцать кровных племенных лошадей. По этому поводу комиссар земледелия писал: "...лошади представляют собой в высшей степени ценное племенное ядро. Уничтожение такого ядра, сохраненного с необыкновенными трудностями, является безусловно вредным для государства", а размещение отрядов Красной Армии в культурном хозяйстве Асеевых грозило племенным животным заражением сапом и чесоткой. Эти же документы сообщали о предположении использовать усадьбу в Арженке под школу, а хозяйственные постройки - под сборный пункт для племенных животных.

Следующий, 1919, год принес арженской усадьбе перспективы нового использования: она подлежала передаче двум организациям - ЧК для создания концлагеря и Нэробразу для открытия Воспитательной школы для детей, иными словами - детской колонии N10.


В 1923 году была закрыта Екатерининская церковь е арженском доме Асеевых, освобожденное помещение передавалось детскому приюту, а е 1926 году уездный исполком утвердил проект договора о сдаче дворца и парка Губстрахкассе под дом отдыха...

С середины 1918 года, начались злоключения  и тамбовского дверца Асеевых. Весной 1918 года гэстные хозяйственные органы предложили организовать в Тамбове летние колонии для детей беднейших граждан. Сегодня для нас слово "колония" носит потенциально негативный смысл. Между тем для колоний предполагалось отвести Семье лучшее усадьбы Тамбова, в том числе и дворец Асеева. На этом основании Коллегия по делам местного хозяйства постановила реквизировать дом Асеева и все надворные постройки с садом и огородом; все владельцы подлежали выселению. Это произошло 6 мая 1918 года.

За несколько месяцев до этого  события, делец усадьбы передал  на хранение в Варваринскую церковь  редкие иконы, возможно, и ценности. Одному из исследователей тамбовской старины А. Алленову - удалось установить, что при описании церковного имущества священник В. И. Реморов не включил эти ценности е списки как не принадлежавшие храму. Он жестоко поплатился за сокрытие этих ценностей своею свободой в октябре 1918 года дом Асеева был передан в руки Пролеткульта. К этому времени из дома постепенно начали

исчезать ценные вещи, и губисполком был вынужден через местную газету обратиться к населению с просьбой вернуть расхищенное имущество. Художественные ценности, хранившиеся в асеевском доме, подлежали строгому учету, а дом - охране днем и ночью.

В начале ноября 1918 года в великолепном дворце Асеева квартировали "конные солдаты в числе 10-15 человек". По заявлению заведующего местной молочной фермы, они "производят самоуправство и грабеж молочных продуктов, предназначенных для питания детей приютов". Горисполком ходатайствовал о переводе конной части, "так как дом и усадьба Асеева ни в коем случае не могут быть местом постоя войск".

В конце ноября 1918 года дом был  передан Агрономическому факультету Тамбовского Университета под гидробиологическую станцию и физико-химические кабинеты; в усадьбе предполагалось организовать Ботанический сад, обсерваторию, показательную пасеку и огороды. В то же время было принято решение о подробном обследовании библиотеки в доме Асеева с детальным описанием книг, имеющих научную ценность. Одновременно с обследованием библиотеки некоему Слободскому было поручено провести описания всех асеевских сокровищ. Подробный перечень ценностей был изложен на многочисленных листах, заполненных убористым почерком. Возможно, когда-нибудь эти документы удастся отыскать...

Б конце ноября 1922 года тамбовский дворец был передан отделу народного образования для организации детского приюта. Немилосердная эксплуатация здания за четыре года, начиная с 1918, привела его в критическое состояние. Стоимость самых необходимых работ определялась в 200 000 рублей. Город мог выделить из своего скудного бюджета на ремонт только половину этой суммы.

В отремонтированное здание был  переведен туберкулезный санаторий. Он расположился в верхнем этаже  здания и принимал для лечения  около сорока человек. В нижних комнатах первого этажа разместился детский  санаторий, переведенный из села Арапово (ныне Красносвободное). Туберкулезный санаторий соседствовал с детским, но это не казалось противоестественным.

В 1931 году весь дворец официально был  передан Курортному управлению. В  эти годы над асеевским домом появилась рубиновая звезда, поглотившая немалые суммы из городского бюджета. Санаторий стремился расширить парковое хозяйство за счет лесного пустыря и некоторых усадеб (Поповых, Горинских, Желобинских) по Комендантской и Солдатской улицам. Борьба за земельный передел оказалась долгой и продолжалась вплоть до 1933 года. Широкая хозяйственная деятельность администрации санатория предусматривала строительство в усадьбе коровника и свинарников, но, к счастью, санитарные службы города сумели ограничить это предпринимательство.

 

9. Заключение

С позиций нынешнего времени  можно твердо считать, что подобное использование памятников истории  и архитектуры не принесло пользы народу; разрушительное действие оказывают  на дворец и находящийся там до сегодняшнего дня пищеблок и ванное отделение. От внимательного взгляда  не ускользают разрушающиеся фрагменты  богатого декора: перила, потерявшие балясины, роскошные плафоны, погибающие под  слоем новой краски, световой купол, залатанный железом, зарастающий парк... Незаметно исчез из тамбовской усадьбы  Асеева дом художника Шевченко, в  котором бывал М. В. Добужинский.

Потери, начавшиеся в годы отречения  от старого мира, не закончились  периодом застоя, они еще продолжаются. Поддержание тамбовского дворца Асеевых в достойном виде стоит  огромных средств, которыми не может  располагать Кардиологический санаторий. Реставрационные работы пока сводятся только к продолжительным обмерам, хотя состояние дома уже перешагнуло  черту, отделяющую от полного разрушения. Предполагаемое строительстве новых лечебных корпусов для санатория внесет дисгармонию в этот очаровательный уголок города.

Дворцы и парки, ставшие народным достоянием в 1918 году, находится в  смертельной опасности; растрачивается капитал, накопленный веками и переданный нам и нашим потомкам. Общество должно отыскать пути его сохранения... Асеевским дворцы могут стать центрами культуры или музеями искусств, которые могли бы доставить эстетическое и познавательное наслаждение каждому жителю нашего края или его гостям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

При создании реферата использовались материалы  сайтов:

www.rasskazovo.ru

www.geocaching.su

city.tambov.gov.ru

blogs.mail.ru

www.odb.tamboff.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Биография  Асеева.

Заметный  след в истории Тамбова оставил  купеческий род Асеевых, самым значительным представителем которого явился М.В.Асеев. Родился он в Рассказове 1 ноября 1858 года, закончил Московский университет, имел степень лекаря и звание уездного врача.

 

В наследство Михаил Васильевич получил Арженскую суконную фабрику и постоянно занимался усовершенствованием и расширением ее производственных мощностей, став одним из крупнейших поставщиков сукна для российской армии. "Торговый дом братьев Асеевых" завоевал известность и на российском, и на мировых рынках. Возросшие финансовые возможности позволили М.В.Асееву открыть при Арженской фабрике больницу для рабочих, народный дом, приют для детей, родители которых получили увечье на фабрике.

 

Следуя традициям  российского купечества, М.В.Асеев  немалые средства жертвовал храмам. Являясь старостой Варваринской церкви в Тамбове и почетным членом "Варваринского братства", имевшего целью оказание помощи бедным прихожанам, он выделял деньги на содержание храма, дарил книги для церковной  библиотеки, содержал церковно приходскую школу. Весьма многочисленны были общественные обязанности Михаила Васильевича: он был попечителем Тамбовской мужской  гимназии, попечителем Тамбовского  Дома трудолюбия, где обучались сироты, старостой Александро-Невской церкви при мужской гимназии, почетным смотрителем  Толмачевского училища, членом правления Купеческого клуба в Тамбове, членом дирекции Тамбовского отделения Русского музыкального общества. Во всех общественных организациях он был деятельным членом, и словом, и делом помогая городу.

 

Набережнуюреки Цны доныне украшает дом-дворец, построенный М.В.Асеевым в 1905 году (Ныне там располагается кардиологический санаторий), окруженный старым парком. Прилегающая городская территория была благоустроена также за его счет: замощены улицы Набережная, Варваринская(Первомайская), Солдатская (Тельмана), 1-я Комендантская (Гоголя). На территории своей усадьбы Михаил Васильевич выстроил дом для талантливого художника, портретиста Н.М.Шевченко (дом не сохранился). Не мало сделал М.В.Асеев для города, будучи избранным гласным Тамбовской городской Думы, возглавляя финансовую, водопроводную комиссии, занимаясь проблемой замощения улиц.

 

В годы Первой мировой войны Михаил Васильевич предоставил свой доходный дом в Тамбове под инфекционный лазарет для солдат.

 

Деятельность  М.В.Асеева на благо общества была высоко оценена: он был награжден орденами св. Станислава и св. Анны III степени, имел чин действительного статского  советника, в 1915 году за заслуги перед  Отечеством ему было пожаловано дворянское звание, Тамбовская городская Дума избрала Михаила Васильевича  Почетным гражданином города Тамбова. В период событий, связанных с  социалистической революцией, семья  Асеевых эмигрировала за границу.


Информация о работе Дворец Асеева