Архитектурные стили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:23, реферат

Краткое описание

Рококо, так же как и барокко, называют королевским стилем. Однако, в отличие от всех предшествующих ему стилей, рококо не было только придворным искусством. Рококо во Франции связывают с именем короля Людовика XV и временем его правления (1720–1765 гг.). Нередко период стиля рококо связывают с последней стадией барокко. Однако здесь лежит опасность утраты принципиальной разницы и стилистической независимости барокко от рококо. Эти два стиля одинаково перенасыщены пышным декором, но если барочная орнаментика динамична, напряжена, контрастна, то в рококо она как бы расслаблена, грациозна, прихотлива, легковесна. Если барокко похоже на грандиозный театр, предназначенный для развертывания торжественных и помпезных спектаклей, то рококо – это тоже театр, но почти камерный, и театральные действа здесь камерные, более интимные, причудливые, с неким ироническим и эротическим подтекстом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 340.42 Кб (Скачать документ)

Рококо, так же как и барокко, называют королевским стилем. Однако, в отличие от всех предшествующих ему стилей, рококо не было только придворным искусством. Рококо во Франции связывают с именем короля Людовика XV и временем его правления (1720–1765 гг.). Нередко период стиля рококо связывают с последней стадией барокко. Однако здесь лежит опасность утраты принципиальной разницы и стилистической независимости барокко от рококо. Эти два стиля одинаково перенасыщены пышным декором, но если барочная орнаментика динамична, напряжена, контрастна, то в рококо она как бы расслаблена, грациозна, прихотлива, легковесна. Если барокко похоже на грандиозный театр, предназначенный для развертывания торжественных и помпезных спектаклей, то рококо – это тоже театр, но почти камерный, и театральные действа здесь камерные, более интимные, причудливые, с неким ироническим и эротическим подтекстом.

Рококо противоположно предшествующей эпохе уже в том, что почти все предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров, одежду, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру и т.д. Стиль рококо практически не нашёл отражения в архитектурном экстерьере, но зато почти сразу возник как интимный камерный стиль дворцовых и аристократических интерьеров гостиных и будуаров. Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Поэтому главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.

В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Возникает эстетика всего неуловимого, изменчивого, мимолетного и капризного, что нашло своё отражение в жанрекаприз, который отличается от барочного каприччи большей лёгкостью, грациозностью и ироничностью.

Название стиля рококо связано со словом и понятием рокайль (от фр. rocaille – осколки камней, раковины). В XVII в. вошли в моду в качестве украшения парков своеобразные павильоны – гроты, которые стилизовались под естественные пещеры. Интерьер этих сооружений должен был ассоциироваться с морской тематикой и атрибутами морского бога Посейдона в виде грубо обработанной каменной кладки стен и потолка, раковин, переплетающихся водорослей и т.д.

Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием Первая книга форм рокайль и картель (от фр. cartel – карта, свиток бумаги). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть рокайль. Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Но теперь её форма резко изменилась. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэтому слово рокайль приобрело более широкое значение. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного, извивающегося. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.

Рококо является одним из самых формальных стилей. Основным здесь является не «что» выражено художником, а «как» он это сделал. Не что делается и изображается в каждом конкретном случае, а как это выполнено и оформлено в соответствии с существующими представлениями о прекрасном. Проблема архитектуры сужается до задач оформления интерьеров. В эту эпоху представление об интерьере и его элементах как о целостном художественном ансамбле получает наибольшее развитие. Рокайль является основным элементом орнамента рококо, но не единственным. Мотив акантового листа здесь не пропадает, но встречается не так часто, как в эпоху барокко. Вместо него делаются гирлянды из свивающихся тонких листьев и развивающихся лент, которые переплетаются с рокайлями. Появляется новый мотив гротеска с детскими фигурками и обезьянками. В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др. Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом.

Стиль рококо в интерьере

Интерьер приёмной залы Бычий глаз в Версале. Первые черты рококо. 1701 г. Париж

Кованая с позолоченным узором решётка ворот на площади Станислава в г. Нанси. Франция

Отель Субиз. П. Деламер. 1705–1709 гг. Париж

В стиле рококо не всегда можно было понять конструктивное устройство мебельных объектов. Например, в местах для сидения, столах, комодах бросается в глаза как бы перетекание одних элементов предмета в другие, их видимая слитность. Сиденья стульев и кресел плавно переходят в ножки. Такое же срастание корпусов и ножек наблюдается и у комодов. Крепления отдельных конструктивных элементов друг с другом часто маскируются декоративными элементами.

Овальный зал отеля Субиз. Ж. Боффран

Интерьер китайской комнаты в палаццо Реале. Ок. 1731 г. Турин, Италия

Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Используются резьба, золочёная бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т.д. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве, и в стукко, и в декоративных тканях.

Предметная культура времени рококо не придерживалась правды материала. В изделиях того времени трудно найти и правду конструкции, иправду назначения. Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда – с мебелью. Например, комод по своей форме весьма напоминает серебряную суповую чашу, а чаша – фаянсовую миску. Соответствовал общей стилистике того времени и костюм. Затянутая в корсет, одетая в юбку (кринолин) больших размеров, с обилием отделки, кружев, светская дама должна была походить на фарфоровую статуэтку. Особое значение придавалось в то время искусству дамских причёсок, которые украшались цветами, перьями и драгоценностями. Мужская одежда высшего света не отставала от женской. Мужчины носили пышные парики, расшитые золотом камзолы, чулки, туфли на каблуке, пряжки которых также обильно украшались.

Рококо – не монументальный стиль. Он почти не затронул стилистику крупных архитектурных объектов, однако в наибольшей степени проявился в создании интерьеров аристократических особняков, их гостиных и будуаров. Стиль камерный, не имевший предпосылок для длительного развития, он по своему влиянию на все европейское искусство может быть сравнен разве что с готикой. Естественно, что в каждой из европейских стран этот стиль имел свои особенности.

Французская мебель рококо. Стиль Людовика XV

Сложившись в 20-е гг. XVIII в., рококо достигло своего расцвета в 30–50 гг. Бывший монументальный стиль в архитектуре второй половины XVII в. сменился новым стилем. Общая тенденция строительства грандиозных дворцовых ансамблей, которые создавались в подражание Версалю, ушла в прошлое. Вместо замка усадебного типа XVII в. пришёл городской частный дом, т.н. отель. В этих домах уже не просматривается характерное единство решения экстерьера здания и внутреннего пространства. Если даже в решении отеля сохранялась торжественность и определенная классичность дворца XVII в., то его внутренняя планировка значительно менялась, а пропорции облегчались. В соответствии с требованиями комфорта внутренние помещения получили более свободную и рациональную планировку, а принцип парадной анфиладности часто не выдерживался. В планировочных композициях начинает преобладать асимметричность. Помещения, предназначенные для повседневного обихода, и залы теперь обособляются, их формы и размеры зависят от назначения.

Интерьеры комнат отелей этого периода поражают невероятной роскошью. Излюбленная форма залов – овал. Все переходы и грани здесь закруглены. Резные панели на стенах, белые, голубые и нежно-розовые шпалеры, светлый камень отделки дают впечатление лёгкости, изысканности интерьера. Лепной растительный орнамент невысокого рельефа как бы растекается по поверхности стен. Большое количество зеркал и картин, заключенных в причудливо орнаментированные рамы, включается в декор интерьера и разнообразит поверхность стен. Зеркала часто располагаются в простенках между окон или одно против другого, что даёт множество отражений и виртуально расширяет пространство помещения, а воздушная живопись, изображающая пасторальные или любовные сцены, всегда объединена общим декором и подчеркивает связь интерьера с реальной природой. Мотив зеркала, соединяющий иллюзию и реальность, символ призрачной игры, приобретает в интерьерах рококо ведущее значение.

Новый элемент интерьера в рококо – плавный переход от стены к потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка. Углы стен закруглены. Помимо картин, главным видом изобразительного искусства рококо становятся, как и в предыдущую эпоху, панно, плафоны и декоративные композиции, которыми украшались плоскости стен над оконными и дверными проёмами, т.н. десюде-порты (от фр. dessus de porte – над дверью).

Падуга делалась и в эпоху Людовика XIV и часто декорировалась круглой скульптурой. Теперь она украшается лепным невысокого рельефа орнаментом рокайль из стукко, чем усиливается её живописность. Такой декор характеризуется лёгкостью, изяществом и тонкостью прорисовки. Живописность внутреннего пространства была присуща и барокко, но только в рококо она достигает своего апогея. Яркие насыщенные цветовые тона предыдущего стиля сменяются на тона пастельные: розовые, светло-голубые, оливковые, палевые, зелёные и, обязательно, в сочетании с белым цветом и позолотой.

В стиле Людовика XV центром интерьера становится камин – невысокий по размерам и покрытый обязательной мраморной плитой, на которой устанавливаются фарфоровые вазы, часы в бронзовых футлярах, канделябры, статуэтки, шкатулки и другие красивые предметы и безделушки. Над камином, как правило, вешается зеркало в золочёной резной или стукковой раме. Иногда зеркала вешались по обеим сторонам камина. У камина ставился экран и живописно располагались кресла и маленький столик.

В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Налицо повальное увлечение т.н. китайщиной – шинуазери (от фр. chinoiserie – китайщина). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своём дворце или отеле китайский зал, отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т.п., аквариумы с рыбками и др. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись.

В мебели стиля рококо стараются также избегать прямых линий и симметрии. Здесь должна просматриваться лишь текучая грациозность линий и форм.

Исчезло различие между несущими и несомыми элементами формы предмета, которое было ещё совсем недавно в стиле барокко. В декоре интерьера, во всех его элементах, в т.ч. и в мебели, используются самые дорогие и экзотические материалы: экзотические породы дерева, мрамор, бронза, золото, фарфор, шёлк, гобелен и др.

Типичный образец интерьера стиля Людовика XV – интерьеры отеля Субиз, которые были выполнены архитектором Ж. Боффаном. Наиболее изящное решение имеет овальный в плане зал отеля. Изысканные линии кружевного декора стен и плафона, волнообразные контуры живописных панно, плавные переходы от стен к потолку, формы зеркал, окон, дверей, декоративных рам и др. создают впечатление целостного ансамбля. На границах между стенами, плавно переходящими в пологий купол, расположены живописные панно, украшенные растительным орнаментом, радиальные полосы которого тянутся к центру плафона. Лепные цветочные гирлянды и стебли сплетаются здесь с рокайлями и лентообразными обрамлениями. Простенки решаются в виде панно, которые замыкаются рельефными орнаментальными рамами. Вся композиция декора интерьера пронизана плавным ритмом его элементов и отмечена непревзойденным изяществом.

Информация о работе Архитектурные стили