Анималистический жанр в изделиях ДПИ. Пермский звериный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении последних десятилетий прогрессивные умы человечества задавались вопросами: почему древние традиции постепенно прерывают свое развитие? Есть ли у них будущее? Как сохранить для последующих поколений «исконные» устои, сложившиеся в отечественной культуре и искусстве? Все это непосредственно касается и художественной керамики в ее разноликом многообразии.
Анализируя анималистический жанр в изделиях ДПИ, необходимо обратить внимание, что данный жанр является востребованным. Всё чаще можно встретить садово-парковые скульптуры, небольшие статуэтки, кованые решетки, перила, светильники с образами животных. В древности фигурки различных животных носили сакральный характер, применялись как оберег от злых духов, в настоящее время их функция утрачена.

Прикрепленные файлы: 1 файл

kurs.docx

— 94.45 Кб (Скачать документ)

В Каслях создавали образцы для литья, обучали мастеров формовке, чеканке, приемам тонкостенного литья и собственные скульпторы - М.Д.Канаев и Н.Р.Бах (прил.13). В Кусе работал мастер Ф.О.Васенин. Традиционно скульптурные группы и статуэтки, наиболее трудоемкие и дорогие изделия чугунного литья, составляли самые обширные разделы каталогов.

    На рубеже XIX—ХХ  вв. в ассортименте художественного  чугуна стали происходить существенные  изменения. Практически не расширялся  круг сюжетной круглой скульптуры, зато увеличилось производство  пепельниц, ваз, подсвечников, коробочек  и т. д. В этих небольших, украшенных  рельефными и ажурными орнаментами, пластическими изображениями животных, птиц и людей вещах наиболее  ярко отразились разнообразные  стилистические поиски конца XIX—начала  ХХ в.

Впечатления, почерпнутые непосредственно из жизни,— единственный, ничем не заменимый, подлинно живой материал для дальнейшей творческой работы художника.

В данной главе необходимо добавить конкретно по материалам: металл, керамика, текстиль, дерево, как в них отражен анималистический жанр. Например, в металле чеканили изображения животных, найти пример. В резьбе по кости- вырезали образы животных и т.д.

ЛОГИКА твоей работы, по принципу от общего к частному: Рассматривашь анималистику, затем акцентируешь внимание на пермском зверином стиле, потому что там плоскостные изображения животных, а тебе для светильников это и надо, следующим этапом разработка твоей авторской работы- Стилизация героев в таком же стиле-плоскостной с рельефом!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Пермский звериный стиль.

Для изучения истории древнего народного искусства Приуралье - один из интереснейших районов мира. Здесь сохранилось до сих пор много выразительных памятников, относящихся к различным этапам общественного развития, пройденным племенами и народами этой глубинной зоны евроазийского континента в течение многих тысячелетий.

Произведения искусства наиболее богато представлены в памятниках, относящихся к эпохе обработки железа. Эта эпоха в Приуралье начинается с ананьинской культуры (VIII-III вв. до н. э.), которая, как полагают некоторые исследователи, явилась базой развития многих финно-угорских, в том числе и пермских, племен и оказала сильное влияние на культуру племен, населявших бассейны рек Печоры, Северной Двины, Беломорье, район озер Лача, Вожа, Кубенское и Белое и Верхнее Пово.

Среди наиболее ярких и своеобразных явлений в истории духовной культуры Прикамья выделяются произведения так называемого пермского звериного стиля, возникшего на пермской земле и здесь же получившего свое дальнейшее развитие.

Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби (прил.14).

Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура). Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.

Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи.

Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий. Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзе путем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах.

На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антропоморфные получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских (прил. 15-18).

Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.

Предположительно, рисунок наносился на поверхность, а потом ножом вырезался на поверхности. Структура материала диктовала лаконичность и выразительность выполняемого изображения.

Отстаивая идею о своеобразии культового литья Прикамья, А. В. Шмидт, видимо, и вводит термин «пермский звериный стиль»: «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эти фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника — шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своихдухов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в одно целое человеческое лицо, птичьи крылья, лосиная голова. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

Л. Грибова полагает, что "несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, покрытого завесой времени… Основной трудностью в изучении пермского звериного стиля является неразгаданная сущность сложного зооантропоморфного образа, составляющего основу этого стиля… сложные образы составляют сущность пермского звериного стиля и являются его загадкой".

Звериный пермский стиль, вполне естественно, включил в свою орбиту таких зверей и в таких изображениях, каких нет в других звериных стилях. Мировоззренческая орбита стиля настолько широка, что претендует на охват как Земли, так и всей Вселенной. С одной стороны, на бронзовых бляшках в образах животных и человека изображены подземный мир, жизнь на Земле и в небе, прошлое, настоящее и будущее, а с другой стороны в некоторых бляшках воспроизведены Вселенная, смена времен года, движение солнца среди созвездий. И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ человека, иногда весьма сложный — например, в виде человеко-птице-лося  — размышляющий или, наоборот, динамичный, стремительный, шагающий, летящий, бесконечное число раз умирающий, гибнущий и снова возраждающийся к жизни. И этот человек в центре мира не только не стремится выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот, всячески подчеркивает свое с ней нерасторжимое единство.

Большинство фигурок человеколосей (в Прикамье их найдено около двухсот) представляют собой удлиненные прорезные бляшки, в центре которых изображена человеческая фигурка, завершающаяся головой лося или имеющая человеческую голову, а выше ее - голову лося. Фигурка стоит на голове или спине фантастического, похожего на ящера, животного с разинутой пастью и длинными клыками. Вероятнее всего, это изображение "хозяина подземного царства".

  Иногда на произведениях  звериного стиля человек-лось  снабжен крыльями. Здесь по мнению Л.С.Грибовой мы имеем уже более сложный образ нежели простое изображение тотема. Перед нами столько же человек сколько лось, и столько же лось сколько птица, ибо главные признаки всех этих существ составляют единый гармоничный образ. Это человек, который может стоять и ходить на двух ногах; он не только человек - но и птица поэтому может летать; вместе с этим он еще и лось и поэтому может еще ходить на четырех ногах. Это сложное существо, которое представляло собой собирательный образ живого мира, в котором слились три вида живых существ.

  Водоплавающих птиц  почитали многие народы Урала. У коми и коми-пермяков немало  легенд и преданий связано  с лебедем - "юсь". Он считался священной птицей, на него не охотились, и мясо его не употребляли в пищу. Такой же почитаемой птицей была утка. В Юсьвинском районе Коми-Пермяцкого округа до недавнего времени были распространены знаки собственности, обозначающиеся словом "юсь". Очевидно, лебедь считался священной птицей родового коллектива, который когда-то обитал в этом районе. Сосуды с изображениями водоплавающих птиц использовались в религиозных обрядах, как жертвенная посуда, а каменные и металлические фигурки - как амулеты-обереги, как вотивные вещи- жертвоприношения божеству, или как части шаманской одежды. Поздние птицевидные пронизки служили украшением обычной одежды.

МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье (прил. 19).

«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля, отражает сложную мифологическую систем), сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение Космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может или мировая гора, или древо. Как лестница, ведущая с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое (олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, подзем¬ное царство) существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этих героев и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля (прил.20).

Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено такого многонаселённого животного подземного царства. В обиходе ученых, исследующих проблемы пермского звериного стиля, не случайно появилось устойчивое словосочетание "Подземная Пермь". Нередко исследователи теряются, как назвать непонятных животных, изображенных в самом нижнем этаже бронзовых бляшек. В этих монстрах, напоминающих змей, рыб, ящериц, трудно узнать животных реальных.

Обратим внимание на слова одного из самых первых исследователей пермского звериного стиля Д.Н. Анучина: "можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом".

Прошло много десятилетий после того, как были написаны эти слова, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и в Приуралье останки ящеров пермского геологического периода именно с такими внешними признаками, которые перечислял Д.Н. Анучин. И значит, встреча чудских народов с этими ископаемыми ящерами произошла гораздо раньше, чем до сих пор предполагалось.

Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.

Первая группа — это пермско-печорская бронзовая «ажурная» пластика культового назначения. Самыми выразительными являются трехъярусные космогонические композиции с персонажем — богиней в центре. Верхний ярус — головы лосей, небесный лик, птицы-души ассоциируются с Верхним миром небесных божеств; средний — с земным миром людей и животных, повелителем которого является божество (богиня-мать) в центре; ящер под ногами персонажа, как правило, комбинированный зверь из наземных и сухопутных существ, обозначает границу Нижнего невидимого мира. Ящер сам наполовину невидим, это существо «половинник», у него в отличие от существ земного мира всегда показаны только две ноги, две другие скрыты в Нижнем мире.

Визитной карточкой пермского звериного стиля является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося, который нигде более не существует на просторах Евразии.

Вторая группа — зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе обычно относят прикладные и декоративные изделия — украшения и принадлежности костюма: поясные пряжки, застежки, браслеты с зооморфными изображениями, подвески, пронизки; навершия рукоятей оружия, ножны кинжалов, игольницы, копоушки, кресала и гребни. Угорские мифологические сюжеты можно увидеть в пряжках с изображением «сложного» комбинированного медведя и пушных зверей, в фигурках-подвесках в виде водоплавающих птиц, коней, в изображении хищной птицы на рукоятях кинжалов.

Несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, прикрытого завесой времени. Что представляет собою это искусство по смысловой значимости, на какой почве оно могло зародиться, какие социально-экономические и идеологические истоки питали его в течение значительного хронологического периода - более полутора десятка веков?

В XII–XIII вв. происходят этнические изменения среди народов ареала пермского звериного стиля, падает роль рек Камско-Вятского бассейна в качестве торговых и культурных путей. Постепенно исчезает искусство пермского звериного стиля. Сначала в Предуралье, а затем и на запад Сибири все больше поступают привозные серебряные изделия, которые заменяют продукцию местных матеров. Вместо художественных бронзовых изделий появляются массовые поделки из Руси и Булгарии.

Образы пермского звериного стиля сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.

 

Глава 2.

2.1. Светильник, как элемент  интерьера детской комнаты.

Информация о работе Анималистический жанр в изделиях ДПИ. Пермский звериный стиль