Динамика ВВП России в период рыночных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:24, статья

Краткое описание

В 90-е гг. в России, как и в большинстве других постсоциалистических стран, происходил глубокий экономический спад. Масштабы его в нашей стране столь значительны, что оказались перекрытыми рекорды Великой депрессии 1929-1933 гг. Последствия данного спада сходны с нашествием Наполеона, Великой отечественной и гражданской войнами. К настоящему времени безвозвратно утрачена треть национального богатства. Свыше 300 млрд. долл. перетекли из производственной сферы в спекулятивную, в том числе не менее 150 млрд. долл. ушли за границу. Инвестиции в основной капитал сократились в 5 раз, объем национального производства - почти в 2 раза.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Динамика ВВП России в период рыночных реформ.doc

— 544.00 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что между сбережением и инвестированием существует определенный разрыв, так как, во-первых, сбережения делаются потребителями, а инвестиции — производителями, а во-вторых, сбережения поступают к инвесторам через руки посредников (это банки, финансовые компании, фондовые биржи), которые при кредитовании руководствуются собственными целями.

Роль инвестиций в развитии макроэкономики неоднозначна:

        во-первых, колебания в инвестициях оказывают влияние на динамику совокупного спроса, а следовательно, и на объем национального производства и занятость населения;

        во-вторых, инвестиции ведут к накоплению капитала, определяют процесс расширенного воспроизводства. Причем важно, чтобы денежные средства были инвестированы в новейшие факторы производства и технологии, тогда они могут если не сегодня оказать влияние на рост производства, то хотя бы создать базу для экономического роста в будущем. Если же инвестиции направить в устаревшее оборудование, то они могут оказать обратное влияние;

        в-третьих, нерациональное использование инвестиций ведет к замораживанию производственных ресурсов, а следовательно, и к сокращению объемов национального производства.

Основные типы инвестиций:

1.        производственные инвестиции;

2.        инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ);

3.        инвестиции в жилищное строительство.

Если экономика на подъеме, то возрастают инвестиции в товарно-материальные ценности, чтобы увеличить производство. Если в экономике спад производства, то растут запасы готовой продукции, спрос падает, производство не расширяется. Таким образом, инвестиции играют роль барометра состояния экономики.

Инвестиции, как было показано выше, подразделяются:

1.        на реальные (прямые), вложенные в производство и взятые в постоянных ценах;

2.        портфельные (финансовые), вложенные в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные с титулом собственности и дающие право на получение дохода от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником расширения производства, так и предметом биржевой игры.

Различают также валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции — это затраты на замену изношенного оборудования и на расширение производства. Они полностью учитываются в ВНП. Если из валовых инвестиций вычесть амортизацию, то получим чистые инвестиции — расходы на покупку нового оборудования.

Факторы, определяющие динамику инвестиций:

1.        ожидаемая норма чистой прибыли;

2.        реальная ставка процента;

3.        уровень налогообложения;

4.        изменения в технологии производства;

5.        наличный основной капитал;

6.        экономические ожидания;

7.        динамика совокупного дохода.

Инвестор при выработке решений учитывает альтернативные возможности капиталовложений, и решающим здесь является уровень процентной ставки.

SE=IE S, I

Представим взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями графически.

Точка Е на графике означает равновесие между сбережениями и инвестициями, это точка пересечения кривых сбережений (S) и инвестиций (Г).

Очевидно, что инвестиции есть функция нормы процента: / = 1(г), причем эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.

Сбережения также есть функция (но уже возрастающая) нормы процента: S = S(r). Уровень процента, равный ГЕ, обеспечивает равенство сбережений и инвестиций в масштабе всей экономики, уровни г\ и г2 — отклонение от этого состояния.

Зависимость инвестиций от дохода может быть охарактеризована предельной склонностью к инвестированию:

где Y— предельная склонность к инвестированию; А/— изменение величины инвестиций; A Y — прирост дохода.

Определить равновесный уровень национального дохода с помощью кейнсианской теории можно двумя способами:

1.        на основе равенства сбережений и инвестиций;

2.        на основе потребления и инвестиций (модели «национальный доход — совокупные расходы».

Для этого используется графический анализ.

На оси абсцисс — уровень национального дохода (НД), на оси ординат — сбережения (S), инвестиции (/). Линия /означает неизменный объем инвестиций при любом уровне НД. Другими словами, инвестиции независимы от НД, заданы автономно. Это абстракция.

В реальной действительности может сложиться и действительно складывается ситуация, когда растущий объем НД приводит к росту инвестиций. На графике видно, что по мере роста ЯД сбережения увеличиваются. В точке плинии /и Sпересекаются. Проведя мысленную вертикаль до оси абсцисс, мы увидим, что размер национального дохода ON и есть тот уровень, на котором сформировалось равновесие между инвестициями и сбережениями. Но этот уровень //Дне обеспечивает полной занятости — линии FF. Эта линия проходит правее точки пересечения 5 и /, что является графической интерпретацией положения Кейнса о том, что равновесие НД может быть и при неполной занятости. Точка /V означает то состояние равновесия национального дохода, к которому будет стремиться экономика страны всякий раз, когда равновесие между / и S будет нарушаться.

Как отмечалось ранее, национальный доход используется по двум основным каналам: на потребление и инвестиции, т.е. У = С + I. Совокупные расходы — это расходы наличное потребление (С) и на производительное потребление (/). В условиях стагнирующей экономики уровень склонности к потреблению невысок и уровень национального дохода, соответствующий равенству доходов и расходов (на личное потребление), установится в точке Su, т.е. на уровне нулевого сбережения (рис. 14.9). Однако если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, то линия С сдвинется вверх по вертикали и займет положение C+I. Теперь кривая C+I пересечет линию 45° (линию равенства доходов и расходов) в точке Е. Этой точке будет соответствовать объем НД в размере ON. Точка N приблизилась к точке F, т.е. тому уровню НД, который соответствует полной занятости. Чем больше инвестиции, тем выше поднимается кривая C+I и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Если же государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществлять целый набор различных расходов, то кривая C+I превратится в кривую C+I+G, где G — государственные расходы. Этот рисунок — наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал Кейнс. Итак, совокупные расходы — это сумма С, I, Си, с учетом внешнеторговых операций, чистого экспорта (Х„): C+I+G+Xn.

Мультипликатор и акселератор

Наращивание инвестиций ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который в экономической теории называется эффектом мультипликатора.

Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывают круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

На понятии предельной склонности к потреблению базируется теория мультипликатора Кейнса.

Пои мультипликатором в теории Кейнса понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций:

А^-Д/=ДУ,

где Кк— мультипликатор (множитель) Кейнса; А/— увеличение инвестиционного расхода, независимо от формы инвестирования частной или государственной; А У— общее изменение совокупного дохода.

Следовательно,

Кк =—=—^—, так как ДУ= АС + А/. А/ ДУ-ДС

I j Отсюда, разделив на Д Y, получим

„111

1-Д%у I-MFC MPS'

Таким образом, мультипликатор Кейнса — величина, обратная предельной склонности к сбережению.

Однако данное изложение, предложенное Кейнсом, носит чисто математический характер и объясняет факт связи между изменением дохода и изменением инвестирования в данный момент времени. Таким образом, данный мультипликатор статичен и не показывает причинную связь.

Эффект мультипликатора отражает взаимосвязь между увеличением инвестирования и ростом уровня экономической активности в одном и том же году /. Эффект акселератора состоит в том, что масштабы инвестирования в году t зависят от увеличения ВНП в году t— 1 по сравнению с годом t—2. Тогда

/, = Л(УМ-У,.2) = Л.ДУМ,

где /, — объем инвестиций в году t;A — акселератор; ДУГ_, — прирост ВНП в М году.

Следовательно, эффект акселератора связывает масштабы инвестирования в данном году с изменением уровня экономической активности в прошлом периоде.

Эффект мультипликатора и акселератора позволяет понять взаимодействие совокупных величин потребления, инвестирования и дохода. Сочетание данных эффектов дает возможность проследить во времени взаимосвязь экономических явлений, таких, как увеличение потребления и дохода благодаря инвестиционным расходам, и обратное воздействие на инвестирование изменений в доходах и потреблении.

Эти взаимосвязи широко используются для объяснения колебаний экономической деятельности, а также для анализа равновесия в рамках национальной экономики.

Два подхода к распределению совокупного дохода

В теории Кейнса потребительские расходы гораздо более устойчивы, чем инвестиции. А это означает, что именно инвестиции играют важную роль в возникновении спадов. Долгое время фундаментальный подход основывался на позиции, что доход и богатство нации растут в том же темпе, что и накопление капитала. Следовательно, чем выше норма инвестиций, тем выше и темп экономического роста и тем быстрее увеличивается национальный доход и повышается уровень жизни. Но что же определяет относительный уровень инвестиций? Традиционный ответ гласил: уровень сбережений. Без сбережений не может быть инвестиций. Таким образом, согласно традиционной точке зрения, стремление сберегать — главная причина общественного прогресса, и эту склонность людей надо поддерживать и развивать.

Однако Кейнс пришел к выводу, что такие аргументы совершенно неприменимы к странам, достигшим высокой стадии экономического развития, так как имеются два следствия экономического роста в богатых промышленно развитых странах, показывающих, что стремление сберегать всегда будет обгонять стремление инвестировать. Во-первых, по мере продолжающегося накопления капитала все наиболее выгодные проекты для инвестирования окажутся использованы. Следовательно, новые возможности обещают инвестору более низкую норму дохода, а это уничтожает побудительные мотивы к инвестированию. Во-вторых, в связи с продолжающимся экономическим ростом растут стимулы к сбережениям по мере роста доходов.

Но тогда наращивание сбережений не сделает общество богаче. Если экономика находится в состоянии неполной занятости, то увеличение склонности к сбережению означает уменьшение склонности к потреблению, а это, в свою очередь, означает уменьшение совокупного спроса. И тогда этот процесс приведет к сокращению производства и снижению уровня новых капиталовложений, а следовательно, и увели-гчению уровня безработицы. Итогом этого станет падение уровня национального дохода в целом и снижение доходов различных групп населения. В экономической теории данный процесс нашел отражение в парадоксе бережливости: постоянное желание сберечь больше, чем инвесторы хотят вложить, вызовет хроническое уменьшение совокупного спроса, что в конце концов приведет ко всеобщему уменьшению желания инвестировать.

Итак, парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать расширение такого компонента совокупных расходов, как инвестиции. Урок, который преподносит парадокс бережливости, ценен в той мере, в какой мы осознаем его применимость к ситуации недостаточного совокупного спроса и неполной занятости. На основании этого парадокса Кейнс заключил, что в периоды низкой деловой активности, когда у домохозяйств появляются значительные стимулы больше сберегать и меньше потреблять, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений. По мнению Кейнса, политика стимулирования сбережений не только бесполезна, но и вредна, а выход из данного положения видится в поддержании спроса, который побудил бы инвесторов покупать новое производственное оборудование.

Выводы

1.        Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики. Равновесное состояние всей рыночной системы называется общим равновесием, под которым понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.

2.        Следует отличать: общее равновесие (в целом в национальной экономике) от частичного (на отдельном рынке); идеальное (при полной оптимальной [ реализации интересов хозяйствующих субъектов) от реального равновесия (установленного в условиях несовершенной конкуренции).

3.        Пересечение кривых совокупного спроса (совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг или F(/=C + / + G+ Xn) и совокупного предложения (сумма произведенных в стране конечных товаров и услуг) на графике дает точку Е общего экономического равновесия.

Информация о работе Динамика ВВП России в период рыночных реформ