Ответственность по земельному праву РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является изучение видов правонарушений предусмотренных земельным законодательством, то есть, раскрыть понятие, признаки, юридический состав, виды.
Иначе говоря, следует исследовать и охарактеризовать признаки правонарушений и преступлений; раскрыть понятия правонарушений, рассмотреть и классифицировать различные виды правонарушений предусмотренные земельным законодательством; что является задачей данной курсовой работы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

зем право (курсовая).docx

— 67.61 Кб (Скачать документ)

Юридическая ответственность  за нарушение земельного законодательства устанавливается статьей 96 Кодекса  Республики Беларусь о земле. Конкретные же виды административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, статья 15.10 данного Кодекса предусматривает ответственность за неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет — для несельскохозяйственных целей либо нецелевое использование земель. Этот вид административного правонарушения проявляется в том, что отдельные участки земли остаются без использования, часть ценных угодий переводится в бросовые земли, пахотные земли — в сенокосы, пастбища и т.д.

В соответствии со статьей 15.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель влекут административную ответственность. Порча земель выражается в разрушении плодородного слоя почвы, ухудшении физического, химического или биологического состояния почвенного покрова либо нарушении рельефа поверхности, в результате которых использование земельного участка для сельскохозяйственных нужд становится невозможным или экономически невыгодным без проведения работ по рекультивации земель. Данная статья предусматривает также административную ответственность за засорение сельскохозяйственных и других земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами. Одной из причин засорения сельскохозяйственных и других земель является организация в неустановленных местах свалок для строительных, бытовых отходов и отбросов.

После аварии на Чернобыльской  АЭС в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях были внесены некоторые дополнения, предусматривающие административную ответственность в связи с радиоактивным загрязнением обширных территорий. Так, Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях была введена статья 53', предусматривающая административную ответственность за нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами [2]. Аналогичная норма имеется и в новом Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятом 21 апреля 2003 г. Так, согласно статье 15.5 данного Кодекса, самовольное захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов или других предметов, загрязненных радионуклидами, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях  обращается внимание на недопустимость самовольного отступления от проекта  внутрихозяйственного землеустройства (статья 15.12) и устанавливается ответственность за уничтожение межевых знаков границ землевладений и землепользовании (статья 15.13).

Административная ответственность  наступает в связи с реализацией проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения экспертизы либо при невыполнении ее требований. Данное правонарушение в соответствии со статьей 15.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

 

ГЛАВА 4. УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Уголовная ответственность  в сфере землепользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых установлена его вина, т. е. умысел или неосторожность. Уголовная ответственность в данной сфере применяется только судом и после предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь.

Единственным основанием назначения уголовного наказания за земельное правонарушение является приговор суда. Уголовная ответственность  предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере землепользования (арест, ограничение свободы, лишение свободы, штраф, значительно превышающий размер, установленный при административных взысканиях, и т. д.) по сравнению с иными видами ответственности. Таким образом, уголовная ответственность в сфере землепользования наступает за совершение предусмотренных уголовным законодательством преступлений, которые обладают наивысшей общественной опасностью, и применяется только по приговору суда.

Для применения уголовной  ответственности в области земельных  отношений важное значение имеют особенности причиненного вреда. Во-первых, в отличие от гражданских правоотношений, где взыскание вреда возможно лишь в той степени, в какой он поддается денежной оценке, в уголовных правоотношениях степень причиненного вреда может оцениваться не только в денежном выражении, но и с точки зрения значительности происшедших или возможных последствий для земельных ресурсов. Во-вторых, в уголовных правоотношениях принимается во внимание не любой вред, наносимый земле в результате антропогенной деятельности, а вред противоправный, следствием которого являются нарушения природоохранительного законодательства. Правомерный вред, причиняемый окружающей среде в результате лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от гражданских правоотношений, не влечет уголовной ответственности. В-третьих, если в гражданском правоотношении причиннонеобходимая связь между противоправным поведением и наступившим вредом в ряде случаев может принимать более общие формы, то в уголовном правоотношении степень причинно-необходимой связи должна быть более конкретна. Прежде всего, данное требование обусловлено индивидуализацией уголовной ответственности, принципом виновности в совершении преступления. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения представляющих собой общественную опасность действий, посягающих на установленный земельный правопорядок. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления [17, c. 318]. Преступлением против экологической безопасности и природной среды, как отмечается в преамбуле главы 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь, признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

По мнению В. В. Петрова, экологическое  преступление — это виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека [25, с. 288]. Преступления, посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земель, обозначены в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой определяется уголовная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель (порча земель), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения (штраф или арест на срок до трех месяцев или ограничение свободы на срок до двух лет). Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины), наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок. Статья 270 данного Кодекса предусматривает уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение торфяников в результате неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности (штраф или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок)

Но это не самые значительные преступления в области земельных отношений. Значительный ущерб приносится окружающей природной среде в результате бесхозяйственного использования земель, особенно сельскохозяйственных.

 

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к земельному законодательству гражданско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды. По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной или уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями [17, c. 321]. Правила возмещения вреда в качестве гражданско-правовой ответственности определены статьей 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. Возмещение ущерба, причиненного природным объектам, предусмотрено различными актами экологического и земельного законодательства — Кодексом о земле, Кодексом о недрах, Водным кодексом, Лесным кодексом, законами «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха» и др. В частности, статья 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» обязывает виновных возмещать причиненный вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, другим юридическим лицам вследствие нарушения природоохранного законодательства. Возмещается вред в таких случаях добровольно либо по решению суда. Нормы данного Закона устанавливают, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан ухудшением состояния окружающей среды, вызванный деятельностью юридических лиц или граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, фиксируется государственным органом, осуществляющим данный вид контроля, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства [7].

Факт причинения вреда  окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими государственными органами, не осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иным законодательством Республики Беларусь.

Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин.

Если хозяйственная и  иная деятельность, оказывающая вредное  воздействие на окружающую среду  и причиняющая экологический  вред, создает опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать юридических  лиц или граждан помимо возмещения экологического вреда полностью  или частично приостановить до устранения выявленного нарушения либо прекратить такую деятельность [17, c. 321].

Гражданско-правовая ответственность  в области земельных правоотношений закреплена в Кодексе Республики Беларусь о земле. В статье 75 определяется, что возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, производится лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки.

Правила возмещения убытков  в качестве юридической ответственности  определены в статье 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., которая предусматривает, что  лицо, право которого нарушено, может  требовать полного возмещения причиненных  ему убытков, если законодательством не предусмотрено иное.

В отношении правового  положения субъектов возникающих  обязательственных отношений гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства имеет свои особенности. Потерпевшей стороной могут быть землепользователи и государство, интересы которого представляют органы Минприроды, Госкомимущества, местные органы управления и самоуправления и др. Данные органы вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, и обязаны требовать возмещения вреда, который причинен не их собственному имуществу, а имущественным интересам государства в целом [17, c. 322].

В силу статьи 951 Гражданского кодекса Республики Беларусь суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или полностью возместить причиненные убытки. При этом следует учитывать, что возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, не всегда возможно в натуре. Это может быть, к примеру, рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородного слоя почвы, дезактивация загрязненных радионуклидами территорий и т. д. Суд, рассматривающий спор о возмещении вреда, обязан выяснить, имеется ли у причинителя вреда возможность возместить его в натуре. И лишь при отсутствии у причинителя такой возможности своими силами устранить последствия допущенного им нарушения взыскиваются убытки.

Как разновидность гражданско-правовой ответственности за вред природной  среде, в том числе и земле, многие авторы рассматривают материальную ответственность, которая представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений. [25, с. 344; 14, с. 283]. В то же время ряд правоведов-экологов отстаивают иную концепцию, в соответствии с которой материальная ответственность есть самостоятельный вид неблагоприятных последствий, которые наступают для правонарушителя [28, с. 506—507; 16, с. 32]. А российский исследователь, профессор С. А. Боголюбов, считает, что материальная ответственность примыкает к дисциплинарной ответственности, поскольку обусловлена необходимостью возмещения причиненного вреда в дисциплинарном порядке [14, с. 387].

Как отмечается в постановлении  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (с последующими изменениями и дополнениями), материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, наступает при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного нанимателю; противоправности поведения (действия или бездействия) работника; прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вины работника в причинении ущерба [12].

Состав проступка, за который  виновные лица несут материальную ответственность, всегда имеет материальный характер. Данный вид юридической ответственности имеет ряд особенностей: во-первых, в отличие от гражданско-правовой ответственности она регулируется специальными нормативными актами; во-вторых, имеет своим объектом охраны не материальные продукты человеческого труда, а природные элементы; в-третьих, осуществляется путем взыскания ущерба, исчисляемого по особым таксам.

Информация о работе Ответственность по земельному праву РБ