Вина как признак преступления в зарубежном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие и формы вины в уголовном праве зарубежных стран.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие вины как признака преступления в уголовном праве Англии.
2. Рассмотреть понятия вины как признака преступления в уголовном праве США.
3. Рассмотреть понятия вины как признака преступления в уголовном праве Франции.
4. Рассмотреть понятия вины как признака преступления в уголовном праве ФРГ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Вина, как признак преступления уголовного права
зарубежных стран …………………………………………………………....8
2. Вина, как признак преступления уголовного права Англии……………...13
3. Вина, как признак преступления уголовного права уголовного права США………………………………………………………………………….19
4. Вина, как признак преступления уголовного права уголовного права Германии……………………………………………………………………..24
5. Вина, как признак преступления уголовного права уголовного права Франции………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемых источников……………………………………………..36

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Определения, являясь чисто формальными, содержат два признака - противоправность и наказуемость. Но они не отвечают на вопрос: почему, то или иное деяние объявляется законодателем преступным, то есть, противоправным и наказуемым? Недостаточность включения в определение формальных признаков не раскрывает суть такого социального явления как преступление.

Концентрированным выражением первого подхода являются рекомендации, содержащиеся в Примерном уголовном кодексе США. Закрепленный там принцип - «Никакое поведение не составляет посягательства, если оно не является преступлением или нарушением по настоящему кодексу или иному статуту данного штата» (ст. 1.05) - по существу представляет собой общее формальное определение преступления.

Исходя из анализа  п. 9 ст. 1.13 Примерного уголовного кодекса, можно сделать вывод, что материальный элемент преступления - это деяние (действие или бездействие), а также обстоятельства совершения деяния и его последствия, которые включены в описание преступления.

Элемент преступления «mens геа» (буквально - «виновный дух») - это, по существу, вина. Считается, что преступлением может быть признано только такое противоправное деяние, которое совершено виновно. Такой вывод делается из применявшегося на протяжении столетий английскими, а впоследствии и американскими судами выражения: «Actus non facit reum, nisi mens sit rea» (Деяние не делает человека виновным, если его дух невиновен).

В УК Калифорнии (п. 20) сказано: «В любом преступлении или публичном уголовном правонарушении должно быть единство и взаимодействие деяния и намерения или преступной небрежности».

Вина в уголовно-правовой теории определяется как какое-то субъективное (психическое) состояние лица, совершающего противоправное деяние.

Формы вины федеральное законодательство и законодательство штатов характеризует отсутствием какого-то общего подхода.

Вместо средневекового «mens геа» он прелагает другой, более  точно отражающий сущность субъективного  элемента термин «виновность» (culpability) В ст. 2.02 (п. 1) провозглашается принцип  ответственности только при наличии  вины и указываются формы вины: «...лицо не является виновным в совершении посягательства, если оно не действовало с целью, заведомо (осознанно), опрометчиво (неосторожно) или небрежно, в зависимости от того, что требуется по закону в отношении каждого из материальных элементов этого посягательства». На определенное упорядочение положения в этой области, как представляется, направлены, отдельные решения Верховного суда. Так, например, о четырех «уровнях намерения», то есть, формах вины, он говорит в одном из своих постановлений, вынесенных в 1971 г.

В п. 2 указанной  статьи Примерного УК содержатся развернутые  определения этих форм вины. «С целью» и «заведомо» - формы умышленной вины. Первая из них определяется следующим  образом: «Лицо действует с целью  в отношении материального элемента посягательства в случаях:

1) если указанный  элемент включает в себя характер  его поведения или результат  поведения, - его сознательная цель  состоит в осуществлении такого  поведения или в причинении  такого результата; и

2) если указанный  элемент включает в себя сопутствующие обстоятельства, оно сознает существование таких обстоятельств или предполагает или надеется на то, что они существуют».

Меньшая по отношению  к цели степень виновности - заведомость  или осознание: «Лицо действует  заведомо в отношении материального элемента посягательства в случаях:

1) если указанный  элемент включает в себя характер  его поведения или сопутствующие  обстоятельства, - оно сознает, что  это поведение имеет такой  характер, или что такие сопутствующие  обстоятельства существуют;

2) если указанный элемент включает в себя результат его поведения, - оно сознает, что его поведение практически наверняка причинит такой результат».

Третья форма  вины - неосторожность: «Лицо действует  опрометчиво (неосторожно) в отношении  материального элемента посягательства в случаях, когда оно сознательно пренебрегает существенным и неоправданным риском того, что указанный материальный элемент существует или возникает в результате его поведения. Этот риск должен быть такого характера и такой степени, что, с учетом характера и цели поведения деятеля, а также обстоятельств, которые ему известны, проявленное им пренебрежение включает в себя грубое отклонение от стандарта поведения, которого на месте деятеля придерживалось бы законопослушное лицо».

Три вышеназванные формы вины - основные, так как согласно содержащемуся в кодексе положению уголовная ответственность за содеянное, обычно наступает при наличии цели, заведомости или неосторожности. Деяние, совершенное по небрежности, наказывается только в случаях, специально предусмотренных законом. «Лицо действует небрежно в отношении материального элемента посягательства в случаях, когда оно должно сознавать существенный и неоправданный риск того, что указанный материальный элемент существует или возникает в результате его поведения. Этот риск должен быть такого характера и такой степени, что с учетом характера и цели поведения деятеля, а также обстоятельств, которые ему известны, не осознание его деятелем включает в себя грубое отклонение от стандарта осторожности, которого на месте деятеля придерживалось бы разумное лицо».

Примерный УК (ст. 2.02, п. 5) содержит положение о том, что, если требуемая форма виновности - небрежность, то субъективную сторону  деяния образует любая последующая  форма вины, которая имелась при  его совершении, то есть, неосторожность, заведомость и цель, если неосторожность, то заведомость и цель, если заведомость, то также и цель.

При определении всех четырех форм вины кодекс исходит не из осознания обвиняемым социальной опасности совершенного им деяния и его последствий. В этом проявляется влияние традиционной для буржуазного уголовного права нормативно-психологической концепции вины, которая полностью игнорирует социальную сущность преступления.

Характер регулирования  института вины, предложенный этим документом, был воспринят законодательством ряда штатов США. В уголовных кодексах некоторых из них отдельные вопросы, как представляется, решены даже более удачно, чем в Примерном УК. Так, например, в УК штата Нью-Йорк вместо «цели» используется более точно отражающий суть этой формы вины термин «намерение» (intent). И сама эта форма вины, а равно и заведомость определены более четко (п. 15.05): «лицо действует намеренно по отношению к результату или поведению, которые описаны законом, определяющим посягательство, если его сознательной целью (conscious objective) является причинение такого результата или осуществление такого поведения»; «лицо действует заведомо по отношению к поведению или обстоятельствам, которые описаны законом, определяющим посягательство, если оно осознает, что его поведение является таковым по своему характеру или что такие обстоятельства существуют».

В работах американских юристов можно обнаружить такую  классификацию форм вины: намерение  и заведомость (осознание) - формы  специальной вины, а предвидение, неосторожность и уголовная небрежность - общей вины.

Формы специальной  вины - это разновидности умысла, а общей вины - разновидности неосторожности. По мнению М. Бассиуни, «общая вина всегда основана на фактических обстоятельствах, достаточных для того, чтобы судить об уровне психического состояния, который ниже, чем при специальной вине, и основана на степени отклонения от стандарта поведения, которая свидетельствует о грубом пренебрежении к безопасности и благополучию других, и означает безответственность, неосторожность или небрежность».

В американской уголовно-правовой доктрине и судебной практике распространенной является точка зрения, что в преступлениях общей вины лицо презюмируется имевшим требуемую форму вины исходя из факта совершения противоправного деяния и сопутствующих обстоятельств. При этом часто ссылаются на афоризм: предполагается, что совершая действие человек, желает наступления его естественных и вероятных последствий. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на обвиняемом. Существование в американском праве института «строгой ответственности», вопрос о доказывании вины может вообще не возникать.4

 

 

 

 

  1. Вина, как признак преступления уголовного права Франции

В действующем  УК Франции, как и в двух предыдущих французских кодексах 1791 и 1810 гг., общее понятие преступного деяния отсутствует. Хотя отдельные признаки такового могут быть выведены из содержания норм Общей и Особенной частей УК. Так, в ст. 111-1 говорится о тяжести совершенного деяния - материальном критерии деления всех преступных деяний на категории. На виновность как признак преступного деяния указывает ст. 121-3.

Французскому  уголовному праву известны самые  разные классификации преступных деяний. Например, деление на общеуголовные, политические и военные, мгновенные и длящиеся, простые и сложные, материальные и формальные, очевидные и неочевидные, умышленные и неумышленные. Самым существенным является деление преступных деяний на три категории: преступления, проступки и нарушения. Это деление имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

 «Тяжесть  вреда, причиненного обществу, - вот,  что определяет юридическую сущность  преступного деяния. Так, только  посягательства на общественные  ценности образуют преступления  и проступки, а нарушения не что иное, как нарушения дисциплины общественной жизни».

С категорией преступления связана и форма вины. Все преступления - это только умышленные деяния. Для  проступков считается достаточным  неосторожности или небрежности, если это предусмотрено нормативным актом. Для нарушений форма вины не имеет особого значения, поскольку ответственность за них исключается только в случае действия непреодолимой силы.

По другой классификации, также нашедшей отражение в УК Франции и других законах, преступные деяния делятся на общеуголовные, политические и военные. Общеуголовными являются те, которые нельзя отнести к двум последним категориям.

Действующий УК Франции не содержит общего определения  вины. Во французской специальной  литературе можно встретить самые  разные определения вины и виновности. Так, профессора Конт и Мэстр дю Шамбон пишут, что виновность в широком смысле слова представляет собой равнодействующую всех элементов преступного деяния. Расса определяет вину как некий психологический фактор преступного деяния. Можно встретить немало и других определений. В целом же, в доктринальных источниках по уголовному праву конструкция вины строится на основе понятия общей (или минимальной) вины, которая характеризует любое преступное деяние.

Общая вина (dol general) - это тот психологический «минимум», без которого, вообще, не может быть преступного деяния. Она состоит в простом волевом моменте: поскольку любое деяние вменяемого лица при отсутствии форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы) является волевым актом, постольку в самом деянии, как таковом, содержится не только материальный, но уже и моральный элемент. В специальном постановлении Кассационного Суда Франции от 13 декабря 1956 г. содержалось положение о том, что «любое преступное деяние, даже неумышленное, предполагает, что его исполнитель действовал с сознанием и волей».

По вопросу  о формах вины во французской уголовно-правовой доктрине сложилось немало направлений  и концепций. В результате возникла определенная путаница в терминологии. Обобщив изложенное в трудах различных французских юристов, можно выделить следующие формы вины по уголовному праву Франции: а) умышленная вина, или преступный умысел; б) неумышленная вина, или неосторожная вина; в) презюмируемая вина, или вина при нарушениях. Помимо этих основных форм нередко в качестве самостоятельных выделяют так называемые промежуточные формы: неопределенный умысел и эвентуальный умысел.

По действующему УК Франции, все преступления - это  только умышленные деяния. Проступки  могут быть как умышленными, так и неосторожными. При характеристике умышленных преступных деяний законодатель употребляет термины: «добровольно», «умышленно», либо указывает на определенную цель совершения правонарушения.

Французский кодекс определяет предумышленность как такой  умысел, который сформировался до действий по совершению определенного преступления или проступка (ст. 132-72).

В некоторых  случаях в диспозиции уголовно-правовой нормы указывается на совершение преступного деяния с определенной целью. При этом цель является обязательным признаком деяния и подлежит доказыванию. Ее отсутствие либо полностью исключает преступность деяния, либо исключает уголовную ответственность за преступление, предусмотренное данной уголовно-правовой нормой. Такая разновидность умысла именуется во французской юридической литературе специальным умыслом.

Не следует преувеличивать различия между общей виной и специальным умыслом. В реальности, тот, кто желает причинить вред по мотивам иным, нежели те, что указаны в диспозиции, не желает совершить преступное деяние, признаки которого включают мотивы, предусмотренные законодателем. Следовательно, отсутствует не только специальный умысел, но и общая вина.

При неумышленной вине поведение исполнителя является сознательным и волевым, но он не стремится, ни к какому вредному последствию.

Нередко неумышленная форма вины, или неосторожность, определяется французскими авторами как  некая противоположность умышленной вине. Так, например, Конт и Мэстр  дю Шамбон в своем труде пишут: «Если умысел - это направление  воли, неосторожность - это воля ненаправленная; если умысел - это воля, направленная к незаконному результату, который исполнитель осознает, то неосторожность -это непредвидение результата, когда исполнитель не обдумывает риск его неожиданного появления. Следовательно, неосторожность состоит в ослаблении бдительности; реализуя непрерывно материальный элемент преступного деяния, исполнитель чаще всего поступает так, как не поступил бы осмотрительный человек».

Информация о работе Вина как признак преступления в зарубежном уголовном праве