Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:51, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что в судебной практике при квалификации преступлений часто возникают вопросы правомерности применения норм УК РФ, вызванные определенной сложностью определения понятия аффекта, процедурой его выявления. Целью данной курсовой работы является анализ аффекта и его уголовно-правового значения. Можно выделить задачи курсовой работы: 1. Провести отбор литературы по данной тематике. 2. Рассмотреть аффект и его уголовно-правовую характеристику. 3. Проанализировать практику выявления аффекта.
Предметом исследования является анализ аффекта и его уголовно-правового значения.
Теперь, обобщая вышесказанное можно дать некоторое разъяснение условий, при которых будет иметь место аффект:
1. Насилие. Является наиболее распространенным на практике видом провокационного поведения. В теории уголовного права принято выделять два вида преступного насилия: физическое и психическое. При этом под физическим насилием, на наш взгляд, следует понимать удары, побои, истязания, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, насильственное ограничение свободы, изнасилование и т. д. Психическое насилие выражается в угрозах причинить человеку физический или имущественный вред. В числе признаков угрозы следует особо выделить ее реальность и непосредственность.
2. Издевательство - это умышленное причинение потерпевшим душевных и физических страданий виновному независимо от формы их осуществления и длительности. Издевательство во многом сходно с тяжким оскорблением, которое также указано в диспозиции ст. 107 и 113 УК РФ .
3. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства лица. При решении о наличии в действиях жертвы оскорбления достаточно установить вызвало ли оскорбление состояние аффекта.
4. Аморальное поведение, то есть поступки, противоречащие нормам морали. Вопрос о значимости аморальных поступков потерпевшего решается судом. К числу критериев оценки должны относиться интенсивность и длительность аморального поведения и его субъективная значимость для виновного. 26
Предполагает ли состояние
аффекта при совершении лицом
преступления безусловное к нему
смягчение? Верно то, что признак
аффекта прямо смягчает уголовную
ответственность лица при совершении
им ряда насильственных преступлений
(привилегированные составы ст.
Подводя итог изложенному, имеются все основания полагать, что такое стрессовое состояние, как аффект (имеется в виду физиологический), безусловно, влияет на поведение человека, способность руководить своими действиями (но все же не коренным образом). Поэтому при рассмотрении уголовных дел всегда необходимо анализировать психическое состояние человека, противоправные действия которого могут быть совершены в состоянии аффекта.
§2. Выявление аффекта
Согласно российской уголовно - правовой доктрине убийство или причинение вреда здоровью в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного неправомерными действиями потерпевшего, влекут за собой значительное смягчение наказания. Преступления, совершенные в таком состоянии, уголовный закон выделяет в специальный состав.
Ключевое слово анализируемого понятия – «волнение». В обычном словоупотреблении оно означает «сильная тревога, душевное беспокойство» (С.И. Ожегов).28
Определение «сильное» служит показателем того, что возникающее у виновного волнение должно быть интенсивным и нарушать нормальную психическую регуляцию поведения. Но, вместе с тем, дезорганизация психической деятельности не должна быть настолько глубокой, чтобы полностью исключать способность лица к осознанию своих поступков и к руководству ими (соответственно освобождать от уголовной ответственности). Этим сильное душевное волнение, являющееся неболезненным состоянием вменяемого человека, отличается от болезненных психических расстройств, обусловливающих невменяемость (патологический аффект).
В составах преступлений, предусмотренных ст.107, ст.113 УК РФ, в качестве обязательного признака, относящегося к субъективной стороне преступления, назван аффект. Здесь, как было отмечено, имеется в виду физиологический аффект. Напомним, что патологический аффект есть расстройство психики, исключающее вменяемость. Он не может быть признаком состава преступления и регулируется ст.21 УК РФ.
Названные преступления на основании ст.15 УК РФ отнесены к преступлениям средней тяжести. Продиктовано это двумя обстоятельствами.
Во-первых, аффект вызван совершением противоправных действий или аморального поступка. В этом случае поведение потерпевшего носит характер провокации.
Во-вторых, преступление виновным лицом совершается в состоянии аффекта, при котором вследствие торможения коры головного мозга резко сужается сфера сознания. В таком состоянии лицо плохо осознает характер совершенных действий и еще более плохо предвидит их последствия. Кроме того, при аффекте лицо в значительной мере утрачивает контроль за своим поведением, которое становится импульсивным, хаотичным и нецеленаправленным.29
Что же касается сильного душевного
волнения, то оно многими судьями
толкуется как оценочная
Теперь о главном: в юридической литературе указывается, что доказательством наличия у виновного аффекта является характер посягательства. Также установлено, что оно должно заключаться в посягательстве, не опасном для наиболее важных благ потерпевшего. Другим доказательством выступает время ответной реакции на противоправное поведение потерпевшего.31
В психиатрии и уголовном праве поводом возникновения аффекта признается отрицательный раздражитель. Им является непосредственное насилие или оскорбление. Но им может быть и информация о ранее совершенных общественно опасных и аморальных деяниях, что часто и учитывается в судебной практике. Раздражителем, вызывающим аффект, может служить осознание результатов насилия. Также аффект может возникнуть и от воспоминания обиды, оскорбления, насилия.32
Элементом доказательства наличия аффекта в юридической литературе признают еще внезапность его возникновения (это его органическое свойство).
Приведенные положения о доказывании аффекта сводятся к внешним факторам: к поводу возникновения, времени ответной реакции. Но все же аффект – это одно из психических состояний. Следовательно, доказательства наличия аффекта у лица, совершившего преступление, необходимо искать и в тех явлениях, которые имеют внутренний характер.
К примеру, аффект, как сильнейшее психическое переживание, накладывает на облик индивида исключительные по выразительности черты.
Все вышесказанное может быть зафиксировано при расследовании уголовного дела. Также если виновное лицо в момент совершения преступления, к примеру, получило ранение или как-то иначе потеряло кровь (оставило иные биологические следы), она должна быть передана на биологический анализ (экспертиза). И обнаружение в ней большого количества адреналина будет являться свидетельством сильной эмоции. Можно привести в пример еще одно положение: после окончания состояние аффекта у многих лиц начинается рвота. И опять же исследование специалистами рвотных масс может выявить наличие необычного количества пищеварительных ферментов, которые характерны для аффекта.
Разумеется, при осуществлении допроса свидетелей и потерпевшего следует поставить вопрос о внешнем облике обвиняемого и выяснить, проявлялись ли в нем черты, свойственные аффекту. То же касается и внешних факторов действий обвиняемого.
При расследовании
уголовного дела необходимо
Следует отметить, что
многие из признаков,
Такое развитие данной проблемы привело к необходимости развития судебно-психиатрической экспертизы. Эксперты-психологи стали привлекаться к установлению физиологического аффекта еще в 60-е гг. (патологический аффект как болезненное расстройство всегда устанавливался с помощью судебно - психиатрической экспертизы). Со временем число экспертиз стало возрастать, и в настоящее время случаи, когда вопрос о наличии физиологического аффекта решается с помощью психологической экспертизы стали обычными явлениями.
Специалисты уже вынуждены признать, что для установления физиологического аффекта необходимы специальные знания и, следовательно, экспертиза. Таково общепризнанное правило теории судебных доказательств, нашедшее отражение в уголвно-процессуальном законе (ст. 57 УПК РФ, ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О государственной судебно - экспертной деятельности в РФ» и др.), которое можно сформулировать так: если в ходе производства по делу для установления каких-то обстоятельств возникла потребность в специальных знаниях, то должна назначаться экспертиза.
При производстве судебной
экспертизы эксперт независим, он не
может находиться в какой-либо зависимости
от органа или лица, назначивших
судебную экспертизу, сторон и других
лиц, заинтересованных в исходе дела.
Эксперт дает заключение, основываясь
на результатах проведенных
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.35
Несмотря на трудности идентификации, понятие сильного душевного волнения долгое время считалось достаточно очевидным и вполне доступным для понимания следователями, прокурорами, судьями и другими участниками уголовного процесса.
Так, в Комментарии к УК РСФСР 1926 г., изданном в 1944 г., нет никаких разъяснений по поводу содержания этого понятия. Объяснение напрашивается одно: авторы Комментария сочли подобные разъяснения излишними ввиду полной ясности самого предмета.36
Психиатрическая часть экспертизы на основании психического статуса подсудимого или обвиняемого (темперамента, характера), наличия обстоятельств, влияющих на возникновение сильной эмоции, данных о внешнем их облике и поведении и результатов биохимического исследования вещественных доказательств дает заключение о том, переживал ли исследуемый аффект, какой именно и в какой степени.
Также психиатрическая часть экспертизы на основании тех же данных, а также с учетом болезней обследуемого проводит дифференциальную диагностику, подтверждая или отвергая наличие у него патологического аффекта и констатируя наличие физиологического.
Как было отмечено, в настоящее время состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) устанавливается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Но в сложившихся условиях сама законодательная терминология – «внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект)» - невольно становится неким символом противоречивой двойственности и может трактоваться различно: и как строгое научно-психологическое понятие, воспринятое законом, и как законодательное понятие, что создает некоторые проблемы в правоприменении.
Стоит отметить, что судебно-психиатрическая экспертиза нуждается в унификации методов и критериев, по которым аффект устанавливается экспертным путем. Эту задачу можно решить с помощью методического документа.
В данной курсовой работе освещены только основные проблемы выявления состояния аффекта, но существуют и другие, которые требуют немедленного решения.
Заключение
Эффективность действия уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в состоянии аффекта во многом зависит от эффективности и правильности применения судебной репрессии.
Борьба с этими преступлениями является приоритетной задачей государственных органов. Одной из главных ролей здесь принадлежит и уголовному закону. Именно уголовный законодательство вводит разграничение преступлений со смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такое разграничение отвечает основным принципам защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ; а также отвечает принципу справедливости при назначении наказания, закрепленному в УК РФ, в соответствии с которым наказание, применяемое к лицу должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.