Уголовное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

1. Задача.
Кусков разбил камнем витрину магазина. Заметив это, Поликар¬пов решил задержать правонарушителя. Подойдя к нему, Поликарпов потребовал пройти вместе с ним в милицию. Но Кусков вытащил нож и не подпускал его к себе. Тогда Поликарпов схватил с земли металлический прут и ударил им Кускова по руке, причинив ему средней тяжести вред здоровью.
Должен ли понести уголовную ответственность Поликарпов за причинение вреда?
2. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уголовное право _КР.docx

— 35.02 Кб (Скачать документ)

1. Задача.

Кусков разбил камнем витрину магазина. Заметив это, Поликарпов решил задержать правонарушителя.  Подойдя к нему,  Поликарпов потребовал пройти вместе с ним в милицию. Но Кусков вытащил нож и не подпускал его к себе.  Тогда Поликарпов схватил с земли металлический прут и ударил им Кускова по руке,  причинив ему  средней тяжести вред здоровью.

Должен ли  понести  уголовную  ответственность Поликарпов за причинение вреда?

Решение.

Поликарпов не должен понести уголовную ответственность за причинение вреда, т.к. согласно п. 1 ст. 38 УК РФ «Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отличие наказания  от иных мер  уголовно-правового  характера

Институт уголовного наказания является обязательным признаком понятия преступления. На государстве лежит обязанность охранять установившийся порядок жизни, то есть систему правопорядка, которая в противном случае может разрушиться. Уголовное наказание выступает мерой охранения против преступных деяний, которыми нарушается система правопорядка. Субъектом права наказания является государство. Право наказания принадлежит единственно и исключительно государству. Органом власти, который государство наделило правом применения наказания, является суд1.

Наказание есть кара государства за совершенное преступление. В настоящем Кодексе отсутствует закрепленное понятие карательной деятельности государства, но по своей сущности наказание (кара), применяемое государством в ответ на нарушение правопорядка, является особым юридическим отношением, когда государство стремится охранить правопорядок и при совершении преступления восстановить нарушенный правопорядок, изменяет права и юридические интересы наказываемого лица, понуждает это лицо претерпевать неблагоприятные для себя последствия. Карательная деятельность государства выступает в двух видах - предупредительная деятельность и исполнительная деятельность. Предупредительная деятельность государства означает угрозу под страхом наказания в ответ на искушение совершить деяние, воспрещенное законом. Исполнительная деятельность государства означает непосредственную реализацию угрозы, выражающуюся в применении наказания в ответ на совершенное деяние, которое воспрещено законом2.

Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение, к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно по общему правилу соответствовать его тяжести и общественной опасности и влечет за собой судимость.

Наказание всегда носит личный характер. Оно применяется только к самому преступнику, ни в коем случае не должно затрагивать интересы других лиц3.

В законе не дается легального определения понятия "мера уголовно-правового характера", что в известной степени и предопределяет различия во взглядах на его содержание и соотношение со смежными понятиями. В ч. 2 ст. 2 УК РФ говорится только, что Кодекс устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Как отмечает С.В. Максимов, "законодатель не раскрывает содержание понятия "иные меры уголовно-правового характера", равно как и не указывает, какие это меры и каким образом они соотносятся с уголовным наказанием"4.

Вообще говоря, из выражения "наказание и иные меры уголовно-правового характера" можно уяснить, что наказание является одной из мер уголовно-правового характера. После изменений, внесенных в раздел VI УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ5, можно говорить и о том, что законодатель указал, что следует относить к иным мерам уголовно-правового характера - это принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества. Но остается, однако, вопрос: является ли перечень "иных мер", установленный в разделе VI УК РФ, исчерпывающим? Видимо, нет. В литературе к иным мерам уголовно-правового характера относят принудительные меры воспитательного воздействия, а также условное осуждение и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ регулирует применение трех таких мер: принудительные меры медицинского характера (ст. 18), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. ст. 177 - 178), и условное осуждение (ст. ст. 187 - 190). Нельзя не отметить позицию тех авторов, которые полагают, что принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия вообще не следует считать мерами уголовно-правового характера, поскольку они не уголовно-правовой природы и их применение не влечет изменения уголовно-правового статуса личности7.

Следует отметить, что принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия полифункциональны, имеют смешанную правовую природу. Они могут выступать в качестве форм реализации уголовной ответственности, основанием их применения является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления: п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ, ч. 4 ст. 433 УПК РФ; ч. ч. 1 и 2 ст. 92 УК РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 432 УПК РФ. Они же могут назначаться при освобождении лица от уголовной ответственности: принудительные меры воспитательного воздействия - при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних (ч. 1 ст. 90 УК РФ, ч. 1 ст. 431 УПК РФ); принудительные меры медицинского характера - при освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ, ч. 1 ст. 443 УПК РФ).

Из того, что в ч. 2 ст. 2 УК РФ говорится о мерах уголовно-правового характера за совершение преступлений, еще не следует, вообще говоря, что все меры уголовно-правового характера применяются только за совершение преступлений. В самом общем виде меры уголовно-правового характера можно определить как предусмотренные уголовным законом меры, применяемые судом к лицам, совершившим преступления. По основаниям применения их можно разделить на две группы: меры, применяемые за совершение преступлений, т.е. меры, являющиеся формой реализации уголовной ответственности, и меры, не связанные с реализацией уголовной ответственности, применяемые по иным основаниям.

Таким образом, основным признаком (критерием) форм реализации уголовной ответственности является то, что они (и только они) применяются за совершение преступлений. К таковым формам относятся8: наказание (его назначение и исполнение); принудительные меры воспитательного воздействия, включая помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение; принудительные меры медицинского характера; конфискация имущества.

К принудительным мерам воспитательного воздействия относятся (ч. 2 ст. 90 УК РФ): а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Содержание принудительных мер раскрывается в ст. 91 УК РФ. При освобождении несовершеннолетних от наказания в виде лишения свободы может применяться в качестве принудительной меры воспитательного воздействия помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

К принудительным мерам медицинского характера относятся (ч. 1 ст. 99 УК РФ): а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Формой реализации уголовной ответственности является только такая мера, как амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК РФ).

Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества осужденного. Конфискация как мера уголовно-правового характера может применяться только за совершение преступлений, указанных в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Конфискации подлежит следующее имущество: а) деньги, ценности и иное имущество, полученные непосредственно в результате совершения преступлений; б) деньги, ценности и иное имущество, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; в) деньги, ценности или иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества; г) орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений, принадлежащие обвиняемому. При решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу.

Конфискацию имущества как меру уголовно-правового характера следует отличать от так называемой специальной конфискации, предусмотренной ст. 81 УПК РФ. Специальной конфискации полежат имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, а также орудия преступления, принадлежащие обвиняемому. Специальная конфискация не ограничена кругом преступлений, но ограничена тем, что ей подлежат только имущество и орудия преступления, признанные вещественными доказательствами.

Принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества являются не основными формами реализации уголовной ответственности, а дополнительными, они не могут назначаться самостоятельно, а только в сочетании с наказанием. Они служат средством индивидуализации уголовной ответственности, применяются с учетом или личности виновного (амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра), или характера совершенного преступления (конфискация имущества). Принудительные меры воспитательного воздействия применяются самостоятельно, они назначаются вместо наказания.

Как уже говорилось, к мерам уголовно-правового характера (помимо мер реализации уголовной ответственности) относят также условное осуждение и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Следовательно, понятие "мера уголовно-правового характера" является более общим (родовым) по отношению к понятию "форма (мера) реализации уголовной ответственности"9.

В теории вопрос о том, считать ли условное осуждение и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, формами реализации уголовной ответственности, является дискуссионным. Одни авторы считают условное осуждение видом освобождения от отбывания наказания10. Другие считают, что условное осуждение является не просто формой реализации уголовной ответственности, а видом наказания11. Против такого понимания можно высказать следующие соображения.

Как говорилось выше, следует различать применение мер за совершение преступлений, и применение мер к лицам, совершившим преступления. За совершение преступлений применяются наказание и иные меры уголовно-правового характера, являющиеся формами реализации уголовной ответственности. При условном осуждении и отсрочке отбывания наказания женщинам формой реализации уголовной ответственности выступает наказание - оно реально назначается приговором суда и влечет состояние судимости. Но суд, учитывая определенные обстоятельства, может постановить считать назначенное наказание условным или отсрочить осужденной женщине реальное отбывание наказания. То есть условное осуждение и отсрочка отбывания наказания применяются только к лицам, совершившим преступления, но не за то, что они совершили преступления, а потому, что суд установил определенные обстоятельства, на основании которых пришел к выводу о нецелесообразности реального отбывания наказания осужденным. Это верно и для случаев осуждения без назначения наказания, например освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ). Здесь уголовная ответственность за совершение преступления реализуется в официальном порицании виновного, закрепленном в обвинительном приговоре суда (пусть и без назначения наказания). А основание освобождения от наказания (отпадение общественной опасности вследствие изменения обстановки) появляется уже после совершения преступления.

В принципе любой вид освобождения от наказания или его отбывания не является мерой принуждения и потому не может рассматриваться как форма реализации уголовной ответственности: ответственность предполагает обязанность претерпевания лишений, а не избавление от них. Наступление неблагоприятных правовых последствий для виновного лица составляет суть уголовной ответственности. Эти неблагоприятные последствия могут выражаться в разных формах: осуждении виновного без назначения наказания (ст. ст. 80.1, 92 УК РФ), осуждении с назначением наказания, но без его реального отбывания (ст. ст. 73, 82 УК РФ), осуждении с назначением и отбыванием наказания. Но они не могут выражаться в освобождении лица, виновного в совершении преступления, от наказания или его отбывания.

Таким образом, условное осуждение не является формой реализации уголовной ответственности. Но можно ли его, а также отсрочку отбывания наказания беременным женщинам, да и другие виды освобождения от наказания рассматривать в качестве мер уголовно-правового характера? Ведь это все меры, применяемые к лицам, совершившим преступления. Ответ на этот вопрос зависит от того, что принимается в качестве основания применения мер уголовно-правового характера: является таковым основанием только правонарушающее поведение или же любое поведение, имеющее уголовно-правовое значение; и соответственно является ли свойство принудительности необходимым для мер уголовно-правового характера, т.е. являются ли эти меры видом мер государственного принуждения.

Например, И.Э. Звечаровский является сторонником более широкого подхода. Он определяет меры уголовно-правового характера как меры, которые применяются безотносительно к юридической природе поведения лица, совершившего преступление, с изменением его уголовно-правового статуса. Поэтому к мерам уголовно-правового характера он относит все виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, условное осуждение, замену неотбытой части наказания (более мягким или более строгим), снятие судимости и, естественно, наказание, включая назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, и смягчение или усиление наказания вследствие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 61, 62, 63 УК РФ12.

Другой, более узкий подход в качестве основания применения мер уголовно-правового характера рассматривает только правонарушающее поведение. Это соответствует и интуитивному представлению о мере уголовно-правового характера как мере, соотносимой с наказанием (принуждением). При таком подходе к мерам уголовно-правового характера относятся (помимо форм реализации уголовной ответственности) меры, применяемые к лицам, совершившим преступления, за неисполнение требований приговора (постановления, решения) суда. К таковым можно отнести: отмену условного освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетнего в случае систематического неисполнения им назначенной принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 4 ст. 90 УК РФ); продление испытательного срока при условном осуждении (ч. 2 ст. 74 УК РФ); отмену условного осуждения (ч. 3 ст. 74 УК РФ); отмену условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (п. "а" ч. 7 ст. 79 УК РФ); отмену отсрочки отбывания наказания беременной женщине и женщине, имеющей малолетних детей (ч. 2 ст. 82 УК РФ); замену наказания, в случае злостного уклонения от его отбывания, на более строгое (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 4 ст. 53 УК РФ). Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает и такую меру, как незачет в срок наказания осужденному к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью времени, в течение которого он занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ч. 1 ст. 36 УИК РФ).

Информация о работе Уголовное наказание