Шпаргалка по «Уголовному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

Задача уголовного судопроизводства – это выяснение и разрешение в процессуальных формах вопроса о необходимости и возможности применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю (то есть разрешение конкретных уголовных дел). Выполнение этой задачи предполагает выяснение объективной истины по делу и обеспечение при этом процессуальных прав участников судопроизводства.
Установить истину – это собрать доказательства, выявить совершение преступления и причастность к совершению. Все это не нашло отражение в УПК РФ.
Другие задачи уголовного процесса:
Общая (на уровне общества) и специальная (касается лица) превенция.
Исправление лица.
Устранение причин и условий преступлений.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ugolovny_protsess.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

                                                  № 20.

Право на надзорное обжалование судебных приговоров, определений, постановлений.

В новом Уголовно-процессуальном кодексе сохранено надзорное производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора.

 В отличие от установленного  в старом УПК РСФСР порядка  надзорного производства по уголовным  делам, в новом УПК РФ, введенным с 1 января 2003 года (глава 48-производство в надзорной инстанции - УПК РФ) предусмотрена детальная регламентация данной стадии процесса с момента поступления надзорных жалоб или представления прокурора в суд надзорной инстанции и до принятия им решения по существу.

 Согласно ст.402 УПК РФ упорядочен  перечень лиц, имеющих право на  обжалование вступивших в законную  силу судебных решений по уголовным  делам. Жалобы могут быть поданы  в соответствующие суды надзорной  инстанции только участниками  уголовного производства по делу.

 В УПК РФ сохранен прежний  перечень судов, наделенных правом  на пересмотр вступивших в  законную силу приговоров, определений  и постановлений. Ими являются: Президиумы  Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации; Президиум Верховного суда Российской Федерации.

 В УПК РФ закреплены два  весьма важных положения, которые  существенным образом меняют  само содержание надзорного производства  как стадии уголовного процесса. Во-первых, в ст. 405 УПК РФ установлено, что не допускается пересмотр  в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. Иными словами, при пересмотре судебного решения по уголовному делу в порядке надзора не допустим так называемый поворот к худшему для осужденного. Во-вторых, в соответствии с УПК РФ, поступившие в суд надзорной инстанции надзорные жалобы и представления с приобщенными к ним копиями процессуальных документов и дополнительными материалами рассматриваются только судьей, который в целях полной и всесторонней проверки доводов заявителя вправе истребовать дело.

 После изучения обращений, а  также уголовного дела, если оно  было истребовано, судья выносит мотивированное постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции либо отказывает в их удовлетворении.

Председатель Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представления. В этом случае они отменяют указанное решение и своим постановлением возбуждают надзорное производство, передавая жалобу или представление вместе с уголовным делом на рассмотрение суда надзорной инстанции.

 В соответствии с новым  порядком надзорного производства упраздняется институт опротестования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления и, кроме того, по всем жалобам и представлениям, поступающим в суды надзорной инстанции, выносятся судебные решения независимо от результатов рассмотрения обращений. Согласно нового УПК РФ, регулирующим производство по уголовным делам в порядке надзора, существенно расширены права участников судопроизводства на этой стадии процесса. Например, суд надзорной инстанции обязан извещать их о времени и месте рассмотрения уголовного дела; в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы затрагиваются жалобой или представлением; этим лицам предоставляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением, а непосредственно в судебном заседании - дать устные объяснения.

 Подобный порядок рассмотрения  дела в суде надзорной инстанции  способствует более полной проверке  законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного решения. В случае отмены данного решения производство по данному уголовному делу осуществляется на общих основаниях.

В целом, надзорное производство работает на повышение эффективности всей системы уголовной юстиции. Повышается качество работы судов.

                                                   № 21.

Система правовых запретов в уголовном процессе.

 В законодательстве, регулирующем  уголовный процесс, имеется множество  запретов, касающихся различных сфер уголовно-процессуальной деятельности. По источникам данной отрасли права они могут быть подразделены на международно-правовые, конституционные и непосредственно процессуальные.

 Так, во Всеобщей декларации  прав человека к уголовному  процессу имеют отношение такие, к примеру, запреты, как: "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию" (ст. 5); "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или наказанию" (ст. 9); "Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву". Не может также назначаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть назначено в то время, когда преступление было совершено (ст. 11); "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию…" (ст. 12)2 и др.

 Аналогичные нормы имеются  в Конституции РФ (ст. 19, 21, 22, 24, 25, 35, 47, 49, 50, 54), которые, обладая свойством  высшей юридической силы, получили  развитие и конкретизацию в УПК. Однако в нем закреплены и запреты, имеющие иное содержание. Их круг весьма широк.

Можно назвать: недопущение применения закона, противоречащего УПК (ст. 7); запрет признания виновным в совершении преступления и применения уголовного закона иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК, лишения права подсудимого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК (ст. 8); запрет возложения функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела на один и тот же орган (ст. 15); недопустимость споров о подсудности (ст. 36); недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ст. 49); недопустимость участия в уголовном процессе лиц, подлежащих отводу (ст. 62); недопустимость доказательств, полученных с нарушением УПК (ст. 75) и т.д.

 Регулятивная их функция  выражается в юридических обязанностях  пассивного содержания, т.е. в обязанностях  воздерживаться от совершения  действий известного рода. Так, ч. 4 ст. 57 УПК через понятие "не вправе" обязывает эксперта не вести переговоры с участниками уголовного процесса по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы, без ведома следователя или суда; самостоятельно не собирать материалы для экспертного исследования; не разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта; не давать заведомо ложное заключение. Говоря иначе, требует воздержаться от этих действий, если нет законных условий для их совершения.

 Уголовно-процессуальным запретам  характерно все то, что свойственно  юридическим обязанностям вообще (принципиальная однозначность, императивная  категоричность, непререкаемость, обеспечение  действенными юридическими механизмами). Вместе с тем своеобразие их содержания, выраженное в пассивном поведении, т.е. в бездействии тех или иных лиц по данному кругу вопросов, ставит запреты в особое положение. Это предопределяет особенности многих юридических средств и механизмов, призванных проводить в жизнь запреты.

Из изложенного видно, что нормы-запреты занимают значительное место в системе гарантий прав и обязанностей субъектов уголовного процесса, законности и обоснованности их действий.

                                            № 22.

Некоторые нормы УК РФ в новом уголовно-процессуальном законодательстве.

Задачи уголовного законодательства РФ могут быть разрешены только в тех формах и порядке, какие предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве. Поэтому задачи и принципы указанных отраслей в ряде случаев совпадают. Кроме того, в уголовно-процессуальном законодательстве детализируется и уточняется порядок применения отдельных институтов уголовного права. Рассмотрим некоторые положения, подчеркивающие принципиально единство двух этих отраслей законодательства. К ним можно отнести нормы, определяющие задачи, принципы законодательства, источники и отдельные институты права.

Согласно части 1 ст. 2 УК РФ 1996 года приоритетной задачей уголовного законодательства является охрана прав и свобод человека и гражданина. Охрана других объектов в новой иерархии ценностей поставлена на второе место.

Новая иерархия ценностей находит свое подтверждение и в уголовно-процессуальном законодательстве. Согласно части 1 ст. 6 УПК РФ 2001 года3 уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Обратимся теперь к источникам двух отраслей законодательства. Часть 2ст.1 УК устанавливает, что Уголовный кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Соответствие уголовно-процессуального законодательства Конституции РФ закреплено ч.1 ст. 1 УПК. Но еще дальше в решении рассматриваемого вопроса идет ч.3 ст. 1 УПК, имеющая следующее содержание: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора". Вышеуказанные положения УК и УПК свидетельствуют их полное соответствие Конституции РФ и современным международным стандартам.

В статьях 3-7 УК закреплены принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма, которые хотя и ранее были известны в науке уголовного права, однако не были официально закреплены в УК РСФСР. А в новом уголовно-процессуальном законодательстве мы находим те руководящие и основополагающие начала, которые соответствуют принципам, установленным уголовным законодательством.

Весьма актуальной является и проблема единого толкования как в УК, так и в УПК тех терминов, которые в них находят одновременное употребление. Такие узловые термины, как преступление, состав преступления и наказание не упомянуты в ст. 5 УПК, которая дает толкование различных понятий, использованных в нем. В отношении преступления и наказания этот вопрос ясен. Часть 1 ст. 14 и часть 1 ст. 43 УК эти понятия устанавливают и нет необходимости их дублирования в УПК. Однако состав преступления, как уголовно-правовой и уголовно-процессуальный термин не установлен ни в УК, ни в УПК. Представляется, что конкретный состав, как эталон определенного типа преступного деяния, предусмотренного отдельной статьей Особенной части УК или отдельной частью статьи Особенной части УК, имеющими самостоятельную санкцию, следовало бы установить в законе. Отказывая в возбуждении уголовного дела или прекращая уголовные дела за отсутствием состава преступления, правоприменитель должен четко представить данное основание для совершения указанных процессуальных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по «Уголовному праву»