Значение кругосветного путешествия Алиби Джангильдина для сферы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы рассказать о кругосветном путешествии, о странах, которые Алиби Джангильдин прошел в течение своего долгого пути. А также убедить в необходимости глубокого изучения и значимости этого путешествия как знака того, что нашему народу необходимо пойти по истокам открытий простого степного человека.

Задача дипломной работы:
Понять причину необходимости данного кругосветного путешествия
Изучить и проанализировать развитие стран, пройденных во время пути Алиби Джангильдина
Определить значимость пройденных километров и дошедших до нас сведений из записок Николая Степнова.

Содержание

Введение
Глава I. Значение туризма. Туризм как элемент «внутренней связи» человека с природой.
Путешествие как способ познания мира
Туризм как явление и ценность общественной жизни
Этапы историчексого формирования туризма
Глава II. Алиби Джангильдин – казахский Марко Поло
2.1. Биография «Неизвестного Джангильдина»
2.2. Кругосветное путешествие Николая Степнова (Али-бея Джангильдина)
2.3. Яркий след в истории Казахстана и мира
Глава III. Многообразие стран мира
3.1. Особенности культурного, природного и экономического богатсва стран в начале 20 века
3.2. Развитие туризма в настоящее время
3.2.1. Анализ современного состояния рынка туризма стран Европы, Азии, Африки
3.2.2. Место туризма в развитие Республики Казахстан
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Глоссарий

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная работа кругосветного путешествия Алиби Джангильдина для сферы туризма. 2.doc

— 3.94 Мб (Скачать документ)

С каждым днем проходя  тысячу километров, он снова сталкивался  с тяжелыми часами работы. Ожоги от горячих стальных труб остались в память о Мосуле. Ноги были избиты от многодневного пути с караванами в соляной иранской пустыне Дешт-и-Кефир, где вровень с другими попутчиками вел он, нагружая и разгружая на привалах, свой десяток верблюдов. Глаза были воспалены от едкой жуткой пыли, которая в течение полутора месяцев плотным сухим комом забивала рот, нос и уши, когда работал он на фабрике в Калькутте

Странствую по городам  Азии и Африки, он смог сделать вывод, что развитие этих территорий находится на очень низком уровне. Здесь до сих пор преобладает неоплачиваемая наемная сила, беднота и голод среди простого народа, несмотря на богатые природные ресурсы. Власть здесь не принимает так радужно новых гостей, народ испытывает дикую усталость после трудового жаркого дня, и лишь маленькие африканские дети рады молодому путешественнику.

В общей сложности  Алекен прошел пешком по суше двенадцать тысяч километров, а кроме пеших  переходов путь лежал еще и  по морю, и по железной дороге. Его спутники решили далее не испытывать судьбу и расстались с инициатором путешествия еще в Варшаве, поэтому можно смело утверждать, что Алиби совершил пешую «кругосветку» в одиночку. Так, в Европе он посетил Польшу, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию; на Ближнем Востоке – Сирию, Палестину; в Африке – Египет, Абиссинию; побывал на Аравийском полуострове, в Месопотамии (Ирак, Кувейт), Персии (Иран), Индии, на острове Цейлон, в странах Малайского архипелага, в Индокитае (Сиамское королевство), южной части Китая, на острове Формоза (Тайвань), в Японии, а оттуда в Сибирь и на родину – в Тургай. В его книжке путешественника официальные органы, консульства, представительства проставляли свои отметки, подкрепленные печатями. 

Джангильдин пересек  Сербию, Болгарию, Турцию, Сирию, Палестину, Египет… Дальше путь шел через Абиссинию, Аравийский полуостров, Месопотамию, Персию, Индию... В Индии Джангильдин подвергся острому приступу болезни, которую может познать только тот, кто когда-либо покидал родные места. Болезнь эта - ностальгия. И неудивительно, что она обрушилась на путешественника именно в Индии; прекрати этот многолетний путь навстречу солнцу, поверни на север, там, за горами, твои родные степи. Как писал потом сам Джангильдин, искушение прекратить путешествие было огромное, и лишь большой силой воли он переборол свое желание идти домой и вновь двинулся на восток.

Индия, Цейлон, Индокитай. Тайвань. Япония и, наконец, Владивосток! В 1912 году (спустя четыре года), пройдя пешком по трем континентам. Джангильдин возвращается в Тургайские степи.  
Еще в Турции он купил киноаппарат и снял несколько кинофильмов. В родных степях Джангильдин устроил что-то типа кинопередвижки. Ездил по аулам и стойбищам, показывает кинофильмы о жизни Турции, о других странах Европы. 

Джангильдин побывал также в Мекке и Медине – святынях правоверных мусульман, несколько месяцев провел в Индии и Цейлоне и других странах Азии. Затем он отправился в Китай и видел там сказочные особняки и дворцы местных феодалов и американских колонизаторов, и тут же, на окраинах, – карточные домишки бедноты. Лодки в камыше, заменявшие трудящемуся люду жилье. Контрасты кричали о себе на каждом шагу. Под разрисованными шелковыми балдахинами на мягких ложах возлежали богачи, а рядом бежали босоногие рикши, впряженные в быстроходные коляски. Лучшие дома, самые прекрасные парки принадлежали европейцам. Китайцев в их собственной стране не считали людьми. «Ревом закипело», по его собственному выражению, сердце Джангильдина, когда он увидел надпись у входа в Чудесный Шанхайский парк: «Собакам и китайцам вход запрещен». [3]

Как запомнил из рассказов отца сын Алекена Чингиз Джангильдин, в Палестине Алиби  присоединился к паломникам и  вместе с ними совершил хадж в святые для мусульман Мекку и Медину. В Багдаде встретился с пашой Махмудом, одним из потомков легендарного имама Шамиля. Из истории известно, что Шамиль в первой половине XIX века основал теократическое государство-имамат и в течение четверти века возглавлял борьбу с царизмом против завоевания Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Из бесед с пашой Махмудом молодой Алиби понял, что его миссия путешественника имеет более широкий аспект – он не только познает мир, но и представляет свой народ всему миру. 

Пребывание  в Европе запомнилось Алиби встречей с Владимиром Лениным. В своей автобиографии он пишет: «Я вспоминаю Женеву 1911 года, и там было кафе, где обычно собирались русские политические эмигранты. Я часто заглядывал в кафе, и однажды случилось, что среди посетителей оказался Ильич. Узнав, что я уроженец Казахстана, Ленин коснулся положения угнетенных царизмом народов и подробно остановился на путях освобождения трудящихся колониальных стран. На прощание Ильич пожелал мне счастливого возвращения на родину». К слову, через семь лет после той встречи, уже в революционном Петрограде, состоялась вторая встреча Алиби с Лениным, который благодаря своей феноменальной памяти сам вспомнил не только об их встрече в Женеве, но даже и о деталях их тогдашнего разговора.  
Странствия Алибия Джангильдина охватили все пять частей земного шара. Такого бесстрашного подвига, кроме этого великого сына Великой степи еще никто не совершал. Интересно, что в Швейцарии он познакомился с русскими политическими эмигрантами и впервые встретился с Лениным.

«Узнав, что уроженец Казахстана, – вспоминал Джангильдин, – Ленин очень заинтересовался. Я рассказывал ему о своих мытарствах в царской России и впечатлениях, вынесенных из путешествий по разным странам. Ленин высказался тогда о положении угнетенных царизмом народов и об освобождении колониальных стран.» [4]

 

 

2.3 Яркий след в истории

 

В одно время  считалось, что революционные потрясения первых десятилетий XX века уничтожили документальные следы почти трехлетнего  кругосветного пешего путешествия  Алиби Джангильдина под именем Николай Степнов. Это послужило основанием для появления досужих сплетен о том, что джангильдинская «кругосветка» – всего лишь миф и представляет собой просто легенду о бурной молодости военного комиссара Степного края. Однако в опубликованной второго сентября 2000 года в газете «Казахстанская правда» статье директора Центрального государственного архива РК Марата Хасанаева приводятся данные, подтверждающие факт совершения А. Джангильдиным пешего одиночного кругосветного путешествия. 

Документы о  пешем кругосветном путешествии Алиби Джангильдина нашлись в государственном архиве Пензенской области. В 1912 году он выступал перед населением в разных городах России, в ноябре того же года в Пензе. «Полученные копии архивных документов проливают свет на разные детали этого интересного путешествия. Поразительны отзывы на выступления Николая Степнова (Али-бея Джангильдина) осенью-зимой 1912 года.

Сколько впечатлений  наполнило его ум и душу! Чего только не выпало на его долю за неполные три года! Восторги славян, презрение австрийцев, подозрительность европейских турок. Судан, Абиссиния, Мадагаскар, устье Тигра и Евфрата, Персия, сказочная Индия, Старый Сиам – родина санскритского языка. Далекие страны, почти не знакомые европейцам в то время. Это Сайгон, столица Аннамского королевства. Затем Гонконг, Кантон, Ханькоу, Япония.

Как велик и  разнообразен мир! И, наконец, долгий обратный путь по самой лучшей из дорог – дороге домой.  
А вот как описывает тяготы, выпавшие в столь нелегком походе на долю легендарного деда-путешественника, его внук Таугельды Мергалиевич Джангильдин, представляя себе яркий образ неутомимого странника по рассказам, переданным от отца к сыну и внукам. Алекену, чтобы добывать пропитание, пришлось таскать мешки с сахаром и тяжелые кипы хлопка в Варне, Каире, Яффе. Испытать невероятную усталость от древнего полупудового кетменя при очистке канала на берегу Нила. Ладони были в шрамах от жестких морских канатов, которые он тянул в шторм с аденскими рыбаками. Ожоги от горячих стальных труб остались в память о Мосуле. Ноги были избиты от многодневного пути с караванами в соляной иранской пустыне Дешт-и-Кефир, где вровень с другими попутчиками вел он, нагружая и разгружая на привалах, свой десяток верблюдов. Глаза были воспалены от едкой жуткой пыли, которая в течение полутора месяцев плотным сухим комом забивала рот, нос и уши, когда работал он на фабрике в Калькутте... 

Как видно из наполненной самыми разными событиями  биографии этого удивительного  человека, революционера, политического  и государственного деятеля, ко всему  прочему он был еще и первым казахским кинодокументалистом, одним  из основоположников казахстанского кинематографа. Из «кругосветки» привез первый передвижной кинопроектор с сорока документальными, видовыми и этнографическими лентами о жизни народов стран, которые ему довелось увидеть. Вместе с другом детства

Амангельды  Имановым они переходили из аула в  аул и устраивали ночные сеансы для просмотра кинолент. При этом Алиби вызывал большой интерес у земляков своими красочными рассказами о культуре и обычаях народов Европы, Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. 

Таков яркий  образ «казахского Марко Поло», сложившийся на основании архивных документов, рассказов из первых уст, материалов документального кино, воспоминаний современников. В наше время многим из нас неведомы экзотика и испытания, сопровождавшие настоящих путешественников, описанные первооткрывателями земель и энтузиастами, познавшими окружающий нас мир в кругосветных путешествиях пешком и по морю. Ведь ныне даже в священный хадж летают на комфортабельных самолетах, так и не познав, насколько тернисты дороги, ведущие к храму. 

Наверно, душа настоящего путешественника сродни душе поэта: он познает неведомый ему доселе мир так же страстно, как поэт стремится к познанию глубинного смысла бытия. Алиби-путешественник воспевал жизнь через свою животворящую любовь к окружающему миру и человечеству. Он не только многое увидел и узнал сам, но и смог передать яркие впечатления от странствий по миру сотням и тысячам соотечественников, стремясь заставить косный старый мир возродиться к новой жизни. И ему многое удалось сделать на этом пути, поэтому его образ романтика волнует души соплеменников даже через столетие. 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Многообразие стран мира

 

3.1 Особенности  культурного, природного и экономического  богатсва стран в начале 20 века

 

В 1908 году Алиби  Джангильдин со своими спутниками начали кругосветное путешествие. В день приятели проходили по сорок-пятьдесят верст. В селах они читали лекции, в городах устраивали платные вечера – так зарабатывали на жизнь. 
Кругосветный путь был долгим и не легким.

Туда они  шли через Россию, Польшу, Австро-Венгрию (София, Будапешт), Багдат и Женеву прошли Белград, Мустава-Паша, Адрианополь, Константинополь, Кирк-Кинессе; через Малую Азию (Сирия) и Палестину  двинулись в Египет, Судан и Абиссинию.

По источникам и рассказам сына Алиби Джангильдина, «Неизвестный Джангильдин» вместе со знакомыми паломниками побывал в Мекке и Медине - святынях правоверных мусульман.

Обратный путь они держали через Аравийский полуостров, Мадагаскар, Месопотамию, Персию, Индию, остров Цейлон, Малайский архипелаг, после по Зондским островам в Индокитай (Сиамское королевство Аннаму), южную часть Китая, остров Формозу (Тайвань), Японию, затем по Сибири обратно в Европейскую Россию (Владивосток).

На примере  пройденных Алиби Джангильдином  стран можно дать характеристику развития общества, отдельных государств в то время. А также более подробно узнать о развитие культуры, природном наследии отдельных народов, их традициях и обычаях.

XХ век принёс  серьёзный сдвиг в мировоззрении  в результате изменений в экономике, политике, идеологии, культуре, науке, технике и медицине.

Главным экономическим  результатом века стал переход к  массовому машинному производству товаров из естественных и синтетических материалов, создание конвейерных производственных линий и заводов-автоматов. Параллельно совершилась научно-техническая революция, переведшая экономику всего мира в постиндустриальную стадию капитализма и прошедшая три основных фазы:

  • первая (транспортно-коммуникационная) фаза научно-технической революции (автотранспорт, авиация, радио, телевидение), создание индустрии оружия (пулеметы, танки, химическое оружие);
  • вторая (химическая) фаза научно-технической революции: создание химической и медицинской индустрии (удобрения, синтетические материалы и лекарства, пластмассы, термоядерное оружие).
  • третья (информационно-кибернетическая) фаза научно-технической революции: (космонавтика, электронно-вычислительная техника), создание индустрии развлечений (кино и спортивные зрелища), рост сферы услуг.

Наиболее значительными  изобретениями, вошедшими в жизнь  в ХХ веке, стали электрические  лампочки, автомобиль и телефон, супертанкеры, самолеты, автомагистрали, радио, телевидение, антибиотики, холодильники и замороженные продукты, компьютеры и микрокомпьютеры, интернет и мобильные телефоны. [17] Совершенствование двигателя внутреннего сгорания позволило создать в 1903 первый самолет, а создание конвейерной сборочной линии позволило сделать выгодным массовое производство автомобилей. Транспорт, тысячелетиями основанный на конной тяге, был на протяжении ХХ века заменён на грузовые автомобили и автобусы, что стало возможным благодаря крупномасштабной эксплуатации ископаемого топлива. После разработки в середине века реактивных авиационных двигателей была создана возможность коммерчески выгодных массовых воздушных перевозок. Человечество покорило воздушный океан и получило возможности изучать космическое пространство. Соревнование за космос между Соединенными Штатами и Советским Союзом привело к первым полетам человека в космос и высадке человека на Луну. Беспилотные космические зонды стали практическим и относительно недорогим видом разведки и телекоммуникаций. Они посетили Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, различные астероиды и кометы.

Информация о работе Значение кругосветного путешествия Алиби Джангильдина для сферы туризма