Забастовки в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 09:35, статья

Краткое описание

Данная статья посвящена анализу забастовочного движения в России современный для 2009 года. На основе примеров можно понять основные особенности забастовочного движения в данном периоде.
Забастовка – это способ разрешения трудовых конфликтов и отстаивание работниками своих социально – экономических интересов. Суть – в коллективном отказе продолжать работать на текущих условиях, оказывая таким образом давление на предпринимателей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад забастовки.docx

— 20.46 Кб (Скачать документ)

Данная статья посвящена анализу забастовочного движдения в России современный для 2009 года. На основе примеров можно понять основные особенности забастовочного движения в данном периоде.

Забастовка – это способ разрешения трудовых конфликтов и отстаивание работниками своих социально – экономических интересов. Суть – в коллективном отказе продолжать работать на текущих условиях, оказывая таким образом давление на предпренимателей. Отношение к забастовкам среди исследователей разное – одни подчеркивают, что забастовка способствует видоизменению трудовых отношений и считают это в целом позитивным моментом. Другие же акцентируют внимание на разрушительном характере данного явления.

Право на забастовку

В России право на забастовку гарантируется Конституцией, а также закрепляется в трудовом кодексе. Однако, признаются только узаконенные забастовки. Забастовки используются как метод урегулирования разногласий в отношении изменения или установления условий труда, в том числе и з.п. Право на организацию забастовок закреплено за любым представительным органом, однако, преимущественно организацией занимаются профсоюзы. Во многих право на забастовку уравновешивается ответным правом у работодателей – право на локаут, т.е. на увольнение за участие в забастовке, однако, в России у работодателей данного права нет.

Несмотря на то что по большей части данный вопрос полностью соответствует принципам МОТ, на практике в России данные права слабо реализуются.  Встречаются многочисленные нарушения прав, в том числе и прав на свободу объединения, встречается даже полный запрет на создание профсоюзов.

Проблемы также возникают из-за установленного регламента проведения забостовок: выдвигать требование работодателю можно только по итогам собрания, на котором присутствовало не менее 50% работников предприятия, или 2/3 от избранных работниками делегатов. Кроме того существует множество других обязательных процедур, что делает проведение забастовки в текущих условиях практически невозможным. В результате данное явление становится практически невидимым для статистики.

Ограничения статистического учета забастовок.

В России статестический учет ведется с 1990 года, когда после событий шахтерской забастовки был принят закон, легализовавший забастовки. Для статестического учета используют три основных показателя:

1) Число организаций, на  которых проводились забастовки;

2) Количество работников, участвующих в забастовке;

3) Кол-во времени, неотработанного  бастующими.

Проблема статестического учета забастовок заключается в том, что из-за сложного регламента организовать законную забастовку практически невозможно. Зачастую, забастовки организуются с расчетом на то, что на момент признания забастовки незаконной удастся добиться желаемого эффекта. При этом с статистической точки зрения данная забастовка не учитывается.

 

Динамика забастовочного движения.

Если основываться на данных Росстата, с начала 1990-х годов наблюдалось три всплеска забастовочной активности. Первый приходится на 1991 - 1992 гг., когда снижение реальной заработной платы в условиях инфляции привело к увеличению числа забастовок в 1991 г. примерно в 7 раз, а в 1992 г., будучи подхлестнуто освобождением цен – более чем в 20 раз по сравнению с 1990 г. (табл.). Основной рост произошел за счет работников бюджетной отрасли, в других отраслях рост забастовочной активности был более умеренным - примерно в 1,5 раза. Новый подъем наблюдается в 1995 - 1998 гг., с пиком в 1997 г., когда Росстат зафиксировал максимальное за весь период число забастовок и участвующих в них работников. Этот период знаменитых шахтерских "рельсовых войн" и активных выступлений бюджетников примерно совпадает по времени с пиком невыплат заработной платы. Задолженность по заработной плате с 1995 г. росла большими темпами и начала сокращаться только к 1999 г. Вместе с этим происходило наглядное сокращение числа фиксируемых индустриальных конфликтов.

Наибольшее число забастовок происходило в угольной сфере и в сфере бюджетников. При этом, стоит отметить, что забастовки в образовательной сфере носили в основном демонстративный характер, зачастую были краткосрочные (не более 1го дня) и часто без непосредственного прекращения работы.

Начиная с 2000х годов наблюдается экономический рост и как следствие, спад количества забастовок. Такие явления как невыплата ЗП, работа неполный рабочий день, административные отпуска перестали носить массовый характер. Работники стали ощущать уверенность. Однако, стоит также отметить, что спад кол-ва забастовок также объясняется и ужесточением политического режима.

Новый всплеск забастовок фиксируется в 2004 - 2005 гг., когда общее число бастующих выросло по сравнению с 2003 г. более чем в 30 раз. Этот подъем был связан с принятием 122-го закона о монетизации и осуществлением сопряженных с ней реформ бюджетной феры. Пенсионеры, инвалиды, ветераны и другие льготники протестовали в связи с "отменой" льгот (именно так была воспринята монетизация), а работники бюджетной сферы - в связи с катастрофическим материальным положением на фоне увеличения тарифов на оплату услуг, особенно ЖКХ.

Отличительные особенности забастовок 90-х

Несмотря на экономический кризис и ухудшение положений работников, количество участвующих в забастовка всегда было крайне мало. Это вызвано тем, что в этот период еще были не отработаны механизмы взаимодействия в отношении решения трудовых конфликтов, а также слабость институтов, защищающих права работников. Однако, на ухудшающиеся условия труда работники отвечали снижением интенсивности труда, воровством, на что работодателю приходилось закрывать глаза. Еще одной особенностью этого времени было то, что забастовки возникали в основном на государственных предприятих. Поэтому данные конфликты можно было трактовать и как выступления против текущего правительства.

Отличительные черты забастовок 2005-2008 годов

Главной отличительной особенностью было то, что бастовали не работники с низкой ЗП, а работники, недовольные условиями труда. Самые известные забастовки того периода – на автосборочном заводе Ford motors, работники завода Хайнекен в Петербурге, работники АвтоВАЗа и водители Почты России.

Основным требованием данного периода был увеличение размера ЗП в соответствии с ростом прибылей компаний. Работники требовали справедливого разделения ЗП, увеличение объема ХП у наемных работников. Увеличение доли гарантированной части ЗП.

Во-вторых, изменение основного контрагента в трудовых конфликтах. Если в предыдущий период основным контрагентом были властные структуры, то теперь – непосредственно работодатель.

В–третьих, забастовки стали носить организованный характер, при этом инициатива исходила с низовых уровней профсоюзов.

 

Стороны трудовых конфликтов

Профсоюзы. Особенность российских профсоюзов связана с историческим формированием профсоюзных структур. Суть их в том, что они не защищают права работников, а оказывают услуги в сфере регулирования трудовых отношений. Таким образом возникают профсоюзы-фирмы, которые в некоторой степени выгодней защищать интересы работодаеля, т.к. он оказывает им поддержку и лояльность. С этой точки зрения такие профсоюзы зачастую пытаются подавить забастовке. Поэтому важно существование альтернативных профсоюзов, которые, как правило, создаются «снизу». В них чаще всего входят молодые и активные люди.

Работодатели. Переход трудовых конфликтов в открытое выступления является результатом осознания какого-либо факта несправедливости. Так, например, забастовка работников «Мегионнгаза» была вызвана известием о размере дивидендов, которые получают акционеры и денежными средствами, выделенными на жилье. При этом стоит учитывать остроту проблемы жилья в северных регионах, где многим работникам приходится жить в бараках.

На заводе Форд причиной забастовки послужили два фактора. Во-первых курс на режим экономии. При этом одним из основных направлений была экономия на рабочей силе при одновременном повышении ЗП. Во-вторых созданный новый профсоюз нуждался в пробе собственных сил. В результате фактом, послужившим началу забастовки стало понижение оклада вновь принятым на работу, по сравнению с принятыми на эту же должность сотрудников такой же квалификации ранее, что было расценено как дискриминация.

Как показывает анализ, подавляющее большинство забастовок спровоцировано даже не разногласиями по уровню зарплаты, а отказом администрации вести переговоры по этому вопросу. Попытка опираться на закон (квалифицируя выступления рабочих как незаконные) или на конкурирующий официальный профсоюз приводит к тому, что ситуация заходит в тупик.

Рабочая солидарность и штрейкбрехеры.

Низкий уровень рабочей солидарности отмечается многими исследователями. Успешность забастовок последних лет заключается не в массовости, а в сплоченном выступлений групп ключевых специалистов, без которых производство не возможно. На шахтах – это представители подземных групп, на промышленных предприятиях – работники конвейера. Нужно учитывать, что для работников изменение контрагента представляет серьезный психологический барьер. гораздо трудней выступить против хозяев собственного предприятия, от которых зависит твоя судьба, чем апеллировать к далеким "верхам".

Классический персонаж забастовки - штрейкбрехер (от нем. Streikbrecher буквально "ломающий стачку") - лицо, отказывающееся участвовать в забастовке, занимающее сторону администрации и поддерживающее ее своим выходом на работу в период забастовки. В классическом понимании экономическим основанием для этого явления является безработица. Их маргинальный статус делает их практически бесправными и согласными на любые условия труда. Штрейкбрехеры нанимаются со стороны, они способствуют ухудшению рабочей солидарности.

Кроме штрейкбрехеров на предприятии существуют также инсайдеры – на время забостовок переводимые на другую работу. Отношение к штрейкбрехером у забастовщиков разное, но чаще негативное, хотя есть и понимание, что некоторым нужны деньги.

"...те, кому  нужны  деньги неимоверно, поэтому  они отказались в забастовке  участвовать. Естьлюди, которым просто плевать на всех, их позиция - никуда не дергаться, и главное их желание выехать на чужом горбу. (...) Кому-то нужен грейд (разряд) второй, третий получать, они предпочли получать свой разряд, а не стоять рядом со своими товарищами. Кто-то хотел какую-то должность получить и боялся в забастовке участвовать. Кого-то запугали" (из интервью с рабочим завода "Форд").

Наличие трудовых конфликтов является показателем нарушения правового равновесия между работниками и работодателем. В России зачастую забастовки воспринимаются как диверсия, несущя рузрушительный характер. Однако, в рыночной экономике забастовки играют важную положительную роль. Во-первых, они являются способом принудительного формирования более выгодных условий трудовых контрактов. Вторая, не менее важная функция конфликтов и заключается в защите работников от нарушений трудового законодательства или трудовых соглашений.


Информация о работе Забастовки в России