Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:01, контрольная работа
Ученые едины во мнении о том, что экономической основой первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. 
Наиболее устойчивой формой была родовая община – это такое объединение людей, которое основано на кровном родстве, общности имущества и труда.
В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3
1.	Первобытное общество и догосударственные формы социального управления                                                                                                         4                                             
2.	Развитие надобщинных структур и образование 
протогосударств                                                                                               8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                    16
Постепенный рост общественного продукта привел к углублению имущественных различий, а, следовательно, и к закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных, а соответственно и социальных привилегий. В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус. При этом выборные процедуры, отражавшие давно установившуюся демократическую традицию, еще сохранялись.
     Система 
социального ранжирования, которая 
сама по себе вела к возвышению роли 
лидера, не означала еще отказа от принципа 
реципрокного обмена. Предоставляемые 
лидеру все увеличивающиеся 
В результате неолитической революции и усложнения социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие изменения в осуществлении власти внутри семейно-клановых групп.
     Власть 
вождя семейно-клановой группы по-прежнему 
сохраняет потестарный 
     Одним 
из важнейших последствий 
Естественным результатом эволюции общинного строя (особенно при позднеродовой общине) было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению более крупных социальных образований – братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации племен [3]. Племя, как правило, имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Любой член племени имел возможность выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя [4].
     Деятельность 
племенных органов 
Так, распределительные (редистрибутивные) отношения долгое время были вне ведения племенных советов и регулировались родовыми, а не племенными обычаями [2]. Но постепенно по мере развития производящей экономики, усложнения внутриплеменной организации центр тяжести в родоплеменном самоуправлении смещается на племенной уровень, что неизбежно подрывает значимость и устойчивость общинной демократии. Все большее значение приобретают также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.), регулировавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.
Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным [3].
Новый тип управленческой деятельности определялся потребностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятельности и всей системы социокультурных связей людей. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами привела к выделению специального слоя организаторов производства, которые обладали необходимыми навыками и умениями и использовали при этом целую систему мифологических и религиозных символов.
Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную [1]. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консолидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплеменников группу сословного или кастового характера.
     Меняется 
в формирующемся 
В литературе нередко называется ряд факторов, способствующих возникновению первичных надобщинных структур и протогосударства. К числу этих факторов обычно относят экологическую среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным фактором являются завоевания и войны. Последние не могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных связей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударств [6].
Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства протекал в особо привлекательных по природным условиям регионах, в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств. Такие изначальные государственные образования получили название первичных протогосударств. Между этими протогосударствами возникали острые противоречия, которые приводили к военным столкновениям.
     В 
конечном счете победу одерживало государство, 
чья военная организация 
В ходе войн и естественного роста возникали также так называемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда огромные территории как с родоплеменными, так и с уже сложившимися государственными структурами. Эти государства, имевшие достаточно сложные организационно-управленческие структуры и выполнявшие самые различные административные функции, имели доклассовый характер.
Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпоху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает на более высоких ступенях не без активного воздействия самой государственной власти.
Tаким образом, современные исторические этнографические и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, как долгое время было принято считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в ходе естественного развитии самого общинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наиболее характерных признаков протогосударства – образование сложных организационно-управленческих систем, постепенно становящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества [2].
     Образование 
протогосударств – это своеобразный 
прорыв человечества из предыстории в 
цивилизацию. На различных континентах 
и у разных народов в силу неравномерностей 
самого исторического процесса такой 
прорыв происходил в разное время, растянулся 
на века и даже на тысячелетия. Первые 
цивилизации и протогосударства сложились 
на Востоке еще в IV—III тысячелетии до н.э. [1]. 
Несколько позднее переход к государственности 
и к цивилизации происходит в Средиземноморском 
бассейне, в античном мире. У большинства 
народов Европы падение первобытнообщинных 
порядков и становление государственности 
завершается лишь в средние века. В Африке, 
Полинезии и в некоторых других регионах 
земного шара догосударственные семейно-клановые 
отношения просуществовали вплоть до 
XIX—XX вв. и уступили свои позиции не в результате 
естественного развития, а в ходе европейской 
колонизации [3].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Государство как институт существовало не всегда, а появилось только на определенном историческом этапе развития общества.
     Государственно-
Затем, в процессе долгой и неуклонной эволюции производительных сил, постепенно создаются основы государства.
Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложение первобытного строя, совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании.
Институт государства изучается со стороны не только истории, но и теории государства и права. И данная наука имеет собственный взгляд на процесс зарождения государства и права.
Уже в глубокой древности люди стали задумываться о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Не вдаваясь в анализ встречающихся в современной отечественной литературе высказываний относительно происхождения государства, хочу вместе с тем отметить ряд положений, которые, как представляется, являются характерными для современных взглядов на происхождение государства и на которые следовало бы обратить внимание.
     Во-первых, 
подавляющее большинство