Характеристика государственного суверенитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проблемы государственного суверенитета, конституционную практику и соотнести понятия народного национального и государственного суверенитета
Поставленная цель достигается в ходе решения следующих задач:
• Определить понятие государственного суверенитета;
• Рассмотреть теорию и историю суверенитета в государстве;
• Соотнести понятия народного, национального и государственного суверенитета
• Раскрыть проблему ограниченного суверенитета

Прикрепленные файлы: 1 файл

основное содержание кп.docx

— 46.59 Кб (Скачать документ)

Свое развитие теория суверенитета получила в трудах Г.Гроция, который рассматривал суверенитет как верховную власть действие которой  не находится под чьим либо контролем и не может быть ограничена по усмотрению кого-либо, кроме самого носителя указанной власти или его приемника.5 Заслуга Гроция состояла в том, что он рассматривал суверенитет не столько как саму государственную власть, а как ее особое свойство, и отделил суверенитет государства от суверенитета ее конкретных носителей. Суверенитет стал рассматриваться как государственный.

Томас Гоббс суверенитет рассматривал как высшую и абсолютную власть, неограниченную никакими законами и договорами. Так как, по мнению Гоббса, государство свободно от всяких субъективных и объективных ограничений, его судить никто не может. Лишь оно обладает абсолютной верховной независимой властью, которой обязаны подчиняться все лица и организованные сообщества.6

Бенедикт Спиноза развивал во многом схожую теорию. Он рассматривал суверенитет как безусловно абсолютную, неделимую, несвязанную никакими законами государственную власть, перенесенную исключительно, без всяких оговорок, на правителя, поскольку только, он имеет единую волю, которая не может быть расщеплена, раздроблена. Он как и Боден, выделял в зависимости от формы правления три вида суверенов, однако предпочтение отдавал демократии.

С. Пуфендорф выдвигает на передний план содержательный, а не формальный компонент этого политико-правового понятия и выделяет две привычные для нас сегодня его стороны – внутреннюю и внешнюю. Он выдвигает положение, что суверенитет развивается в международной сфере раньше, чем внутри страны. Более того, «внутренний статус» суверенитета определяется его международной позицией.

К XVIII в. Начинает формироваться конституционная доктрина суверенитета. В рамках данной доктрины преследуется цель защиты прав личности от абсолютной власти. Основателем конституционной доктрины принято считать Д.Локка. В своем произведении «Два трактата о правительстве» он сформулировал мысль, согласно которой государственная власть всегда принадлежит большинству, но власть эта не абсолютна, так как люди перенесли на государство не все права. А только карательную власть и правосудие в пределах естественных прав человека в целях большего обеспечения свободы и собственности каждого. Поэтому всякая власть истекает от народа и возвращается к нему с упразднением правительства. Локк выделял три вида власти: законодательную, исполнительную и федеративную, последние две из которых, как правило, соединяются вместе.

Государство Дж. Локк понимает как гражданское общество, созданное для защиты общечеловеческих интересов, а политическая власть – это атрибут государства общества, определенное его полномочие.7  

Развивая данное учение, Шарль Луи де Монтескье разработал учение о разделение властей, сводившиеся, по сути, к горизонтальному делению суверенитета на законодательный, исполнительный и судебный. Монтескье исходит из идеи народного суверенитета, однако его теория разделение властей по сути является отрицанием идеи народного суверенитета как народовластия. 8

Во второй половине XVIII века идеи суверенитета о конституционного законодательства некоторых государств (Франция, Америка). В этот период получает дальнейшее развитие концепция народного суверенитета, основы которой были заложены в трудах Гоббса и Монтескье.

Вопросы теории и практики суверенитета занимали важное место в трудах русских дореволюционных теоретиков права. В то время суверенитет понимался как независимость государственной власти от других государств в ее действиях как внутри государства, так и во внешних сношениях. В России самодержавие и абсолютных характер императорской власти оказывали существенное влияние на взгляды ученых того времени. Рассматривая взгляды таких видных отечественных теоретиков права, как А.С. Ященко, Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Палиенко, можно отметить, что в российской правовой науке дореволюционного периода концепция суверенитета в целом развивалась в русле общемировых тенденций. Однако проблема ограничения суверенной власти государства в отечественной доктрине не занимала столь важного места, как в трудах европейских ученых. Опасная тенденция к абсолютизации государственной власти сохраняется и в концепциях суверенитета советского периода, которые к тому же были отягощены пресловутым «классовым подходам».

Важная заслуга в разработке обновленной концепции суверенитета с учетом новых общественно – правовых условий принадлежат таким видным ученым, как И.Д. Левин, издавший в 1948 г. Капитальный труд, посвященный комплексному анализу внутригосударственных и международно – правовых  аспектов суверенитета, М.А Аржанов, В.С Шевцов и др. работы этих авторов имели большое значение для развития отечественной доктрины суверенитета. Однако необходимо отметить, что они стояли на позициях неограниченности государственной власти и подходили к проблемам  суверенитета на основании сугубо классового подхода. Под государственным суверенитетом понимались, прежде всего, верховенство и независимость. При этом считалось, что верховенство проявляется в определяющем положении государственной власти по отношению к любым иным отношениям. Государство наделялось практически неограниченными возможностями устанавливать свой диктат над обществом, что, в свою очередь, приводит к огосударствлению общественных организаций , всевластию партийно-государственных органов и произволу их агентов. Таким образом, фактически оправдывался государственный произвол, творимый в целях пресловутого «общественного блага». Несомненно, подобная концепция не может быть признана верной в современном демокрически организованном обществе.

Только в конце 80-начале 90-х гг. прошлого века был преодолен сугубо классовый подход в понимании правовой природы государства и суверенитета. Суверенитет начинает пониматься как неотъемлемое свойство государственной власти, выражающее ее единство и неделимость. Эти новые демократические тенденции находят свое выражение в трудах таких известных ученых. Как  Б.С.  Крылов. Р.А. Тузмахамедов  и др.

С середины двадцатого столетия теория, утверждающая наличие пределов суверенной государственной власти, стала доминирующей. Выделяются два основных обстоятельства, говорящих в пользу данной теории. Первое из них связано с ограничениями, накладываемыми на государство положениями внутреннего законодательства, среди которых ведущую роль играют конституционные нормы, а также важнейшей проблемой соотношения государственной власти и неотъемлемых прав и свобод личности. Второе обстоятельство связано с областью межгосударственных отношений. Таким образом, можно говорить о существовании внешних и внутренних правовых факторов, которые с неизбежностью препятствуют «злоупотреблению» суверенитетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное видение проблемы суверенитета и его конституционно – правовое  содержание

2.1. Народный национальный и государственный суверенитет: соотношение и правовая природа

На роль основного системного компонента в понятии «суверенитет» претендуют «суверенитет государства» и «суверенитет народа». Именно народ обладает высшим и неотъемлемым правом определять политическую систему страны, основные начала экономического и социального строя.

Государство есть лишь одна из форм организации народа; его функцией является осуществление государственной власти. При демократическом устройстве государственная власть и власть народа есть одна и та же система власти. Народный и государственный суверенитет могут совпадать (при демократии) и не совпадать (при иных видах политического режима). Государственная власть, таким образом, есть главная форма выражения власти народа.

Говоря о суверенном характере государственной власти, необходимо иметь в виду ее производный характер. Положение о производном характере государственной власти нашло свое законодательное закрепление в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ 1993г.: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Суверенитет народа представляет собой юридическое и фактическое обладание народом всей полнотой государственной власти. Именно народ выступает ее единственным источником и носителем, поэтому принадлежащая ему государственная власть является суверенной государственной властью. Таким образом, суверенитет народа выступает в качестве основы суверенитета государственной власти.

Государственный суверенитет – это исходящая от народа верховная власть, которая находит свое выражение в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права. Государственная власть обладает строгой зависимостью от своего источника и носителя. Чем выше степень зависимости государственной власти от своего носителя, тем больше степень его уверенности. 9

Наиболее серьезной проблемой является проблема выявления сущности национального суверенитета. Последний традиционно понимается как верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий.

Из современного понимания национального суверенитета следует, что нация не может осуществлять свое полновластие и политическую свободу без определенной государственной организации ее властных структур. При этом необходимо учитывать, что далеко не все этнические общности по своим количественным, экономическим и другим критериям, в состоянии самостоятельно оформить свою государственность и приобрести соответствующий  суверенитет.

Суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать в конституции и иных нормативных актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочие физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности. Никому более эта возможность не принадлежит.

Единство государственной власти означает обладание ее на всех уровнях осуществления одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должна быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность (взаимное дополнение друг друга, помощь – порой все это называют субсидиарностью ), исключающие противопоставление государственных органов друг другу.

Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствие с распределение функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например политических партий, движений, органов местного самоуправления ), так и от иностранных государств и международных организаций. Разумеется, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается и внутри страны,  и извне, но ограничение государственной власти и подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны.

Суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении – на всю территорию государства. В соответствие со ст. 67 Конституции РФ территория включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Национальный суверенитет выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни – как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции и т.д.),  так и связанные с отношениями с другими нациями, народностями, созданием своего государства, националь-государственной единицы или отказом от их образования, вхождением в состав какого-то государства или существованием в качестве независимого государства.

Суверенитет государства и национальный суверенитет всегда корреспондируют народному суверенитету, а народом в масштабах страны читается совокупность всех граждан данного государства независимо от их национальной принадлежности. Корреспондируя суверенитету народа, суверенитет государства может корреспондировать и национальному суверенитету, т.е. наряду с интересами народа как объединение всех граждан государство одновременно воплощает интересы главной нации. Ни государственный суверенитет, ни национальный суверенитет не могут быть выше народного суверенитета, они являются формами учета и выражения интересов народа в целом применительно к государственной организации или межнациональным отношениям.10

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Суверенитет в федеративном государстве. Проблема ограниченного суверенитета и ее конституционная практика

Суверенитет присущ любому государству на любом историческом этапе вне зависимости от его типа, формы и иных качеств. Свойство суверенности не меняет своего смысла с изменением исторической обстановки и характеристик государства, однако на разных этапах развития страны потенциальные возможности, пределы и направления реализации суверенитета имеют свои особенности, которые, прежде всего, связаны с качественным состоянием его основ.

Современная Россия как государство берет свое начало после провозглашение суверенитета РСФСР  12 июня 1990г. С этого момента суверенитет России приобретает новое качественное состояние. Своеобразием обладают как политическая, так и юридическая сторона суверенитета. Прежде всего, принципиально изменилась форма государства, структура государственных органов, система законодательства и иные юридические элементы суверенитета.

Информация о работе Характеристика государственного суверенитета