Культовые сооружения: православные храмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

С каждым днем возрастает роль Церкви в жизни общества. Заметно это и в том, что молодежь активно приобщается к духовным ценностям православной веры. Дух понимания и сотрудничества проявляется между руководителями государства и членами синода Белорусской православной церкви. Ежегодно Президент нашего государства А. Г. Лукашенко встречается со священнослужителями.

Содержание

Введение
1 Понятийно-терминологический аппарат
2 Общие сведения о храме и административная структура православной церкви
Беларуси
3 Типы культовых сооружений и их краткая характеристика
4 Архитектура деревянных церкви
5 Каменные православные церкви
6 Традиции и современность в строительстве и реконструкции православных
храмов
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение в специальность.Культовые сооружения (православные храмы).doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Многоглавые храмы – результат сочетания пространственно насыщенного многоглавия  с пластикой кубоватых и высотной монументальностью шатровых церквей. Сочетание было достигнуто в мощном облике многоглавых храмов, в усложнении общего силуэта зданий, в богатстве их завершений, которое достигается ярусным усилением главного объема и большим объемом глав и бочек, слитых в стройную пирамидальную композицию. Ярким, широко известным представителем этого типа храмов является Преображенская церковь Кижского погоста (Карелия), построенная в начале XVIII века (рисунок 4.4). Под богатством двадцати двух глав скрывается простое объемно-традиционное решение − традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Все главы размещены в пяти ярусах. Два нижних по четыре главы в каждом завершают четыре прируба, примыкающие к основному восьмерику по сторонам света. Верх каждого прируба выполнен двухступенчатым, с бочками одна над другой, на каждой из них по главе. Третий ярус –  из восьми глав, расположенных на бочках, венчающих каждую грань восьмерика. Четвертый ярус из четырех глав размещен на втором восьмерике. На третьем восьмерике расположена центральная, самая высокая глава, образующая последнюю, пятую ступень композиции. Общая высота церкви 35 метров. Двадцать вторая, самая нижняя глава расположена над прирубом алтаря.

В архитектуре Преображенской церкви нет ни одной детали сугубо украшательской, не несущей, помимо декоративной, конструктивно-технические функции. Ярусы глав и бочек все вместе образуют декоративно-конструктивную систему, которая обеспечивает максимальную долговечность и сохранность постройки. Преображенская церковь явилась «закономерным развитием древнерусских архитектурно-строительных традиций, воплощением художественных вкусов, сложившихся в народе издревле» [9, с. 277].

Согласно исследованиям С. А. Сергачева, А. Ю. Якимовича существует два типа архитектурно-художественного облика белорусских деревянных церквей – осевой композиции и крестово-центрический [13, 16]. По обобщенной классификации В. А. Чантурия, белорусские деревянные церкви делятся на односрубные с алтарным прирубом, трехсрубные глубинно-пространственной и пятисрубные пирамидально-центрической композиций [15, с. 124].

Наибольшее распространение получили осевые композиции, когда формирование объемов, а ими являются деревянные срубы, происходит по одной оси (рисунок 4. 5). Продольно-осевые композиции – развитие объемов церкви идет по горизонтали, в ярусно-осевых дополняется формированием срубов разных размеров по высоте. Детальная классификация белорусских деревянных церквей, учитывающая все многообразие и региональные особенности, дана А. Ю. Якимовичем. Автором предложено 5 типов и 8 подтипов.

Важной архитектурно-художественной особенностью деревянных церквей являлось достижение максимального эстетического эффекта при использовании ограниченных средств, в числе которых следует назвать создание выразительного силуэта постройки и элементов крыши.

Для одно-, двух- и трехсрубовых церквей естественной является дифференциация объемов на притвор (иначе бабинец), неф и алтарь. Основным является четырехстенное помещение нефа. Притвор присоединяется  к нему как трехстенное помещение, алтарь – через срубную перевязку бревен или брусов. Каждый объем имел срубовое шатровое завершение с башенкой – фонарем, которую венчал крест. Со временем башня над притвором стала двухъярусной с целью размещения в ней колоколов. Таким путем простая трехсрубная осевая композиция преобразовалась в ярусно-осевую.

Ярким примером ярусно-осевой композиции является Георгиевская церковь в Давид-Городке Столинского района, построенная в XVIII веке (рисунок 4.6). Три ее сруба завершаются высокими шатровыми крышами. Средний шатер имеет один залом – узкий пояс стен делит плоскости шатра на две части. Две поперечные стены шатра опираются на продолжение поперечных стен храма, а продольные стены опираются на балки. Монументальность образа Георгиевской церкви формируется сочетанием простого планировочного решения с живописной силуэтной композицией.

Михайловская  церковь  в  Рубеле  Столинского  района (конец XVIII века), по мнению С. А. Сергачева, является наивысшим из сохранившихся на территории Беларуси достижений в развитии архитектуры деревянных храмов ярусно-осевой композиции (рисунок 4.7). Следует отметить, что деревянные церкви ярусно-осевой композиции в XVIII веке были широко расположены. В это время, по утверждению А. И. Локотко, крупные сельские церкви имели большие объемы притвора, нефа и алтаря, которые состояли из трех-четырех ярусов, а нефы, порой, из пяти, с шлемоподобным завершением, фонарем и небольшим куполом. Как можно установить из архивных материалов, основные помещения таких церквей на уровне первого яруса имели обходные галереи – переходы, со временем превратившиеся в закрытые помещения, где размещались вспомогательные службы. Такие церкви были распространены на юге Беларуси. Ярким представителем архитектуры деревянных сооружений этого типа является Михайловская церковь XVIII века в городе Слуцке (рисунок 4.8). Ее основные объемы имеют трех-, четырехъярусную конструкцию, завершающуюся небольшими куполами на фонарях-барабанах. Основным типом церквей Западного Полесья были постройки продольно-осевой композиции двух-, четырехсрубной композиции. В Восточном Полесье более известны ярусно-осевые трехсрубные сооружения.

В XIX – начале XX века происходят изменения в развитии деревянного церковного строительства Беларуси. Начались они в связи с ликвидацией униатства. Бывшие униатские церкви перестраиваются в православные. В большинстве случаев такая реконструкция осуществлялась путем пристройки со стороны входа трех-, четырехъярусной колокольни с высоким куполом.

В XIX веке на территории Беларуси начинается строительство деревянных церквей по «образцовым» проектам. В основу проектных решений были положены региональные приемы ярусно-осевой и ярусно-центрической композиции. Основу первых церквей составлял двух-, трехъярусный неф с барабаном и куполом. К нему примыкала аспида под двухскатной крышей с небольшим куполом луковичной формы и притвор, над которым возвышалась трех-, четырехъярусная колокольня с шатром или шпилем. Применялись и упрощенные варианты с близким к квадрату нефом с четырехскатной крышей и луковичной формы куполом, алтарь под двухскатной крышей и трех-, четырехъярусный притвор – колокольня. Основу ярусно-центрического или ярусно-крестового варианта отличало применение высоких шатровых завершений и луковичных куполов.  

В качестве примера современного строительства деревянных церквей можно назвать Свято-Параскевенскую в населенном пункте Бостынь Каменецкого района.

Она представляет собой постройку продольно-осевой композиции с размерами в плане 23,4×9,0 (рисунок 4.9). Кровлю венчают два шлемоподобных небольших купола на барабане над колокольней и центральным залом. Высота первого – 20,9 м, второго – 14,1 м. Площади основных помещений церкви: тамбура-притвора – 6,8 м, бабинца – 37,7 м, центрального храмового зала – 62,2 м, алтаря – 22,2 м, колокольни, размещенной на отметке + 10.190 м над бабинцом, – 13,3 м. Снаружи деревянное здание церкви обшито обрезной доской типа «вагонка». Подобная по архитектурно-планировочному и конструктивному решению церковь находится в агрогородке Крупец Добрушского района (рисунок 4.10).

Здание Свято-Георгиевской церкви в населенном пункте Каменюки крестово-центрической композиции имеет размеры в плане 16,6×15,6 м. Четыре сруба, создающих в плане крест, перекрыты двускатными крышами, на пересечении которых установлен мощный купол на световом барабане. Верх купола имеет отметку + 32,00 м. Центральный храмовый зал площадью 114,8 м2 имеет боковые пристройки. С западной и восточной сторон к нему примыкают притвор площадью 16,1 м2 и алтарь – 28,7 м2. К помещению алтаря с двух сторон примыкают небольшие ризницы, каждая площадью 3,4 м2. Внешняя отделка, как и в первой церкви, обшита «вагонкой», горизонтально опоясывающей наружные стены (рисунок 4.11).

5 КАМЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ  ЦЕРКВИ

Возведение первых каменных церквей на территории нынешней Беларуси началось с середины XI века. К этому времени относится строительство храма православной мудрости (Софии) в Полоцке (рисунок 5.1).

К числу первых каменных церквей на территории нынешнего Полесья следует отнести здание, возведенное в XII веке в Турове. По данным археологов это была трехнефовая шестиколонная  базилика со стенами из плинфы. Как свидетельствует А. Трусов, туровская церковь являлась представителем киевской архитектурной школы, основной чертой которой была каменная кладка стен одинаковыми пластами без использования утопленных рядов.

В дальнейшем, на протяжении XI–XIII вв. установились и получили развитие следующие основные планировочные типы церквей: однонефовые, одно-, трехапсидные, трехнефовые и крестовые с тремя притворами, размещенными с западной, северной и южной сторон. Считается, что именно они положили начало двум основным композиционным типам православных церквей Беларуси: продольно-осевой и крестово-центричной.

Общий крепостной и замковый характер архитектуры XIV − первой половины XVII века распространился и на архитектуру культовых построек. Укрепленные храмы или, как их классифицируют             А. И. Локотко, В. А. Чантурия, церкви оборонного типа получили распространение на землях Беларуси, в том числе и на территории современного Полесья. Приметной чертой  архитектуры церквей оборонного типа являются аскетичный и суровый облик сооружений, оживляемый окнами, похожими на бойницы, дополняемый контрофорсами стен. Как правило, это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. В качестве примера можно привести церковь в деревне Сынковичи (Зельвенского района), которая является древнейшей оборонной культовой постройкой в Беларуси (рисунок 5.2). Время её строительства – конец XV – начало XVI века. Архитектура и система оборонных устройств церкви повторяет традиции крепостного зодчества того времени. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами уподобляют её небольшому замку. В плане церковь – трехнефовая, четырехколонная базилика с тремя полуциркульными апсидами. Основу постройки составляет пространство нефов с толстыми стенами и четырьмя башнями. Неф и апсиды завершаются вальмовой крышей. Башни главного фасада граненые, с контрофорсами, а западного – круглые. Фронтон между башнями главного фасада и сами башни прорезаны узкими проемами окон-бойниц.

С конца XVI века начинается постепенное вытеснение из центральной части городов оборонных сооружений культовыми постройками и их комплексами. Примером такого типа является Петропавловская церковь в г. Ружаны (1675 г.). Петропавловская церковь вместе с монастырской постройкой занимает одну из сторон городской площади (рисунок 5.3). На главном фасаде церкви, выполненном в виде своеобразного щита, прикрывающего объём здания, собраны в единую и выразительную художественную композицию формы  и детали архитектуры барокко.

После 1596 г., даты заключения Брестской унии, количество православных храмов начало резко сокращаться. С начала  XVII века униатское духовенство при поддержке власти Великого княжества Литовского проводит жесткую политику вытеснения православной веры и перестройки православных храмов. Согласно имеющимся данным в 1621 г., спустя 25 лет, после заключения унии, перестали действовать 2169 православных церквей [2, с. 205]. Вместе с тем в качестве примера единичного строительства православных церквей можно назвать Петропавловскую церковь в г. Минске (1620–1630 гг.). В её архитектуре заметно влияние католического храмостроительства (рисунок 5.4). Основной объем церкви – трехнефовая, шестиколонная базилика без трансепта. Одна алтарная апсида более низкая, чем основной неф, отделена от него каменным фронтоном. Каменные граненые формы апсида являются интерпретацией ранее существовавшего деревянного храма.

Новым для православного храма того времени является наличие двух башен со стороны главного фасада. Четырехугольные башни фланкируют основной объём церкви. Подобное размещение башен и наличие в них окон-бойниц свидетельствует о первоначальном оборонительном характере церковной постройки.

Другим представителем православных храмов того времени является Николаевская церковь в Могилеве (рисунок 5.5). Дата окончания возведения её в камне, первоначально существовавшей в дереве, относится к 1669–1672 гг. Церковь представляет собой трехнефовую базилику с трансептом и тремя полуциркульными апсидами. В объемно-пространственной композиции постройки нашли отражения формы западноевропейской культовой архитектуры (равновысокие центральный неф и трансепт, образующие в плане латинский крест) и традиционные элементы православного древнерусского храмостроительства (трехапсидность). Центральный неф и трансепт накрыты взаимно перпендикулярными высокими двухскатными крышами, ограниченными одинаковыми фронтами по четырем торцам. Над средней частью возвышается большой световой барабан, увенчанный куполом.

Понятно, что на строительство культовых сооружений огромное влияние оказывали проблемы государственного устройства и социальных преобразований. По статистике, в середине XVIII века 80 % населения Великого княжества Литовского, куда входила Беларусь, были униатами, 15 % – католиками и только 5 % – православными [2, с. 274]. По строительству каменных культовых сооружений соотношение было иным (из общего числа существовавших построек): около 10 % было униатских храмов, православных – 5–7 %, костелов – около 30 %.

В более поздний период, с конца XVIII века, в архитектуре каменных культовых сооружений заметно влияние канонов классической архитектуры. Основой культовых и, в первую очередь, православных церквей является крестово-купольный объём. Элементы классических архитектурных ордеров становятся неотъемлемыми атрибутами пластического решения церквей. Наиболее ярким примером этого направления является Петропавловский собор в Гомеле, возведенный в первой четверти XIX века. Четко обозначенный крестово-центричный план выявляет объём квадратного нефа, завершаемый широким цилиндрическим барабаном с высоким куполом (рисунок 5.6). Пилястры стен и колонны  портиков  завершаются дорическими ордерами. Вместе с тем, как отмечает В. Ф. Морозов, «…облик собора не был характерен для православного храма, ибо мы не видим здесь ни традиционного пятиглавия, ни центрической компактной организации архитектурных масс и внутреннего пространства»1). По его мнению, это было время, когда лишь начинал формироваться классицистический тип православного храма (см. рисунок 5.6).

Информация о работе Культовые сооружения: православные храмы