Концепции демографической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:06, доклад

Краткое описание

Основы классической геополитики: две школы геополитики. Особенности континентальной школы геополитики и ее две научные традиции.
Германская школа геополитики и ее концепции. Концепция «жизненного пространства» и
«мировой державы» Ф. Ратцеля. Доктрина «анатомии силы государства» и «великих держав» Р. Челлена. Неоратцелизм. Концепции (Центральной) Срединной Европы. К. Хаусхофер и его теория “континентального блока”. Геополитическая концепция К. Шмита.
Классические концепции французской школы геополитики. Теория географического

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

1 вопрос

Основы классической геополитики: две школы геополитики. Особенности  континентальной школы геополитики  и ее две научные традиции.

Германская школа геополитики  и ее концепции. Концепция «жизненного  пространства» и 

«мировой державы» Ф. Ратцеля. Доктрина «анатомии силы государства» и «великих держав» Р. Челлена. Неоратцелизм. Концепции (Центральной) Срединной Европы. К. Хаусхофер и его теория “континентального блока”. Геополитическая концепция К. Шмита.

Классические концепции французской  школы геополитики. Теория географического

поссибилизма Видаль де ла Блаша. Геополитика  европейской интеграции. Особенности  англо-американской геополитической  школы. Концепция морской мощи А. Т. Мэхена. Теория Хартленда (Сердцевинной земли) X. Маккиндера. Модель «Хартленд-Римленд» П. Спайкмена. Классическая геополитика итальянской школы. Японская школа классической геополитики.

 

Одним из первых, кто предпринял попытку связать политику и географию, был немецкий географ Ф. Ратцель  Так, Ф. Ратцель полагал, что пространственная экспансия государства является естественным процессом и потому великими являются те народы, которые обладают чувством пространства и стремятся к его расширению. Эту геополитическую линию разработкой своей теории «жизненного пространства» продолжил К. Хаусхофер. Для него картина планетарного дуализма (противостояния) – «морские силы» или талассократия («власть посредством моря» против континентальных сил или теллурократии («власть посредством земли») – были тем ключом, который открывал все тайны международной политики. Идеи Хаусхофера, как известно, были взяты на вооружение нацистами для обоснования своих захватнических планов. Х.Д. Макиндер выдвинул идею о том, что с планетарной точки зрения в центре мира находится Евразийский континент – географическая ось истории. Это геополитическое понятие, утверждал он, тождественно России. А поэтому Макиндер полагал, что главной задачей англосаксонской политики является недопущение создания стратегического континентального Союза вокруг географической оси истории, т.е. вокруг России. Для этого необходимо оторвать максимальное количество берегового пространства от евразийского блока и поставить его под контроль островной цивилизации. Данный подход присутствует и в геополитической доктрине А. Мэхэна, который обосновал необходимость наращивания могущества морских сил США как средства установления мирового господства. Он считал, что у США морская судьба, которая на первом этапе выразится в стратегической интеграции всего американского континента, а затем в установлении контроля над остальным миром. Нетрудно обнаружить, что выдвинутые Макиндером и Мэхэном идеи положены в основу геополитики США и Североатлантического союза (НАТО).

 

4 вопрос 

Истоки и цикличность глобализации. Понятие и стадии глобализации. Дезинтеграционный цикл и его последствия. Глобализация в послевоенный этап мирового развития. Смена технологических укладов как причины глобальных циклов. Антиглобалистские движения.

Геополитические последствия глобализации в экономике. Этапы развития мировой  экономики. Глобализация и неравенство. Финансы реальные и виртуальные. Неравномерность экономического развития стран. Богатство и бедность. Россия в структуре мирового хозяйства.

Динамика угроз и вызовов  в условиях глобализации. Глобализация против геополитики.

Геополитические сценарии XXI века. Оптимистический и пессимистический вариант сценария.

Терроризм и стратегия «управляемого  хаоса» в контексте глобализации. Истоки фундаментализма в развивающихся странах. Индуистский фундаментализм. Исламский

фундаментализм: очищение от новшеств. Ваххабизм. Монополия на истину. Исламский

фундаментализм и его организации. «Братья-мусульмане». Исламизм. Исламский  фундаментализм в России. Причины  популярности ваххабизма на Кавказе.

Современный терроризм в контексте  глобализации.

 

 

 Карл Xaycxoфep — автор теории «Континентального блока» 

 

Карл Хаусхофер (1869 — 1946) родился  в Мюнхене в семье профессора. Избрав карьеру военного, он прослужил  в армии более двадцати лет. С 1908 по 1910 г. был дипломатом — служил в качестве германского военного атташе в Японии и Манчжурии. Во время войны 1914 — 1918 гг. в чине генерал-майора командовал полевой артиллерийской бригадой. С 1924 г. в течение 20 лет совместно с Э. Обстом, О. Мауллем, Г. Лаутензахом издавал солидный геополитический журнал, где и были напечатаны его главные работы. Всего же Хаусхофер опубликовал 400 книг — преимущественно по проблемам геополитики. В 1921 г. ему было присвоено звание профессора географии.

Эту краткую биографическую справку мы даем для того, чтобы  отметить разностороннюю фундаментальную подготовку автора оригинальной теории — «континентального блока», которая может быть востребована в XXI в.— в эпоху глобальной перекройки мира. Хаусхофер обстоятельно изучил труды своих предшественников, особенно Ф. Ратцеля, Р. Челлена, А. Мэхена, Х. Макиндера, и хорошо усвоил закон планетарного дуализма: борьбы «морских сил» с «континентальными», или талассократии («власть посредством моря») против теллурократии («власть посредством земли»).

Как Ратцель и Челлен, он полагал, что главной движущей силой государства выступает борьба за обеспечение и расширение жизненного пространства. Расширяя его, государство обеспечивает большую экономическую автаркию (хозяйственное обособление), независимость от соседей. Свободу от соседей Хаусхофер считал признаком истинно великой державы. Наиболее эффективный способ расширения страны — поглощение боль мелких государств. Он утверждал, что «геополитика служит обоснованию права на почву, на землю в самом широком смысле этого слова: не только на землю, находящуюся в пределах имперских границ, но и права на землю в более широком смысле единства народа и общности его культуры»'. Ко всем народам, считал ученый-политик, следует подходить с позиции силы. Эту мысль он взял у Спинозы, утверждавшего, что «каждый имеет столько прав в мире, сколькими он может завладеть». Основы геополитики Хаусхофер видел борьбе за жизненное пространство, так как «геополитика в большей степени, чем какая- либо другая наука... ставит своих адептов и  учителей перед лицом судьбы, делающей свое дело».

В связи с этим Хаусхофер смотрел  на господство Германии над малыми государствами-соседями как на неизбежное состояние, борьбу за такое господство он заранее оправдывал. Вслед за Ратцелем и Макиндером он считал, что континентальная держава обладает значительным преимуществом  над  морской, вследствие чего рассматривал Германию и Россию как ядро Евразийского союза. В перспективе к этому ядру могут присоединиться Япония и Китай, и тогда будет создан трансконтинентальный блок. В идее «Мирового острова» Хаусхофер видел пространственную модель для германской гегемонии в будущем мировом порядке. (Кстати, термин «новый мировой порядок» впервые появился в японской литературе.— Н.Н.)

Итак, ученый формулирует свою оригинальную доктрину, суть которой сводится к необходимости создания континентального блока, или геополитической оси: Берлин — Москва — Токио. По сути, он развил и обосновал идеи «железного канцлера», объединителя

всех германских земель Отто фон Бисмарка, ратовавшего за русское - германский союз и предупреждавшего Запад об опасностях любых действий (включая и военные) против России.

Хаусхофер, вслед за Бисмарком, видел  в союзе с Россией и Японией  достойный ответ на стратегию  морских держав. По этому поводу он писал: «Германию обвиняют в том, что мы проводим в жизнь план по натравливанию цветных народов на их «законных» господ в Индии и Индокитае... Мы же на самом деле, основываясь на работе англичанина Макиндера, пропагандируем во всем мире идею того; что только прочная связь государств по оси Германия— Россия — Япония позволит нам всем подняться и стать неуязвимы- ми перед методами анаконды англо-саксонского мира... Только идея Евразии, воплощаясь политически в пространстве, дает нам возможность для долговременного расширения нашего жизненного пространства .

Итак, для противостояния морским державам, стремящимся задушить континентальные страны, как душит  анаконда свои жертвы, Хаусхофер и  представители его школы разработали  концепцию «большого пространства» (рис. 2.2). Сам термин «большое пространство» возник еще в античном мире, и в него включали умеренные тропические и субтропические зоны по линии Восток — Запад. По мере накопления знаний об окружающем мире (португальские, испанские и другие великие географические открытия и колониальные войны) категория «большое пространство» изменялась и охватывала уже не одно Средиземноморье и Малую Азию, но также Иран, Китай, Индию. «Большое пространство» раздвинуло свои границы как в меридиональном, так и в широтном направлении. В 40-х гг. ХХ в. сформировались два больших геополитических образования: панамериканский и восточно-азиатский блоки. Это геополитическое событие имело большое значение, поскольку предопределило полное изменение «силового поля» земной поверхности. Данное обстоятельство во многом объясняет попытки Советского Союза перейти от «широтной стратегии» к «стратегии теплых морей»: Евро- Африканский проект, проекты в отношении Индии и тихоокеанских островов. Это новое геополитическое поле резко отличается от того, которое в 1904 г. было определено Макиндером как «географическая ось истории» — центр Старого Света.

Хаусхофер гениально предугадал ориентацию геополитических устремлений  США по линии Запад — Восток. Он считал, что эта геополитическая  экспансия при ее завершении создает основу для самой серьезной угрозы миру, так как она несет в себе возможность порабощения Соединенными Штатами всей планеты.

Восточная Азия, по его мнению, вынуждена укреплять собственную  политическую и культурную форму, чтобы отстоять свою геополитическую независимость. На периферии своего влияния Восточная Азия создает буферные зоны безопасности. Хаусхофер делает вывод, что геополитическое будущее планеты зависит от результата борьбы двух тенденций: сможет ли англо-американская экспансия вдоль параллелей побороть сопротивление восточно-азиатской экспансии вдоль меридианов. Но при любом исходе США будут защищены остатками бывшей английской колониальной империи и всегда смогут опереться на тропическую Америку, находящуюся под их контролем.

Представляет интерес  и определение предмета геополитики, данное Хаусхофером: «Геополитика есть наука об отношениях земли и политических процессов. Она зиждется на широком  фундаменте географии, прежде всего  географии политической, которая  есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно— искусством руководства практической политикой. Геополитика- это географический разум государства».  

 

 

  

 


Информация о работе Концепции демографической политики