Исторический очерк становления статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Статистика как учет возникла из практических нужд людей. В такой форме она появилась еще в Древнем мире, когда для сбо¬ра налогов, несения военной службы и других целей надо было учитывать население и его движение. В Средние века возникает необходимость в учете имущества, земельных угодий, внутрихо¬зяйственных доходов и расходов. Все эти формы примитивного учета преследовали сугубо практическую цель, но именно они предопределили научное будущее статистики.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Исторический очерк становления статистики.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)


Исторический очерк становления статистики

Статистика как учет возникла из практических нужд людей. В такой форме она появилась еще в Древнем мире, когда для сбо­ра налогов, несения военной службы и других целей надо было учитывать население и его движение. В Средние века возникает необходимость в учете имущества, земельных угодий, внутрихо­зяйственных доходов и расходов. Все эти формы примитивного учета преследовали сугубо практическую цель, но именно они предопределили научное будущее статистики.

Экономическая статистика как наука, а именно она была прародительницей всей статистической науки, стала зарождать­ся в процессе становления капиталистических рыночных отно­шений, когда появилась реальная повседневная потребность в информации о состоянии производства товаров, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции. В связи с этим уже в XVI веке в Италии, Голландии и других государствах стали изда­ваться статистические сборники о населении, промышленнос­ти, сельском хозяйстве, торговле, путях сообщения тех или иных стран. Дальнейшее развитие капиталистических отношений по­требовало знания статистики рождаемости и смертности насе­ления, более глубокого освещения хозяйственной жизни стран, разработки методов сбора и обработки первичных статистичес­ких материалов, выявления реальных статистических тенденций и закономерностей экономического и общественного развития. Все это составило фактические предпосылки для развития ста­тистики как науки. Ею начинают заниматься математики, астро­номы, «политические арифметики», из которых потом выросли первые статистики.

Англичанин Джон Граунт, занимавшийся главным образом тор­говым делом, проанализировал бюллетени смертности населе­ния Лондона и в 1662 г. представил результаты своих исследова­ний в научное Лондонское королевское общество. Он констатировал, что существует устойчивое соотношение между числом новорожденных мальчиков и девочек; ряд болезней и несчастных случаев имеет постоянную долю среди всех причин смерти; каждый год мужчин умирает больше, чем женщин и другие статистически устойчивые отношения. Полученные дан­ные свидетельствовали о существовании демографических зако­номерностей и определенных методов для их выявления. Замет­ный вклад в развитие теории статистики внес последователь Граунта английский экономист Уильяма Петти (XVI в.), написавший трактаты о налогах и сборах, о политической арифметике и др.

Особая роль в развитии научной статистики (экономической, демографической и моральной) принадлежит бельгийскому ма­тематику, астроному и социологу А. Кетле (1796-1874), который организовал Центральную бельгийскую статистическую комис­сию и Первый международный статистический конгресс (Брюс­сель, 1853 г.) и доказал, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и др.) подчи­няются определенным статистическим закономерностям.

Среди российских статистиков, которые внесли серьезный вклад в развитие научной статистики, следует назвать Дмитрия Журавского, Юлия Янсона, Александра Чупрова и многих других.

Д.П. Журавский (1810-1856) — автор ряда статистических ра­бот, среди которых особое место занимают статистические опи­сания Киевской губернии, Киевского учебного округа и другие работы. Он одним из первых оценил большое значение метода статистических группировок, рассматривал статистику как на­уку «категорического вычисления», подчеркивал необходимость для всех отраслей знаний иметь «свою численную сторону, свой­ственную существу каждой».

Ю.Э. Янсон (1835—1893) — русский статистик и экономист, член статистического совета МВД, член-корреспондент Россий­ской академии наук (1892), член многих заграничных научных обществ. Он занимался разработкой теории и истории статистики, сравнительной статистикой России и западноевропейских государств, организовал первые выпуски статистического еже­годника С.-Петербурга и руководил двумя переписями населе­ния Петербурга (в 1881 и 1890 г.), которые явились образцом городских переписей.

А.А.Чупров (1874-1926) — основоположник современной си­стемы преподавания статистики, член-корреспондент Российс­кой академии наук и член многих международных обществ. Он организовал семинар по статистике, который явился школой многих русских статистиков — «чупровцев». Особая заслуга при­надлежит ему в разработке статистических теорий причиннос­ти, вероятности, корреляции, закона большого числа и других.

История общей теории статистики далеко не исчерпывается сказанным. Ее развитие продолжается до настоящего времени. В мире существует масса статистических школ, отраслей и направ­лений.

 


История развития юридической статистики как науки

Первые научные высказывания в области юридической (мо­ральной, уголовной, судебной) статистики относятся к XVII— XVIII вв. Но лишь в первой половине XIX в. стала развиваться морально-статистическая теория. Ее родоначальники в России – Александр Николаевич Радищев, во Франции — Андре-Мишель Герри, в Бельгии — Адольф Кетле.

Наибольшую известность в мире приобрели работы А.Кетле, которого обычно называют «отцом моральной статистики». Он действительно много сделал для развития не только общей тео­рии статистики, но и статистики преступности. С его именем связаны философия позитивизма, теория факторов в кримино­логии, которые вытекали из его статистических упражнений. Основные положения статистики преступности и других нега­тивных явлений изложены в книге «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики» в 1835 г. В более раннем труде «Расчет вероятных преступлений» (1829 г.) он, по свидетельству высоко чтившего его К. Маркса, с удивительной точностью предсказал не только число, но и различные роды преступлений, имевшие место во Франции в 1830 г.

Отдавая дань уважения заслугам Кетле, нельзя забывать о приоритете наших отечественных ученых. Тридцатью годами рань­ше Кетле в работе «О законоположении» (1802 г.) А.Н.Радищев пришел к исключительно важным выводам о роли уголовной статистики. Он не просто констатировал печальные тенденции преступности, а предложил основные направления использова­ния статистических закономерностей в правотворческой работе. Радищев писал, что для разработки новых законов необходим полноценный статистический материал, правдиво освещающий преступность, ее причины, деятельность правосудия и другие правовые и экономические вопросы, что только на основании таких данных «можно почерпнуть мысли для будущего законо­положения».

Следом за работой Радищева академик Карл Герман произвел первое статистическое исследование «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 гг.». Это исследование не только не было услышано, но было признано министром просвещения вредным и недопустимым к опубликованию. Оно было обнаро­довано только в 1866 г.

Так получилось, что правовая статистика долгое время разрабатывалась под именем «моральная», в структуре которой основное место занимала уголовная статистика.

Понятие моральной статистики впервые появилось в 1833 г. в работе французского статистика А.Герри «Исследования мораль­ной статистики во Франции». Предполагалось, что моральная статистика включает в себя статистические сведения о преступ­ности и иных явлениях, отражающих уровень морали в обще­стве. Хотя сведения о преступности и судимости составляли ос­новное ядро моральной статистики, она не была названа уго­ловно-правовой, криминальной или судебной.

Уголовно-статистическими исследованиями занимались не специалисты уголовного права, а философы, моралисты, мате­матики, астрономы и статистики, главным образом, позитивист­ской школы, для которых законы развития преступности, кото­рая учитывалась лучше всего, являлись серьезной иллюстраци­ей в научных обобщениях. Криминалисты сторонились статистики. Они руководствовались нормативизмом господствовавшей тогда «классической школы уголовного права», которая исклю­чала изучение закономерностей развития преступ­ности, а рассматривала преступление как результат свободной воли человека.

М.Н.Гернет, посвятивший проблеме моральной статистики многие работы и впервые (в 1918 г.) в России организовавший отдел моральной статистики в ЦСУ, пишет: «Рассмотрение тру­дов по моральной статистике показывает некоторое несоответ­ствие этой дисциплины вкладываемому в нее содержанию. Но термин "моральная статистика" настолько укрепился, что от него не отказываются». В другой своей работе, после подробного ана­лиза различных воззрений на моральную статистику, он заклю­чает: «Нам кажется, что если порывать с названием "моральная статистика", то следует заменить его не одним каким-нибудь дру­гим, а целым рядом названий, и говорить об "уголовной статис­тике", о "статистике самоубийств", о "статистике потребления алкоголя" и пр. Только в этом случае мы избегаем в названии расплывчатости, неопределенности и излишней, не отвечающей действительному содержанию широты или узости термина».

История распорядилась по-другому. В 1930-1990 гг. сведения о преступности, судимости и деятельности правоохранительных органов, а также другие показатели моральной статистики в СССР были засекречены, хотя сама работа по сбору данных, особенно уголовно-правовой статистики, никогда не прекраща­лась. Не прекращалось и преподавание судебной статистики (уго­ловно-правовой и частично гражданско-правовой) в юридичес­ких вузах. Юристы изучали статистику по учебникам А.А.Герцензона (издания 1935, 1937, 1939, 1948 гг.) и С.С. Остроумова (издания 1949, 1952, 1954, 1960, 1970, 1976 гг.). Все эти издания не были стереотипными. От издания к изданию они совершен­ствовались, углублялись и приспосабливались к актуальным по­требностям борьбы с преступностью. Военные юристы осваива­ли статистику по учебнику А.А.Герцензона «Военно-судебная статистика» (1946), а с началом изучения военной криминоло­гии военно-уголовная статистика стала преподаваться в виде самостоятельного раздела криминологии «Судебная статистика. Методика криминологических исследований».

В этот период, особенно с середины 60-х гг., когда была вос­становлена в правах криминология, не прекращалась и ис­следовательская работа по уголовной статистике, хотя она, как правило, была закрытой. В данной области трудились А.С. Шля­почников, Н.Н. Кондрашков, М.М.Бабаев, Ю.Д.Блувштейн и другие авторы. Особо широко статистические методы использовались в криминологических исследованиях Г.А.Аванесовым, А.А. Герцензоном, А.И.Долговой, К.Е.Игошевым, И.И.Карпецом, Н.Ф.Кузнецовой, В.Н. Кудрявцевым, Г.М.Миньковским, А.Б.Сахаровым, Н.А.Стручковым, П.Г.Танасевичем и многими другими криминологами. В эти годы широко разрабатывались ста­тистические методики анализа преступности.

В завершение краткого исторического обзора статистики, об­служивающей многогранную юридическую науку и практику, приведу слова С.С. Остроумова. «В дальнейшем, — писал он, — необходимо разработать новую дис­циплину Правовую или Юридическую статистику, состоящую из четырех разделов: а) уголовно-правовая статистика, б) гражданс­ко-правовая статистика, в) административно-правовая статисти­ка и г) статистика прокурорского надзора. Впоследствии правовая статистика войдет в состав моральной статистики, которая, поми­мо указанного, включит еще два раздела: статистику дисципли­нарных правонарушений и аморальных поступков».

 

4

 



Информация о работе Исторический очерк становления статистики