Взгляды первых теоретиков социалистических утопий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что люди во все времена мечтали о чем-то идеальном и совершенном, и у каждого человека свои представления на этот счет. Просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы. Целью данной работы является знакомство с первыми теоретиками социалистической утопии и их произведениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1.«Утопия» Томаса Мора.......…………………………………………...5
2.Томмазо Кампанелла и «Город Солнца»………..…………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы: 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

взгляды первых теоретиков социалистических утопий.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

После ужина  они проводят один час в забавах: летом в садах, а зимой в  тех общих залах, где совместно  кушают. Там они или занимаются музыкой, иди отдыхают за разговорами.

 Как я уже сказал, во главе семейства стоит старейший. Жены прислуживают мужьям, дети родителям и вообще младшие старшим, Каждый город разделен на четыре равные части. Посредине каждой части имеется рынок со всякими постройками. Туда, в определенные дома, свозятся предметы производства каждого семейства, и отдельные виды их распределяются в розницу по складам. В них каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Да и зачем ему отказывать в чем-либо? Ведь, во-первых, все имеется в достаточном изобилии, а во-вторых, не может быть никакого опасения, что кто-либо пожелает потребовать больше, чем нужно. Зачем предполагать, что лишнего попросит тот, кто уверен, что у него никогда ни в чем не будет недостатка?

Утопийпы не считают рабами ни военнопленных, кроме тех, кого они взяли сами в бою с ними, ни детей рабов, ни, наконец, находящихся в рабстве у других народов, кого можно было бы купить. Но они обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление. Людей этого второго рода гораздо больше, так как многих из них утопийцы добывают иногда по дешевой цене, а чаще получают их даром. Рабы того и другого рода не только постоянно заняты работой, но и закованы в цепи; обхождение с рабами, происходящими из среды самих утопийцев, более сурово на том основании, что они усугубили свою вину и заслужили худшее наказание, так как прекрасное воспитание отлично подготовило их к добродетели, а они все же не могли удержаться от злодеяния.

Иной род  рабов получается тогда, когда какой-либо трудолюбивый и бедный батрак из другого  народа предпочитает пойти в рабство  к утопийцам добровольно. К таким людям они относятся с уважением и обходятся с ними с не меньшей мягкостью, чем с гражданами, за исключением того, что налагают несколько больше работы, так как те к ней привыкли. Если подобное лицо пожелает уехать, что бывает не часто, то утопийцы не удерживают его против воли и не отпускают с пустыми руками.

Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским, хотя ни у одной породы зверей она не употребительна столь часто, как у человека; вопреки обычаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую войной. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию. Правда, они посылают помощь друзьям не всегда для защиты, но иногда также с целью отплатить и отомстить за Причиненные обиды. Но они поступают так только в том случае, если, когда еще все было по-хорошему, к ним обращались за советом, они проверили дело, требовали и не получали удовлетворения. После всего этого они решают напасть на зачинщиков войны. Так поступают они во всех тех случаях, когда враги произвели набег и угнали добычу. Но особенно яростно действуют они тогда, когда их купцы, где бы то ни было, подвергаются, под предлогом справедливости, несправедливому обвинению на основании поддельных законов или злостного подмена настоящих. С такой жестокостью мстят утопийцы за обиды, даже денежные, причиненные их друзьям. К собственным обидам они менее чувствительны.

Во время  войны утопийцы имеют в виду исключительно одно: добиться осуществления той цели, предварительное достижение которой сделало бы войну излишнею. Если же обстоятельства запрещают это, они требуют для врагов особо сурового возмездия, наводя на них такой ужас, который не даст им дерзнуть на то же самое впоследствии. »[1]

Таким образом, Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником. Мор был первым критиком капитализма. Но его взгляды не представляли научной теории. Это были лишь мечты.

 Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должности вплоть до высшей – лорда-канцлера.

Книга эта, чрезвычайно  смелая для XVI века, в наше время кажется  наивной, потому что мы, в нашем  демократическом строе, далеко ушли от того "идеального" строя, о котором мечтал Томас Мор [4].

 

    1. Томмазо Кампанелла и «Город Солнца»

 

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние ”Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве. 
Дальнейшее распространение утопического социализма в Европе связано с именем Джованни Доменико Кампанеллы, автора ”Города Солнца”, известного итальянского философа, социолога и литератора. 
Он родился в 1568 году на юге Италии, в Калабрии, которая находилась под гнетом испанской короны. В пятнадцать лет, вопреки воле отца, который мечтал видеть его дипломированным юристом, он постригся в монастырь доминиканцев под именем Томмазо. Начинаются упорные занятия философией и теологией, изучение работ Аристотеля и Фомы Аквинского. На полках монастырских библиотек он находит труды Демокрита и Платона, по-своему осмысливает их. Наибольший его интерес вызвала философия итальянца Бернардино Телезио, яростного противника схоластики Аристотеля, работы которого были включены католической церковью в список запрещенных книг. Кампанелла открыто защищает идеи Телезио и публикует философские сочинения. Такая дерзость не могла пройти безнаказанной, и инквизиция заинтересовалась Кампанеллой. Он проявил себя как противник Реформации и сторонник как церковной, так и светской власти папы; инквизиция закрыла глаза на многие его прегрешения.

Кампанеллы  всерьез занимался астрологией, что сыграло значительную роль в  его жизни и деятельности. В 1597 году он вернулся на родину и, основываясь  на положении звезд, предсказал победоносное восстание против власти испанских  Габсбургов. Впрочем, возмущение произволом иноземцев охватило тогда все  слои Калабрии, и Кампанелла возглавил  заговор, к которому примкнули и  дворяне, и монахи, и крестьяне, и  разбойники. Но испанцев предупредили, и верхушка заговора была схвачена и Кампанелла попал в неаполитанскую тюрьму. Его спасло от смертного приговора только то, что его объявили еретиком. В 1602 году Кампанеллу осудили на пожизненное заключение, и он провел в различных тюрьмах свыше двадцати семи лет [2] .

Утопия ”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована впервые в 1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем.

Город Солнца — теократическая республика. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”.

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться  о том, какие есть в государстве  недочеты. На 
Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.

В этом государстве  существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Источник  человеческих зол — эгоизм. Автор  видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны  во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие  дети. С невероятной дотошностью  Кампанелла описывает деторождение и половые отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к  парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное  чувство.

Женщины Города Солнца имеют те же права, что и  мужчины, они могут заниматься и  науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда. “Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимного равенства.

В ”Городе  Солнца” есть отличие экономического и социального бытия по сравнению  с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые  в истории человеческой мысли  догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека.

Моральное регулирование  общественной жизни Кампанелла возлагает  на религию, но надеется на религию  далеко не во всем. Он разработал ряд  правовых и моральных санкций  нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие  от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха — человечно.

Кампанелла  пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой [3].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Примечательно особенностью "ранних социалистов-утопистив" Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы - было то, что они не занимались практическим воплощением своих "социалистических идей". Правда, за океаном, в далеком Парагвае в течение нескольких десятилетий просуществовала "коммунистическая держава", которую основали монахи - иезуиты, но и она распалась из-за отсутствия экономических стимулов к труду.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между  собой. Причем равенство, описанное  у них, нередко переходит всякие границы.

Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою индивидуальность. Никто не имеет  даже шансов выделиться: все обязаны  одинаково одеваться, одинаково  проводить время, трудиться ровно  по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает. 
Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией в какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу, право выбора. 
Если человек хочет чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и способен, он добивается в этой жизни чего-то. Те же, кто не может добиться высот, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это “серое” большинство согласно на жизнь при утопии. Люди же достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. И им утопия не нужна.

В отличие  от Кампанеллы, у Мора сохраняется  рабство. Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные  граждане вовсе не равны между  собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.

Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И  пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле.

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь  граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

Наблюдая  жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители искали государство совершенного типа, "какое по праву может называться государством".

Ранние социалисты-утописты Мор и Кампанелла сделали большой  вклад в развитие литературы ,так как их произведения заставляют задуматься над глубоким эстетическим смыслом их утопий. ”Я считаю,— писал Томас Мор в ”Утопии”,— что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира”.

Казалось бы, что для всех людей и всех времен это царство будущего должно рисоваться одинаковым, но в действительности этого никогда не было и не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек [5]. 

 

Список  использованной литературы:

1. Мор Т. “Утопия” М, 1953,

2. Компанелло Т. “Город солнца” М,. 1954

3. http://www.bibliotekar.ru/filosofia/36.htm (Томмазо Кампанела)

4. http://www.bibliotekar.ru/istoria-economicheskih-ucheniy-2/7.htm (курс лекций по истории экономических учений /экономические идеи в западной Европе и России)

5. http://lib.ru/INOFANT/UELS/89.txt (Герберт Уэллс. Современная утопия)

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взгляды первых теоретиков социалистических утопий