Взаимодействие со сверстниками, как основной фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:44, реферат

Краткое описание

В школе, становясь жертвами агрессии, подростки усваивают аналогичные уроки. Яркий тому пример получен в результате эксперимента Паттерсона, Литтмана и Бриккера, обнаруживших, что учащиеся подготовительной школы, которые в начале учебного года стали жертвами агрессии со стороны сверстников, к концу года сами зачастую становились агрессивными. Тем не менее, не все жертвы агрессии усваивают подобные уроки. Те, кто чаще подвергался нападениям и успешно защищал себя с помощью агрессивных контратак, как раз и были детьми, наиболее склонными нападать на других детей. Вывод о том, что лишь некоторые жертвы насилия копируют агрессивное поведение, от которого они пострадали, согласуется с результатами других экспериментов, в которых исследовалось поведение жертв агрессии со стороны сверстников.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.48 Кб (Скачать документ)

Взаимодействие со сверстниками, как основной фактор.

Подрастающая личность усваивает  различные модели поведения (как  приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими. И различные формы агрессивного поведения также возникают при  общении со сверстниками.

Для некоторых подростков участие  в драках, утверждение себя с помощью  кулаков является устоявшейся линией поведения. Возникновение конфликта  может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению  к субъекту вербальную или физическую агрессию. Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния  – досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта.

В школе, становясь жертвами агрессии, подростки усваивают аналогичные  уроки. Яркий тому пример получен  в результате эксперимента Паттерсона, Литтмана и Бриккера, обнаруживших, что учащиеся подготовительной школы, которые в начале учебного года стали жертвами агрессии со стороны сверстников, к концу года сами зачастую становились агрессивными. Тем не менее, не все жертвы агрессии усваивают подобные уроки. Те, кто чаще подвергался нападениям и успешно защищал себя с помощью агрессивных контратак, как раз и были детьми, наиболее склонными нападать на других детей. Вывод о том, что лишь некоторые жертвы насилия копируют агрессивное поведение, от которого они пострадали, согласуется с результатами других экспериментов, в которых исследовалось поведение жертв агрессии со стороны сверстников.

Модели агрессии в СМИ, как основной фактор.

Вероятно, наибольшую озабоченность  и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые  по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что подростки так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Увиденные сцены насилия стимулируют  появление агрессивных фантазий, помогая личности отрепетировать, как  он будет решать проблемы с помощью  агрессии. Если семейные отношения  или его общение со сверстниками будут играть роль подкрепления агрессии, агрессивное поведение может  стать привычкой [3; 112 – 116].

В итоге, в то время как имеющиеся  свидетельства дают реальное подтверждение  гипотезе, что высокий уровень  насилия, характерный для современного кино и телепродукции, не следует переоценивать важность этой зависимости. Для нашего исследования наиболее важным является тот факт, как подрастающая личность воспринимает и оценивает агрессию, т.к. каким образом личность встает на путь агрессивного поведения.

Итак, рассмотрим влияние когнитивных  процессов на развитие агрессии.

То, что подростки думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях подростковой агрессивности могут быть связаны  с различными путями познания личностью  окружающего мира. Рассмотрим подробнее  каждый этап когнитивного осознания  агрессии:

  1. Первый этап когнитивного процесса (конечный результат которого в целом — агрессивное поведение) — это прочитывание «вызывающих реплик», вынуждающих индивидуума «столкнуться с социальной проблемой». Если имеет место хорошо отработанный «сценарий», то расшифровка «посылов к агрессии» будет сравнительно эффективной и точной. Сами по себе ожидания или мысли, связанные с агрессией, заставят его пристальнее взглянуть на «посылы к агрессии», ассоциированные с этим типом поведения. В некоторых случаях диспозиции человека (например, враждебность) или социальные воздействия, имевшие место в недалеком прошлом (например, фрустрации), могут заранее настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно на нужных «посылах к агрессии».

Итак, в социальных ситуациях с  множеством «посылов к агрессии»  агрессивные дети в большей степени  концентрируются на тех, которые  предполагают агрессию или ассоциируются с ней.

  1. Второй этап в рассматриваемой когнитивной модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя оценивание и интерпретацию признаков, обнаруженных на первом этапе. Эта составная часть модели привлекла наиболее пристальное внимание исследователей и получила наибольшее количество эмпирических подтверждений. В этой фазе когнитивного процесса подросток интерпретирует намерения окружающих и производит атрибуцию причин. В целом мы обнаруживаем, что агрессивная личность имеет предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную ситуацию, в которой один человек причинил вред другому, агрессивный подросток с большей вероятностью, чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренным и мотивировался враждебностью

Как только индивид приходит к заключению, что побуждающей силой поступка другого человека была враждебность, он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию. Хьюсманн говорит об этом шаге как о поиске «сценария поведения». Другими словами, подросток должен подобрать возможные реакции. Когда речь идет об агрессивности, считается, что в поведенческом репертуаре агрессивной личности наличествует меньше реакций, подходящих для конкретного случая, и что, скорее всего они будут связаны с агрессией.

Додж и Крик предположили, что  ребенок сравнительно легко актуализирует  ответную реакцию из имеющегося набора, если он недавно сталкивался с  конкретной реакцией, или ему о  ней напомнили, или если его «список» возможных реакций ограничен. А  подростки, осужденные за агрессивные  и антисоциальные действия, вообще предлагали очень ограниченное количество решений и почти не задумывались о возможных последствиях. Очевидно, что неагрессивные подростки, имеющие в своем распоряжении большее количество подходящих реакций, будут более склонны выбирать неагрессивные модели поведения.

Осознав перечень возможных реакций, ребенок должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из них  воплотить в реальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В таком качестве могут выступать  потенциальные последствия решения  — то есть по силам ли ему данная стратегия поведения и насколько  она окажется эффективна? Оценивающий  может решать, сумеет ли он осуществить  входящие в выбранную реакцию  действия.

На этом этапе также оцениваются  вероятные результаты или последствия  от использования выбранной стратегии.

  1. На последнем этапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальное поведение — индивид «действует по сценарию». Здесь особенно могут быть важны поведенческие навыки. Очевидно, что человек не может вести себя определенным образом, если не знает, как это делается.

Становление агрессивного поведения  – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных  сверстников. Разумеется, это создает  дополнительные проблемы, так как  в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов

У детей один из главных путей  научения агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов мы все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остается неизвестной.

Додж и его коллеги разработали  модель для выяснения, почему некоторые  дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее тезис: способ когнитивной  обработки социальных признаков  ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов:

  1. расшифровку социальных признаков;
  2. интерпретацию социальных признаков;
  3. выбор возможной реакции;
  4. оценивание предполагаемой реакции;
  5. осуществление выбранной реакции.

По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных  навыков.

В литературе на тему стабильности агрессивных  реакций во времени считается, что  поведение в детстве позволяет  довольно надежно предсказывать  поведение в зрелые годы. Иными  словами, человек, в детстве оценивавшийся  сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться  так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности  является важной областью исследований.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что агрессивное  поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных  факторов, во-вторых, применение сравнительного анализа, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который предполагает использование  достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская. Системный анализ индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, позволит конкретнее наметить приёмы воспитательно-профилактической работы с целью коррекции и предупреждения агрессивного поведения подростков.

Глава 2. Экспериментальное  исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза  и методики исследования

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это  повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости  с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением "трудности подросткового периода". Социально значимые черты человеческой психики формируются на макросоциальном уровне, т. е. на уровне больших социальных групп, к которым можно отнести и молодежь. Опыт больших социальных групп (традиции, особые формы поведения, особые типы контакта, ценности, потребности, специфический язык и др.) индивид усваивает посредством общения с членами малой социальной группы (класс, дворовая компания, трудовой коллектив, неформальное объединение молодежи). Личная психология индивида включает в себя то общее, что присуще в той или иной степени всем представителям малой группы, также личное, присущее только ему.


Информация о работе Взаимодействие со сверстниками, как основной фактор