Виды и структуры социальных общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования заключается в изучении видов и структуры социальных общностей и групп.
В связи с этим основными задачами курсовой работы являются следующие:
изучение социальной структуры общества и ее элементов;
анализ многообразия общностей;
характеристика социальных групп, факторов интеграции группы;
изучение особенностей развития социальной структуры современного общества на основе данных социологических исследований.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Виды и структура социальных общностей и групп.docx

— 63.42 Кб (Скачать документ)

Эффект социального манкирования позволяет предположить, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость. Тесно связанный с этим феномен был определен как социальная дилемма – ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия. Социальные дилеммы встречаются во многих жизненных ситуациях.

Какие же социальные механизмы способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а, не руководствуясь эгоистичными соображениями? Скорее всего, это социальные механизмы контроля, ограничивающие те действия индивида, которые наносят ущерб общему благополучию. Часто эту функцию берет на себя государство, регулирующее доступ к различным ресурсам. Групповые нормы часто достигают той же цели посредством неформальных санкций. Однако существуют и другие средства, побуждающие людей действовать согласованно и выбирать прообщественные модели поведения.

Еще одной стратегией является групповое мышление, однако оно может иметь разрушительные последствия.

Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного для групповых окружений и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Когда индивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своими поступками. Все это показывает, насколько важную роль играют в нашей жизни группы, особенно те, в которых проходит развитие нашей личности, и в деятельности которых мы принимаем ежедневное участие.

Таким образом, исследования проблем общностей в социальной науке, проведенные во второй главе, приводят к следующим выводам.

Общность как целостность представляет собой определенным образом организованный комплекс социальных действий и взаимодействий отдельных людей, реализующих солидарные ожидания, ориентации. Общности способствуют повышению эффективности социальных действий и взаимодействий, их развитость, интегрированность, многообразие являются важнейшими признаками высокого уровня организации повседневной социальной жизни.

Социальная группа является для индивида представителем общества в целом, именно группа от лица всего общества предлагает ему социальные гарантии и блага. Способность группы выступать, как единое целое обусловлена существенным усложнением внутренней организации групповой деятельности. Группа представляет собой сложно организованную общность независимо от ее размера и области функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Современная социология отличается тенденцией к признанию множественности типов социальных изменений. Некоторые изменения эндогенны, т.е. определяются причинами, находящимися внутри самой социальной системы. Некоторые экзогенны, т.е. вызваны внешними причинами; есть и такие, которые относятся к смешанному типу. В этой связи становится понятным, что единственной методологией изучения социальных изменений является анализ конкретных привязанных к месту и дате процессов.

В 90-е годы в российском обществе начинают развиваться трансформационные процессы: экономическая реформа, плюрализация форм собственности, демократизация, что повлекло за собой возникновение новых социальных общностей, изменение положения традиционных классово-групповых общностей, их границ, количественных и качественных характеристик, возникновение маргинальных и пограничных слоев. Переход от советского к более демократическому обществу рассматривается как процесс становления гражданского общества – демократического, рыночного, правового. Оно, с одной стороны, является полем, на котором развертывается борьба разнонаправленных частных и групповых интересов, субъектами которых выступают различные слои и общности, а с другой, – активным фактором этого процесса.

В эти годы большинство исследователей социальной структуры в России изменили парадигму исследований. Произошел переход от марксистской парадигмы к теории социальной стратификации. Под социально-стратификационной структурой общества понимается многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором социальные группы и слои различаются между собой степенью обладания собственностью, властью и статусом. Основными критериями расслоения рассматриваются экономический, профессиональный, властный, а также степень адаптации к трансформационным процессам.

Ситуация усложнялась для исследователей тем, что предмет исследований – социальные структуры находились в ситуации изменений, становления нового качества, были аморфны. В связи с этим, внимание акцентировалось не столько на количественных показателях групп и слоев, сколько на их взаимосвязях и взаимоотношениях (дезинтеграция, интеграция, конфликт и партнерство). Исследовалось иерархическое строение общества по тем или иным критериям.

В соответствии с рассматриваемым вопросом, необходимо отметить следующее. До недавнего времени социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен главным образом рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией. Во всех республиках рабочий класс составлял большинство населения. Второй по численности социальной группой была, как правило, группа служащих и интеллигенции.

Из числа новых социальных групп следует отметить новые категории кооператоров, фермеров, предпринимателей и представителей индивидуальной трудовой деятельности в городах и сельской местности. Но, прежде всего, следует упомянуть предпринимателей, занятых в сфере промышленного, больше финансового и посреднического бизнеса, а также собственников предприятий. Эти социальные группы ныне активно действуют в России. Идущие процессы разгосударствления собственности и ее приватизации умножают количество коллективных и частных собственников, больше всего в области торговли, услуг и посреднической деятельности.

Все это существенно меняет социальную структуру современного российского общества и активизирует процессы социальной мобильности населения. Правда, пока что названные выше новые социальные группы общества немногочисленны и влияние многих из них на развитие экономики слабое. Мизерным является и вклад в экономику отечественных бизнесменов. То же можно сказать и о фермерах. Тем не менее, новые формы хозяйственной и предпринимательской деятельности развиваются. А это приведет к росту численности соответствующих социальных групп и, следовательно, к дальнейшим изменениям социальной структуры общества. Это же, видимо, произойдет и в других республиках бывшего СССР – ныне суверенных и независимых государствах.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества:

  1. активный процесс социальной дифференциации общества, появление новых социальных групп и слоев населения;
  2. идущие во всем мире процессы интеграции в экономике, что неизбежно сказывается и на социальной структуре общества.

Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Следовательно, сближаются условия их жизни и структура интересов. Все это ведет к их социально-экономической, а нередко духовной и политической консолидации.

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное устойчивое явление. Появившиеся различные формы собственности привели к рождению новой социальной структуры с новыми формами социальной дифференциации. Основной характеристикой современного российского общества является его социальная поляризация, расслоение на большинство бедных и меньшинство богатых. Таким образом, налицо конфликт между сущностью проводимых экономических реформ и ожиданиями и стремлением большинства населения. Пространство социальной стратификации как бы свертывается практически к одному показателю – имущественному (капитал, собственность, доход).

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства (по всем показателям) и маргинализацией значительной части населения. Многие процессы, протекающие в глобальном обществе, своеобразно преломляясь, имеют место и в российском обществе. Формируется класс собственников (аналог международного господствующего класса), расширяются средние слои. Появился слой менеджеров, гастарбайтеров, маргиналов («поколение X» у Коупленда), бедных. Россия активно включается в процессы «глобализации», порождая различные «гибридные практики» и «кентавризмы».

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Перед социологами стоят сложные задачи по выявлению тех элементов стратификационной структуры современного общества, которые потенциально могут создавать условия для более эффективной реализации человеческого капитала в процессе взаимодействия с властью и бизнесом в условиях рыночной экономики. Актуальна проблема экономического и социально-культурного неравенства в обществе, социально-демографического потенциала социальных слоев, социальной маржинальности, особенно характерной для некоторых «старых» и нарождающихся новых слоев.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество складывается из множества элементов – индивидов, социальных общностей, социальных институтов, объединенных в единую систему. Сегодня в мировой социологии общности, группы являются одним из главных объектов научных исследований. Общепризнанно, что именно посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты, получая в них основные «человеческие» и «ролевые» уроки социализации. Именно общности, особенно высокоинтегрированные, являются основными созидателями, субъектами общественной жизни.

Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное устойчивое явление. Появившиеся различные формы собственности привели к рождению новой социальной структуры с новыми формами социальной дифференциации. Основной характеристикой современного российского общества является его социальная поляризация, расслоение на большинство бедных и меньшинство богатых. Таким образом, налицо конфликт между сущностью проводимых экономических реформ и ожиданиями и стремлением большинства населения. В этой связи представляется важным подчеркнуть следующее.

Мудрость социальной политики стоящих у власти политических сил должна заключаться в том, чтобы создать такие условия жизнедеятельности социальных групп, при которых их интересы были бы максимально согласованы, разработать и внедрить в социально экономические и политические отношения оптимальный механизм согласования данных интересов. При этом необходимо учитывать действие объективных социальных законов и конкретных условий развития общества в то или иное время.

В заключение хотелось бы отметить, что проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод. Без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

К решению проблемы социальной структуры общества необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ.; под ред. А.Ф. Филиппова. – М., 1996.
  2. Блумер Г. Теория коллективного поведения // Американская социологическая мысль. – М., 1994.
  3. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
  4. Волков Ю.Г. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.; Ростов н /Д , 2007.
  5. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социс. – 2008. – № 7. – С. 75-85.
  6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. – М., 2000.
  7. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. – М., 2004.
  8. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социс. – 2010.– № 4.– С. 3-12.
  9. Козырева П.М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков. – М., 2004.
  10. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. – СПб., 2009.
  11. Лапин А.И. Социокультурный портрет региона. – М., 2006.
  12. Лебон Т. Психология народов и масс. – СПб., 1995.
  13. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.
  14. Московичи С. Век толп. – М., 1996.
  15. Носов, В.И. Социальная структура общества. – Пенза: ПГАСА, 2002.
  16. Общая социология / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М., 2007.
  17. Ринкявичус Л., Буткявичене Э. Концепция общности и ее специфика в виртуальном пространстве // Социс. – 2007. – № 7. – С. 3-10.
  18. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / Под общ. ред. М.К. Горшкова. – М., 2007.
  19. Современное российское общество: переходный период. – М., 1998.
  20. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века: коллективная монография / [В.С. Сенашенко и др.; редкол.: В.С. Сенашенко, Т.Э. Петрова, О.В. Богословская]. – М., 2009.
  21. Социология / Под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб., 2004.
  22. Социология / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
  23. Тихонова, Н.Е. Низшие классы в России: (теоретические и методологические предпосылки анализа) // Общественные науки и современность. – 2010.– № 4 .– С. 26-36.
  24. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. – М., 1996.
  25. Фролов С.С. Социология. – 3-е изд., доп. – М., 1999.
  26. Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования .– 2001.– № 9. – С. 3-13.
  27. Яковлев А.М. Социальная структура общества. – М., 2003.

Информация о работе Виды и структуры социальных общностей