Эволюционизм и социальный органицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 23:30, реферат

Краткое описание

Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология на печать.docx

— 45.59 Кб (Скачать документ)

Социологическая теория Спенсера в той её части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. По существу общество его копирует и воспроизводит, из чего следует, что для него характеры биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу.

Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляющих структуру социальной системы.

Так земледелия и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли - функцию кровообращения, армия - это своеобразный кожный покров, транспорт - сосудистая система и т.д.

При этом в обществе, как и в живом организме, существует разделение труда, анализу которого Спенсер уделяет значительное внимание - как на уровне общественного, так и органического «агрегатов». Характеризуя общество, учёный отмечает, что оно существует для блага своих членов, а не наоборот. Удовлетворению их потребностей должна служить в первую очередь политическая организация общества, которую социолог часто называет «политическим агрегатом».

«Следует всегда помнить, - читаем мы у Спенсера, - что, как бы ни были велики усилия, направленные к благосостоянию политического агрегата, все притязания этого политического агрегата сами по себе суть ничто и что они становятся чем-нибудь лишь в той мере, в какой воплощают в себе притязания составляющих этот агрегат единиц.

 

4. Три рабочих  понятия общества у Спенсера

общество спенсер эволюционизм органицизм

Из биологических моделей развития, используемых в социологии, Спенсер предпочитал древнюю модель общества - организма связанного целого, поддерживающего внутри «известное постоянство отношений».

Эта модель отлична от популяционной дарвинисткой модели, которая представляет общества не как структуры, в которых воплощён некий общий направляющий принцип, а как множества, совокупности (аналогичные популяциям особей в биологии) культурных черт и форм (форм политической власти, собственности, правил наследования и т.п.), подтверждённых случайным ошибкам и вариациям при передаче их от лица к лицу.

Модель общества - организма (точнее, организма организмов или сверхорганизма) обуславливала расхождение с дарвинистской концепцией эволюции и отводила второстепенное место в объяснениях общественного развития, главным механизмам последней - случайным культурным вариациям и случайному отбору из них наиболее «полезных» черт культуры. В ложке Спенсера всякие заимствования извне и социально значимые новации, производимые мыслью и поведением людей, органичны для данного общества, и их приживаемость очень сильно зависит от его прошлого и сложившегося специфического комплекса свойств в настоящем.

До Спенсера организм был преимущественно орудием консерваторов, с его помощью доказывавших необходимость смирения своевольного индивида перед органической жизнью целого.

Спенсер - основоположник и главный авторитет либерального органицизма, пытавшегося теоретически совместить номилистический подход, индивидуализм, политические и экономические ценности классического либерализма с социологическим «реализмом», с допущением первичного целого (общественного организма) как необходимого источника условий, средств и возможностей для индивидуального действия.

Если клетки биоорганизма составляют конкретное целое (слиты в одно сплошное физическое тело), подчиняются центральной нервной системе и оптимизируются её самочувствие, то в обществе, как дискретном чувственно-множественном целом, состоящем из пространственно-отдельных друг от друга частей, нет центрального чувствилища и чувствуют только его элементы - люди. Сознание как бы разлито по всему агрегату. Поскольку все элементы общества обладают сознанием, самосознанием и целенаправленностью, то центр больше зависит от частей, чем они от него, и общество существует для блага своих членов, а не члены - для блага общества. Контакты, связи и коммуникации в этом «супер-органическом» теле в очень большой степени смысловые, символические, языковые, контролирующие функции рассеяны по всему телу, и лучше всего скрепляет этот общественный организм (на промышленной стадии развития) не внешний авторитет, не политическая верховая власть, а постепенное и неуклонное распространение в нём моральных, гражданских и прочих социальных чувств.

Элементы существенного сходства между обществом и организмом, позволяющие заимствовать для анализа, выработанные биологией, по Спенсеру следующие:

1. Эволюционное значение  для роста массы и объёма.

2. В одном и другом  случае прогрессирующая дифференциация  структуры сопровождается прогрессирующей  дифференциацией функцией, и общественное  разделение труда подобно специализации  органических функций.

3. В обоих случаях существует  органическая взаимозависимость  частей: ни одна из них не  может нормально функционировать  без функционирования остальных.

4. И там и тут для  жизни целого необходимо поддержание  определённых функций, а не вечная  жизнь исполняющих их единиц: люди в социальных институтах  сменяют друг друга подобно  тому, как обновляются клетки  в органах живого тела.

Спенсер сделал вывод, что у общества и организма различные цели, но общие основные принципы (законы) организации.

Спенсер иногда одновременно и, быть может, неосознанно выражая взгляд на общество тремя разными моделями.

Основная - модель общества как целого по типу биологического организма - и преувеличила структурную определённость всякого достаточно большого общества, и не выдерживала до конца взгляд на него как «на особое бытие», апеллируя к свойствам индивидов.

Вторая модель общества представлена как сумма индивидов, допуская, вслед за либеральной политэкономической и утилитаризмом, возможность объяснить социальные действия свойствами индивидов, разумно преследующих свои интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за них полезность в достижении желаемых результатов. Проблема общественного разрозненных усилий полагалось разрешимой при определённых условиях на почве бентамовского «созидания наибольшего количества счастья».

Спенсер не отождествлял стремление к полезности со стремлением к эгоистичности материальной выгоде и полагал главным в утилитаризме заботу о благе других.

Третья модель общества совсем по- другому трактует формирование и характер тех «законов» поведения, которым надо следовать. Они создаются не утилитаристским сознательным «исчислением счастья», а бессознательным эволюционным закреплением приобретаемых, выучиваемых друг от друга, наследуемых от предыдущих поколений способов, правил и традиций социального поведения, которые наилучшим образом служат выживанию, увеличивают численность данной группы людей.

По третьей модели общество представляется не целым организмом, не только суммой индивидов, а подвижной системой отобранных на групповом уровне всем ходом эволюции традиций, норм, отношений, в которые отнюдь не добровольно вынуждены встраиваться новые поколения людей, дабы выжить.

Это модель хорошо согласуется с общей концепцией надорганической эволюции.

Если третья концепция общества и не решает последнего и главного затруднения, то, по крайней мере, намечает путь к этому. Она явно подразумевает, что функционализм имеет смысл лишь как эволюционно-исторический функционализм, что основательный ответ на вопрос, как функционирует данный институт, не получить только из недавних фактов, взятых отдельно, вне контекста его эволюции.

Использование Спенсером сразу нескольких, не во всем совместных, концепций обществ, несомненно, расширяло диапазон его поисков факторов и механизмов социальной фазы эволюции, хотя одновременно повышало опасность противоречий и эклектизма.

 

                                     Заключение

 

Социология возникает в конце 30-х -начале 40-х годов XIX веке. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание донских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.

Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Как известно, С. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

О. Конт, Г. Спенсер и др. -предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

Социально-политические взгляды Карла Маркса еще при жизни нашли воплощение в программах Германской социал-демократии и приобрели значительное распространение среди рабочих и прогрессивной интеллигенции в странах Западной Европы, а позже в России и странах Востока, а с приходом к власти коммунистических режимов были модифицированы в официальную государственную идеологию.

 

                              Список литературы

 

1. Пособие для студентов  гуманитарных вузов/ очерки по  истории теоретической социологии XIX - начало XX вв., Москва «наука» - 1994 г./ Отв. редактор Ю.Н. Давыдов.

2. А.И. Кравченко. Социология. Учебник для вузов. - М.: Академический  проект, 2002г.

3. Общая социология.: Учебное  пособие / Под общей ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М., 2005г.

4. Социология: учебник для  вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 1998.

 

 


Информация о работе Эволюционизм и социальный органицизм