Влияние семейных конфликтов на личностное развитие подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 17:19, дипломная работа

Краткое описание

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я". От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании.

Содержание

Введение 7
1.Теоретические подходы в отечественной и зарубежной литературе
в рассмотрении проблем семьи 10
1.1 Понятие «семья», «брак» 10
1.2 Особенности подросткового возраста 28
1.3 Конфликты. Межличностные конфликты 33
2. Экспериментальное исследование влияния семейных конфликтов на
личностное развитие подростка 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Коррекционная работа 45
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Прикрепленные файлы: 1 файл

Д.Р. Влияние семейных конфликтов на личностное развитие подростка.docx

— 795.45 Кб (Скачать документ)

Влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, кК правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», а дети – лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров[16].

В то же время семья позволяет осуществлять регулирование сексуально-эротической направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших функций семьи является репродуктивная. Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.Попытки изучения репродуктивного поведения населения и регулирования деторождения предпринимались уже в глубокой древности. Платон, например, считал: для того, чтобы идеальное государство было управляемым, должно иметь немногочисленное население. Поэтому избыток людей необходимо выселять в колонии. Свои взгляды относительно идеального государства в плане народонаселения высказывал и Аристотель. С целью регулирования количества населения он предлагал принять специальный закон о браке, согласно которому запрещалось иметь детей мужчинам до 37, а женщинам – до 18 лет. Аристотель полагал, что избыток населения опасен для государства: часть граждан не имеет возможности получить землю и впадает в бедность, вследствие этого в обществе растет возмущение и преступность. Чтобы избежать подобных негативных явлений, связанных с перенаселением, он предлагал в качестве средства регулирования численности граждан умерщвлять больных детей и «лишних» новорожденных[17].

В настоящее время различные государства с целью регулирования деторождения вырабатывают и проводят в жизнь специальную демографическую политику, которая включает в себя экономические, социальные и юридические мероприятия, направленные на достижение желаемого типа репродуктивности семьи. Однако до сих пор этот процесс не получается сделать управляемым. Даже всемирно известные ученые признают, что им пока не удалось установить те закономерности общественного развития, которые определяют переход от высокой рождаемости населения к низкой, а затем – к относительно стабильному ее состоянию. Опираясь на эти закономерности, можно было бы с научной основательностью объяснить многие проблемы, которыми характеризуются демографические процессы в разных регионах мира.Детей нужно не только воспроизвести на свет, но и воспитывать, дать им образование, ввести в сложный мир человеческих отношений. Поэтому наряду с репродуктивной, существенное значение приобретает тесно связанная с нею воспитательная функция семьи. В рамках реализации этой функции удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических черт и личностных качеств, вплоть до достижения им социальной зрелости. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.Следует иметь в виду, что семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена в течение всей его жизни. При  этом не только родители влияют на детей, но и дети на родителей и других взрослых членов семьи, побуждая их к самосовершенствованию.

Жизнь семьи весьма многогранна. Каждая функция семьи социальна. Социальный характер функций семьи определяется в первую очередь тем, что семья является первичной ячейкой общества, поэтому общество оказывает влияние на нее, создавая тот или иной тип семейной группы. В свою очередь, семья также оказывает воздействие на развитие и образ жизни общества: в результате осуществления семейных функций удовлетворяются жизненно важные потребности не только членов семьи, но и общество в целом – в физическом и духовном воспроизводстве самого человека, населения страны и мира. Вместе с тем функции семьи не остаются неизменными: в зависимости от социальных условий происходит изменения в их содержании и значимости. Кроме того, в отдельно взятых семьях возможно нарушение тех или иных семейных функций, что, естественно, сказывается на особенностях ее жизнедеятельности. Так, например, в настоящее время качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п. Среди субъективных факторов, которые негативно отражаются на реализации семьей ее важнейших функций, можно выделить такие, как:

- личностные особенности  членов семьи и прежде всего  супругов (темперамент, характер, мировоззренческие  установки, ценностные ориентации  и др.);

- особые условия семейной  жизни (раздельное проживание членов  семьи; отсутствие собственного  жилья и финансовых возможностей  для организации совместной жизни, например, у супругов-студентов; контрактно-договорное  заключение брака и т.п.);

- характер взаимоотношений  между членами семьи, а также  уровень их сплоченности и  взаимопонимания (нестабильная, дезорганизованная  семейная атмосфера, конфликтная  обстановке и т.п.)[18]. 

Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка — все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.

Скудость, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь[19].

Эмоциональное начало пронизывает все стороны нашей натуры, его нельзя отделить ниот характера человека, ни от его поступков. Где-то (особенно в интимной области) оно играет решающую роль, в других случаях — подчиненную, но так или иначе всегда сказывается на наших мыслях, действиях, отношениях с людьми, окрашивает всю нашу жизнь. Причем сильнее, чем это принято считать. Мы склонны порой приписывать обстоятельствам гораздо больше, чем они заслуживают. От чего зависит, предположим, неудовлетворенность человека своей специальностью и выполняемой работой ? Совсем не редкость, когда человек становится просто жертвой неведомого ему несоответствия между свойственным ему психическим складом и типом операций, выполняемых в учреждении или у станка. А производственные успехи предприятия или учреждения в целом? Разве не связаны они с эмоционально-психической окрашенностью отношений между людьми как индивидуальностями, с их расстановкой в коллективе?[20]

Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Не правда ли, от каждой из них остается какое-то свое, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты — теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта... Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый взгляд, детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом тою или иного семейства.

Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной и идейной «закваски» существует еще и обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом[21].

Был проделан однажды такой эксперимент. Молодой человек в группе других юношей должен был на глазах оценивать длину показываемых ему предметов.    Трюк    состоял    в    том,    что   все    остальные    ребята   по договоренности с экспериментатором называли заведомо неверные цифры. Ученых интересовало, насколько сильно влияние группы людей, с которыми человек регулярно общается, на его суждения в тех случаях, когда он имеет полную возможность остаться объективным (не» личной заинтересованности в изменении результата в ту или иную сторону, безразлично, совпадает ли ею оценка с остальными). Оказалось, что люди, даже желая избавиться от посторонних мнений, не могут этого сделать в полной мере и обязательно изменяют свою оценку под давлением чужих высказываний.

Воздействие людей друг на друга, бессознательное и неконтролируемое, происходит и в других, более сложных формах, чем в приведенном опыте. Особенно это относится к семье, где связь членов группы и зависимость их друг от друга наиболее устойчивы.

И здесь, чтобы верно понять психологический настрой той тесной родственной группы, членом которой вы являетесь, полезно проанализировать ее структуру[22].

Как распределены роли в семье? По какому признаку? Какова «иерархия» ролей? Соответствует ли она справедливости (т. е. действительному весу и значению деятельности человека для всей семьи в целом) или строится по иному принципу?

Проследим, насколько легко внешние обстоятельства— и какие именно—влияют на «перераспределение ролей» и в какой мере каждый готов поступиться долей своих бытовых привилегий или взять на себя часть чьих-то забот.

Проявите минимум терпения, но максимум объективности и подставь те под все иксы и игреки себя, жену, тещу, свекровь, зятя, невестку, родных и знакомых. Занятие, чем-то смахивающее на модные сейчас тесты, состоящие из серии вопросов, ответив на которые вы рискуете оказаться то ревнивцем, то счастливчиком, то мизантропом, то скрытым гением. Разница в том, что в данном случае вы потратите время с большой пользой и. приведя в систему свои многолетние наблюдения, возможно, узнаете нечто новое о собственной семье[23].

А теперь, когда расставлены все участвующие фигуры, когда вами продуманы их роли, учтены силы взаимопритяжения и взаимоотталкивания, введите в это переплетение интересов и обязанностей последнюю (но самую важную для нас сейчас) фигурку: ребенка. И постарайтесь уяснить себе, как влияет на формирование его чувств и представлений проанализированная вами повседневная жизнь семьи.

Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой — как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера. При желании можно проделать для контроля такой эксперимент. Последите за поведением своих домочадцев и запомните или даже запишите, по какому поводу каждый из них в течение недели проявил самые сильные эмоции или две-три   эмоции,   как   угодно.   Что   это   было:   раздражение   по   поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве, порыв острого сочувствия к кому-то, кто попал в беду?

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем»[24].

Попробуем проанализировать, как отражается скудость, монотонность домашнего быта на ребенке. Разумеется, в разных семьях и на разных детях это сказывается по-разному. Но сказывается, несомненно, скверно. Либо ребята вырастают людьми душевно примитивными, не способными к богатым душевным переживаниям, не испытывающими и потребности в них. Либо, не находя в повседневном существовании нужного эмоционального «материала», начинают метаться в поисках «суперраздражителей». Либо, ощущая все время недостаточность своего эмоционального опыта, теряются и страдают впоследствии во всякой сколько-нибудь усложненной ситуации.

Как бы там ни было, но ребенок в подобной семье непременно 
испытывает эмоциональный голод. Ведь дети по самой своей природе 
чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется участвовать в 
каких-то событиях, предприятиях, радостных волнениях. Дома должно быть 
интересно, семья должна давать добрую пишу детскому воображению и 
чувствам. Если же он живет в состоянии хронического эмоционального 
голода, реакция может быть острой и даже патологической. Так, начинают 
бить стекла в витрине, только чтобы изведать остроту риска и страх. «Со 
скуки», говорят обычно. Нет, правильнее всего — от эмоционального 
голода, от потребности в эмоциональном заряде. Еще И. П. Павлов 
утверждал, что эмоция является для человека своеобразным и весьма 
сильным    энергетическим    источником.    Она    нужна. [25], если    нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, человек уже и научился получать удовольствие от того, что с нормальной, нравственной точки зрения должно бы вызывать стыд, гадливость, омерзение.

Люди очень по-разному выражают свои чувства. Бывает даже, что поведение человека разительно не соответствует тому, что он в данный момент переживает. Всем известны эти психологические парадоксы, при которых одна эмоция рядится почему-то в одежды другой, подчас прямо противоположной. (Под грубостью может крыться нежность, под показной развязностью — робость, а признаки первой влюбленности временами похожи на острую неприязнь.)

Подобного противоречия возникать не должно, и, на наш взгляд, оно тоже является признаком какой-то «недоработки» в воспитании чувств.

В этой связи надо заметить, что у детей утомление легко переходит в возбуждение и неуемное озорство; огорчение в какой-то области может оборачиваться полным равнодушием к ней и лихорадочным интересом к чему-то иному[26].

Речь идет, конечно, не о сознательном притворстве, а о некоторой «несфокусированности» чувств, которая с возрастом постепенно слабеет, но не обязательно исчезает совсем. Поэтому надеяться только на естественный процесс не следует. Нельзя допускать, чтобы у ребенка разрабатывался устойчивый механизм перехода одной эмоции в другую, высшей в низшую, более для нею удобную. Имеется в виду, например, привычку любой свой промах, ошибку, неловкость немедленно переводить (причем опять-таки на подсознательном уровне) в озлобление, раздражение против окружающих. Разрабатывать надо другой механизм, прямо противоположный — механизм перевода эмоции с низшей ступеньки на высшую. От неудачи — к желанию ее преодолеть, например.

Информация о работе Влияние семейных конфликтов на личностное развитие подростка