Агрессия и агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

Тема агрессивности является актуальной, так как за последние несколько десятков лет жизнь социума кардинально изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений. Общество стало очень агрессивными, жестоким и циничным.

Содержание

Введение2
§1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии 2
§2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения 4
§3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии 8
§4. Гендерные различия в агрессивном поведении 15
§5. Предотвращение агрессивного поведения18
Заключение21
Список используемых источников23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Псих. прест. реферат.docx

— 65.70 Кб (Скачать документ)

чашечку чая». В этом случае не будет никакой злости и агрессии, Марья Ивановна останется добрейшей  соседкой, которой приятно излить душу. И более того, сообразительная  соседка поймет, что по утрам не стоит задерживать работающих соседей.      Здесь же можно упомянуть и о влиянии  систематических недостижений целей. В этом случае, имеет место такая  ситуация: «как бы не делал, не получается». Здесь агрессивное поведение может быть вызвано любой мелочью.

Это уже может быть не опоздание на работу, а случайное выпадение предметаиз рук, слишком шумно разговаривают в соседнем кабинете, слишком ярко светит солнце и т.п. Но как только цель будет достигнута – агрессия исчезнет.      

Было  выявлено, что интенсивность агрессивных  реакций зависит от уровня фрустрации. Иными словами, чем ближе к цели человек, тем сильнее будет его агрессивная реакция на невозможность достижения этой цели.

В большинстве случаев низкий уровень фрустрации либо вообще не приводит к проявлениям агрессии, либо порождает агрессивные реакции малой интенсивности.      

Ещё один фактор, влияющий на  уровень  агрессивности  это неожиданность  фрустрации. Для  людей  характерен гораздо  более  высокий уровень  раздражения  и  агрессии, если фрустрация непредвиденна  и неожиданна.

Психические процессы потенциального агрессора  тоже предопределяют его реакцию  на фрустрацию. Если фрустрация не вызовет  негативных чувств (во втором случае примера  с соседкой, описанного выше, не было негативных последствий; по дороге на работу в этом случае вы скорее всего начали бы придумывать, что принести к чаю, на который напросились), то агрессии не будет. Например, невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Если же человек предвкушает удовольствие при достижении какой-либо цели, препятствия,

возникающие на пути к ней, могут расстроить его до такой  степени, что подхлестнут к агрессивным  действиям. Когда фрустрация действительно вызывает отрицательные эмоции, другие психологические процессы, в том числе размышление по поводу пережитого (когнитивный процесс), будут влиять на реальное поведение. Человек может подбирать объяснения переживаемым эмоциям, анализировать свои чувства и/или пытаться контролировать эмоции и поведение. Если, например, негативной эмоцией является страх, то наиболее вероятными реакциями будут бегство или стремление уклониться от ситуации. Если переживание интерпретируется как гнев, вероятно возникновение агрессивных тенденций.     И действительно, если вспомнить всё ту же ситуацию с соседкой, но уже в первом варианте, мы прослеживаем именно когнитивный процесс: «…ты уже представляешь лицо своего начальника, который видит, что тебя в очередной

раз нет с утра на работе…» И конечно в этой ситуации возникшей эмоцией будет гнев, а дальше, как следствие, агрессия. 

  • Провокация  агрессии

 

  Прямая  провокация физическими действиями зачастую вызывает аналогичный ответ  и является мощным стимулятором открытой агрессии. Большинство случаев физической провокации заканчивается ответом опять же в физической форме, особенно если обе стороны не превосходят по силе друг друга, но бывают случаи ответа и в вербальной форме, или вообще избегание конфликта.      

Вербальная  провокация тоже способна актуализировать  агрессивные действия, словами пользуются гораздо чаще, чем кулаками, ногами или оружием. «Убийственные» комментарии и едкие замечания

могут ранить едва ли не больнее, чем прямое физическое воздействие. Когда такие комментарии делает человек, чьё мнение мы ценим, или  когда с их помощью нас унижают  в присутствии других людей, это  может оказаться чрезвычайно  неприятным переживанием. Такие действия часто вызывают мощную контратаку.

  • Характеристики  объекта агрессии

 

  Характеристики  объекта агрессии, в особенности  его пол и раса, также   являются    модными     детерминантами    агрессивного   поведения. Есть  широко распространенное мнение, что  женщины подвергаются физическому  нападению реже мужчин, а если и  подвергаются, то интенсивность  физического  воздействия  будет  ниже. Тенденция к меньшему проявлению агрессии по отношению к объектам женского пола часто интерпретируется как «рыцарство», как отражение социализированного запрета причинять вред женщинам. Мужчины, проявляющие агрессию по отношению к объекту женского пола, воспринимаются как более аморальные, чем проявляющие агрессию по отношению  к   объекту мужского пола. Предположили, что   женщины  вызывают    меньшую   агрессивность,    так    как воспринимаются   менее

угрожающими, чем мужчины. То есть от женщин не   ждут ответных   агрессивных   действий,   считают их   менее опасными, и поэтому им, скорее всего не будут мстить так жестоко, как мужчинам. Однако чем тогда объяснить так часто происходящее насилие в семьях? Очевидно, рыцарство проявляется только по отношению к безобидным объектам. Страх является одним из множества факторов, подавляющих предполагаемое сдерживающее начало не причинять вреда женщине. Какой это может быть страх? Например, страх от высказанного женщиной пренебрежения, или высказанного сомнения в способностях мужчины.      

     Так   же предположительно люди склонны быть более агрессивными по отношению  к лицам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной  с ними расы. Однако, здесь не всё  так однозначно. 

В  ряде экспериментов  было доказано, что белые боятся мести черных и/или общественного порицания за поведение, которое может быть интерпретировано  как  расизм, поэтому они подавляют свою агрессивность, если возможно возмездие или общественное осуждение, но проявляют её, когда защищены анонимностью.

Предположение, что люди проявляют против чужой группы больше агрессии, чем против своей, не получило серьезно подтверждения. Скорее представляется, что ситуационные факторы, такие как анонимность и раздражение, являются промежуточными звеньями в цепи зависимости между расой объекта и агрессивностью. Люди, кажется, более склонны к дискриминации чужой группы, когда оскорблены, ощущают угрозу и/или свободны от общественного осуждения.      

Гипотеза, что лица, имеющие  расовые  предрассудки, будут  более других стремиться к дискриминации людей другой расы, также дает минимум подтверждений. Зато в исследованиях неизменно доказан факт, что люди с предрассудками в общем более агрессивны, чем люди без предрассудков, независимо от расы объекта.

 

  • Подстрекательство и присутствие третьей стороны

Существует  множество фактов, свидетельствующих  о том, что сторонние наблюдатели  могут оказывать существенное влияние  на агрессию, причём происходит это  двояким образом. Во-первых, они могут  подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходны эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять её, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.      

Третья  сторона – люди присутствующие, но не являющиеся ни агрессором, ни жертвой – может повлиять на агрессивные взаимодействия множеством способов. Например, третья сторона может обладать властью и приказать одному человеку причинить вред другому. Менее авторитетная третья сторона ожжет влиять на агрессию простым подстрекательством или «подначиванием» агрессора или его жертвы.

Прямые приказы представителя  власти могут влиять на развитие и  течение агрессивного поведения. Совершение большого количества агрессивных действий – особенно милиционерами, солдатами  – является следствием приказов начальства, а вовсе не провокаций жертвы и фрустраций. Такое деструктивное и бездумное повиновение никого не удивляет. В конце концов, за приказами скрывается весомость служебного положения. Более неожиданно, однако, то, что даже лица, не облеченные реальной властью и просто использующие некоторые её внешние атрибуты, зачастую способны заставить других вести себя жестоко и разрушительно.   Хотя  влияние  представителя  власти зачастую велико, оно может встретить противодействие. В частности два фактора кажутся особенно эффективными для уменьшения возможности авторитетного лица

вынуждать подчиненных причинять вред другим. Во- первых, повышение ответственности за свои действия противостоит тенденции подчиняться авторитету. Во-вторых,  эффективным средством против слепого повиновения приказам представителя власти может быть демонстрация примера неподчинения тех людей, которые отказываются повиноваться приказам.      

Очень часто акты агрессии происходят в обстановке, где присутствуют также другие люди, прямо в действии не участвующие. Данный факт наталкивает на интересный вопрос: могут ли эти лица, за счет лишь своего присутствия либо поведения, повлиять на последующую агрессию? Неформальные соображения позволяют предположить, что это именно так. Например, неоднократные «подначки» со стороны третьих лиц, как правило, приводят к усилению агрессивности.      

Вряд  ли нас может удивить, что сторонние  наблюдатели своими прямыми  действиями могут  влиять на ход  агрессии: многие формы поведения   опосредованы социальным давлением.   Менее   очевидны, однако, свидетельства, что эти наблюдатели могут влиять на агрессивное поведение, не предпринимая для этого никаких прямых действий.

В частности, представляется, что наблюдатели зачастую могут воздействовать на осуществление агрессии самим фактом своего присутствия.  Однако было показано, что будет ли наличие публики способствовать появлению агрессии или, напротив, подавлять её, довольно сильно зависит от того, как оцениваются эти люди. Зависимость интенсивности агрессии от присутствия посторонних лиц обусловлена тем, как агрессор оценивает отношение этих лиц к агрессии. Если агрессор ожидает одобрения – агрессия усилится, а если неодобрения – агрессия зачастую может подавляться. Однако, независимо от знака этого эффекта, очевидно, что посторонние могут повлиять на вероятность и силу агрессии как самим фактом присутствия, так и своими явными прямыми

действиями.

4. Гендерные различия в агрессивном поведении

 

Положение о том, что мужчины  в целом агрессивнее женщин, прочно укрепилось в повседневных высказываниях, сводках преступности, а также  в бытовых представлениях о гендерной характеристике - (англ. gender — род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Мужчины как свершители уголовных преступлений значительно превосходят женщин по численности.

Исследования индивидуального  развития показывают, что гендерные различия в агрессивном поведении возникают в раннем возрасте, приблизительно уже с третьего года жизни. И направленность данных различий связана с более высокими уровнями агрессивности у мальчиков. Кроме того, сам ход развития агрессивного поведения у мальчиков и девочек, по- видимому, различается: большая доля девочек начинает   проявлять агрессию в подростковом возрасте, при этом в прошлом они подобного поведения не демонстрировали. Показатели  совершения  девочками

серьезных актов насилия  достигают своего пика раньше, чем  аналогичные показатели у мальчиков. Гендерным различиям в агрессивном поведении соответствует также и тот факт, что мальчики и девочки различаются по степени одобрения агрессии как средства разрешения конфликтов.

Если в целом говорить о различиях между мужчинами  и женщинами в проявлении агрессивного поведения, то имеющиеся данные отдельных  исследований позволяют сделать  совершенно отчетливый вывод: мужчины  демонстрируют в целом более  высокий уровень агрессии, однако различия не столь разительны. Результаты межкультурных исследований также  подтверждают данное заключение.

Однако при более тщательном изучении имеющихся свидетельств возникает  несколько существенных оговорок. Особенно важно, что гендерные различия в проявлении агрессии зависят от того, какой вид

агрессивного поведения  мы изучаем. Как правило, гендерные различия заметнее при замерах физической, а не вербальной агрессии, а т акже при

замерах прямой в сравнении с косвенной агрессией. Более того, сам способ измерения агрессии (оценки сверстников, наблюдения или экспериментально поведение) влияет на величину гендерных различий. Сокращаются ли со временем гендерные различия в агрессии или нет – вопрос спорный. Результаты некоторых обзоров свидетельствуют о том, что более ранними исследованиями, как правило, устанавливались более значительные различия, чем относительно недавними. Отсюда некоторыми было выдвинуто предположение о том, что социализация в порождении гендерных различий имеет большее значение, чем биологические процессы.

Хотя имеются убедительные свидетельства большей агрессивности  мужчин, нельзя сказать, что женская  агрессия – несуществующее явление.  Согласно некоторых данных, девочки, вероятно, чаще демонстрируют непрямые формы агрессии, такие как агрессия в межличностных отношениях (например, исключение кого-либо из круга общения и распространение сплетен). Подобные формы агрессии оказались также более выраженными у

зрелых женщин, чем у  мужчин того же возраста. Выявлено, что  существует распространенность косвенных  видов агрессивного поведения и  у мужчин, однако такое поведение  чаще принимало форму кажущейся  рациональной агрессии. Данная категория  агрессивного поведения включает в  себя такие акты агрессии, под которые  можно подвести рациональную основу (например, пристрастная критика кого-либо, ограничивающая возможности другого  человека высказаться).

Обобщая данные исследований о гендерных различиях в проявлении агрессивности можно выделить следующие моменты:

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение