Аффилиация и выбор партнера общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Аффилиация — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

Содержание

Введение 3
1. Мотивы общения 4
2. Аффилиация и выбор партнера общения 8
Заключение 12
Литература 1

Прикрепленные файлы: 1 файл

1. Аффилиация и выбор партнера общения мой.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

Введение

 

Аффилиация — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса [1, с. 107].

Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчужденность, фрустрация.

Генри Мюррей в 1938 г. описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [4].

В данной работе мы изучим вопрос аффилиации и выбора партнера общения.

 

1. Мотивы общения

 

Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно  нельзя и судить об их наличии у  человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании  косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе [1, с. 104].

Не решен и вопрос о происхождении  потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо  чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.

Лисина М.И. отмечает, что остается открытым и вопрос о специфике потребности в общении — о ее качественном своеобразии и несводимости к любым другим потребностям. На словах ее часто признают, но на практике коммуникативную потребность нередко сводят к другим потребностям — во впечатлениях, в безопасности, в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом или в совокупности всех благ [3, с. 81].

Прежде чем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо коротко остановиться на том, что такое «мотив» вообще.

Как известно, термин «мотив» толкуется  разными психологами весьма неодинаково. В той концепции деятельности, которую мы взяли за основу при  интерпретации общения, понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А. Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» [1, с. 205].

Таким образом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

Но  и ровесник, и взрослый очень сложны и разнообразны. Кроме того, они постоянно изменяются под влиянием различных событий и обстоятельств. В разные периоды детства ребенок способен увидеть в своем партнере лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребенок постигает других людей в их все более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнере, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.

Очень важно учитывать тот факт, что  в процессе общения активны все  участники взаимодействия. Следовательно, если между ребенком и взрослым разворачивается  общение, то не только взрослый оказывается  мотивом социального поведения  ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом — а значит, и мотивом — деятельности общения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один — ребенку, а другой — его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, сталкиваемся с переплетением их встречных мотивов, настолько тесны, что в большинстве случаев разделить их можно только путем сложного анализа. Таким образом, мы вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребенка в партнере, но и о том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребность во впечатлениях,

2) потребность в активной деятельности,

3) потребность в признании и  поддержке. 

Общение с взрослым составляет лишь часть  более широкого взаимодействия ребенка  и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют  работы многих исследователей.

После появления на свет ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно  ловя лучи света, напряженно прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом, чем сложнее и необычнее (т. е. информативнее) объект, тем больше он приковывает внимание, тем дольше к нему интерес ребенка. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается и возрастает [2, с. 12].

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной  деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка  все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих.

Ильин Е.П. говорит о том, что  вопрос об истоках общения до сих  пор остается дискуссионным. Дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка [1, с. 107].

Большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, А. Г. Ковалев, А. В. Петровский) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская), в безопасности (А. Пейпер), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу) и др.

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию  мотивов общения, в основе которой  по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности — один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

Более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит об иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно - потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

  1. в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
  2. в принадлежности к социальной общности;
  3. в сопереживании и сочувствии;
  4. в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
  5. в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
  6. в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
  7. в постоянном обмене опытом, знаниями;
  8. в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
  9. в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

2. Аффилиация и выбор партнера  общения

 

Центральным моментом в мотивации  общения является выбор постоянного  или ситуативного партнера по общению.

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих  интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения, а, следовательно, и устойчивость мотива общения, по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что  врожденные качества в совместимых  парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или  иным человеком в большей степени  связано с его негативным поведением (недисциплинированностью, агрессивностью, и неопрятностью) – в младших классах, с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью) – у подростков.

Мотивы общения подростков с  родителями изучены С.В.Белохвостовой. Наиболее значимым мотивом общения  подростков с мамами (80%) является желание  поделиться своим настроением, передать свои переживания. В общении с папами этот мотив отмечен только у 19 % подростков. Вторым по значимости (74%) мотивом общения с мамами является необходимость регуляции с их стороны действий и поступков подростков. Подростки ориентированы на регулятивное общение с мамами в большей степени, чем с папами. В общении с последними этот мотив отмечен только в 24% случаев.

В общении с папами наиболее значимым оказался мотив «хочу узнать как  можно больше нового и интересного» (84% ответов). В общении с мамами этот мотив отмечен у 58% опрошенных подростков.  

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в  связи с чем говорят об экстравертах и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой, однозначная связь между стремлением к общению и экстра- и интровертностью не выявляется.

По ее же данным, стремление к общению  подростков связано с уровнем  притязаний. У лиц с адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, улице не адекватным уровнем — либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.

Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова выделяет две тенденции — надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным).

Информация о работе Аффилиация и выбор партнера общения