История предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Торгово-промышленная политика государства в XIX-начале XX вв.……..4
2. Иностранное предпринимательство в XIX-начале XX вв.………………….8
3. Налоговая политика в XIX-начале XX вв.…………………………………..14
4. Организационные формы предпринимательства в XIX-начале XX вв.…...22
5. Законодательное регулирование предпринимательской
деятельности в XIX-начале XX вв.……………………………………………...25
6. Социальный облик российских предпринимателей в XIX-начале
XX вв.……………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...33

Прикрепленные файлы: 1 файл

история предпринимательства.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

 

5. Законодательное  регулирование предпринимательской 

деятельности в XIX-начале XX вв.

В экономическом обороте  дореволюционной России, построенном  на началах свободной конкуренции, цена товара определялась всецело отношением спроса и предложения. Как указывалось исследователями, все большая масса видов товара, выбрасываемых ежедневно на рынок, быстрая смена условий производства и обращения делали все менее возможным определение цен административной или законодательной властью. Вместе с тем, из общего принципа свободы на установленные цены законодательство допускало некоторые исключения. Эти исключения диктовались «резко выступающим общественным интересом».

Регулируемые законодательством  цены назывались таксами. В русском  праве существовали следующие виды такс:

а) на лекарственные вещества. Их применение было предусмотрено ст. 541–550 Устава Врачебного;

б) на печеный хлеб и мясо, если признано будет городским общественным управлением, с утверждения губернатора, необходимым установить на эти предметы определенные цены. Такое правило содержалось в ст. 127–129 Устава об обеспечении народного продовольствия;

в) на перевозку по железной дороге. Цены на данный вид услуг, именуемые тарифами, устанавливались в соответствии со ст. 69 Общего устава российских железных дорог.

Как указывалось в  комментариях ученых, хотя цены на предметы устанавливаются по экономическим законам, однако «случаются неестественные движения цен, как бы возмущения в экономическом быту, которые правительство обязано предупреждать, устранять».

В литературе излагаются различные причины прямого ценового регулирования, осуществлявшегося в России начала XX-го века. Так, говорилось, что продавцы какого-либо продукта, особенно когда потребность в этом продукте чрезвычайно ощутительна, как потребность в хлебе и мясе, могут принудить потребителей к платежу чрезмерно высоких цен, и множество потребителей потерпит убыток и даже вред.

Такса на указанные товары и услуги устанавливалась исходя из их рыночной цены, а не произвольно. При этом в расчет принималась средняя рыночная цена, а не цена, характерная для определенного временного промежутка.

Применявшийся способ ценового регулирования можно охарактеризовать следующим образом. Такса устанавливалась как максимально допустимая цена. Поэтому установленная такса не могла препятствовать продавцу отступить от нее в пользу покупателя, то есть в сторону уменьшения. В качестве нарушения рассматривалось отступление от таксы в ущерб покупателю.

Таким образом, на рубеже XIX–XX веков в русском праве  последовательно претворялся принцип свободного рыночного ценообразования. Государство оставляло за собой право устанавливать таксы на весьма узкий перечень товаров (услуг), исходя из защиты публичных интересов.

Государственная ценовая  политика коренным образом изменилась после революции 1917 года и перехода к построению социализма

 

6. Социальный  облик российских предпринимателей  в XIX-начале 
XX вв.

Социальная история  капитализма характеризуется классовой  борьбой: капиталисты (предприниматели) стремились к максимизации прибыли, в том числе за счет ущемления прав и интересов рабочих, рабочие же, напротив, боролись за собственное благополучие, что не могло не вызывать конфликтных ситуаций с капиталистами.

Обострение этого противоречия вело к разным формам социального протеста со стороны пролетариата: стачкам, забастовкам и др. Требования рабочих, выдвигаемые в ходе протестных акций, были весьма различны: увеличение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня и т.п., предъявлялись и требования политического характера, в том числе – равноправие в доступности культурных ценностей. По этому поводу костромские рабочие в 1905 году высказывались следующим образом: «Образование нужно рабочему для повышения его заработка и для защиты его социальных и политических интересов. Более развитый рабочий удачнее приспособляется к условиям труда, лучше разбирается в свойствах орудия, которым работает, и, следовательно, больше зарабатывает …».

Еще в пореформенной  России начала складываться своеобразная ситуация: возрастание политической сознательности и политической активности рабочих вело к выдвижению все большего количества лозунгов, связанных своим содержанием с требованиями предоставления соответствующих прав и возможностей в сфере культуры, просвещения и образования.

Большая часть российских предпринимателей либо отказывалось удовлетворять подобные требования, либо ограничивались некоторыми послаблениями или уступками. Вместе с тем, часть из них во 2-й половине XIX – начале ХХ веков, не дожидаясь всплеска социальных катаклизмов, проводила различные мероприятия по просвещению и повышению культурного уровня рабочих: открывали народные школы, библиотеки, читальни, клубы и т.п. Подъем такого рода деятельности предпринимателей приходится на рубеж XIX – ХХ веков, что связано с вполне объективным фактором – промышленная модернизация России шла интенсивными темпами, и верхушка предпринимательского корпуса уже имела достаточно свободных финансовых средств, чтобы вкладывать их не только в расширение производства, но и (пользуясь современной терминологией) в социальную сферу.

Мотивация такой деятельности предпринимателей была весьма разнородной, но было в ней и нечто общее – православная основа. Известный исследователь московского купечества П.А. Бурышкин справедливо отмечал: «Самое отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели … не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою».

Наибольшую активность в сфере социальной благотворительности, частью которой являлась культурно-просветительская деятельность, проявляли предприниматели из старообрядческих семей. Старообрядческих традиций придерживались и Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков и многие, многие другие крупнейшие предприниматели 2-й половины XIX – начала ХХ веков.

Примеров подобной социальной и культурно-просветительской благотворительности известно достаточно много. Однако, в этой связи хотелось бы упомянуть ряд предпринимателей, имеющих непосредственное отношение к Верхнему Поволжью и Костромской губернии.

Одними из наиболее известных  благотворителей были братья Павел  Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, которые являлись владельцами Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Достаточно вспомнить широко известный факт, что по воле П.М. Третьякова Москве была завещана картинная галерея (сейчас – Третьяковская галерея).

Не менее известна благотворительная деятельность крупного общественного деятеля, предпринимателя и ученого середины и второй половины XIX века - Федора Васильевича Чижова (1811-1877), родившегося в Чухломском уезде Костромской губернии. Все свои средства (свыше 6 миллионов рублей) он завещал на строительство нескольких профессиональных технических училищ и родильного дома, причем ни где нибудь, а именно в Костромской губернии, что объяснял тем, что именно Кострома дала ему нравственное воспитание, которое помогало во всей его жизни.

Нельзя не упомянуть  и деятельность такого известного предпринимателя и книгоиздателя, как Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), который был связан своим рождением с Костромским краем. Именно он одним из первых в России выработал концепцию книги для «читателя из народа». Сытин, подвергая критике «теорию особой литературы для народа», полагал, что: «Никакой отдельной литературы для народа создать нельзя, да и не нужно, первоклассные писатели всех наций для народа доступны … Народ нуждается в доступных по цене книгах классиков: Пушкина, Гоголя, Тургенева и т.д.». Вся его жизнь была направлена на реализацию этой цели.

Благотворительно-просветительская деятельность осуществляли во 2-й половине XIX – начале ХХ вв. представители  династии Красильщиковых, Бурылиных, Гандуриных, Коноваловых, Малышевых и т.д.

Многие предприниматели  финансировали строительство и содержание богаделен, ночлежек, социальных приютов и яслей, бесплатных столовых, чайных, читален, школ и общедоступных библиотек.

После отмены крепостного  права в 1861 году и в последующий  период начинает усиливаться внимание правительства и предпринимателей к школьному делу.

Вместе с тем, нельзя утверждать, что этот процесс приобрел широкий масштаб. Так, по состоянию  на 1900 год в Костромской губернии школы для рабочих имелись  на 27 предприятиях из общего числа 245 (в  сравнении – во Владимирской на 36 из 537, в Ярославской на 9 из 284).

Школы при предприятиях были ориентированы, прежде всего, на обучение взрослых рабочих. Лишь после событий первой русской революции 1905-1907 годов начинает прослеживаться тенденция увеличения общего числа обучаемых в них детей и подростков. Определенная смена образовательной тенденции во многом определялась тем, что предприниматели уже на ранних возрастных этапах предполагали наладить контроль за формированием мировоззрения рабочих, стремились усилить их профориентированность и, тем самым, закрепить за производством.

Об этом свидетельствует  и школьная программа того времени. Как правило, обучение проводилось  на двухгодичной основе по следующим  дисциплинам: «Родиноведение», «Народоведение», «Естествознание», «Литература», «Арифметика», «Закон Божий», «Письмо». Важно отметить, что в течение года изучался такой предмет, как «Машины и условия производственной работы». Названный подход позволял рабочему быстро включаться в технологию освоения современного производства и уже на первом году (из двух) получать необходимый для этого образовательный минимум. Известный костромской фабрикант М.М. Красильщиков, открывший на свои средства 10 школ со всем необходимых учебным оборудованием, как-то заметил: «Только значительная систематическая подготовка поможет ученикам-рабочим … усвоить себе те общие законы природы, на коих зиждется здание специальных наук, которые в толковых и умело направленных руках способствуют усовершенствованию производства, увеличению продуктивности труда, улучшению материального положения рабочих, а, следовательно, содействуют общему прогрессу промышленности страны».

На рубеже XIX-XX веков  становятся серьезной культурной силой  библиотеки. Число публичных и общедоступных библиотек (народных, фабричных и др.) постоянно возрастает. Многие из них открываются по инициативе и при поддержке предпринимателей, понимавших необходимость и значимость этих социальных институтов. Один из кандидатов на должность директора Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры В.А. Шевалдышев отмечал в одной из своих публицистических статей: «Библиотеки – важнейшее средство содействия регулированию отношений между хозяевами предприятий и рабочими». О размахе такого рода инициативы свидетельствует тот факт, что к 1909 году общее число таких библиотек в одной только Костромской губернии достигло 283 единиц.

Строительство общедоступных  библиотек, открытие клубов, организация народных чтений не только повышали общий культурный уровень рабочих, скрашивали их досуг, но решали и еще одну стратегическую задачу – отвлекало их от такой пагубной привычки, как пьянство, что не могло не отражаться на производительности и дисциплине труда.

Такие культурно-благотворительные  и просветительские меры фабрикантов снижали общий социальный накал, в том числе за счет социальной дифференциации в среде рабочего класса (требования передовых рабочих и деклассированного люмпен-пролетариата, как правило, были различны). Повышение культурного и образовательного уровня рабочих в совокупности с модернизацией производства, вело к росту товарооборота и, тем самым, к росту предпринимательской прибыли.

Таким образом, на рубеже XIX-ХХ веков наиболее прогрессивно настроенные предприниматели через культурно-просветительскую и благотворительную деятельность решали, в том числе и сугубо классовые проблемы. Культурно-просветительская деятельность выступала своеобразным инструментом влияния на рабочий класс. Забота о просвещении рабочих сопутствовала стремлению к сохранению стабильности деятельности промышленных предприятий.

 

 

 

 

 

 

Заключение

История российского  предпринимательства охватывает более  тысячи лет. Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской  государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

Особый этап развития российского предпринимательства  приходится на конец 19-20 вв. он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблюдается подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельскохозяйственных продуктов и т.д.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Наблюдается гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце 19 - начале 20 века составляла 15-20% национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Ускоренными темпами механизировалось производство. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России.

Информация о работе История предпринимательства