Тоталитарные политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть и изучить тоталитарные политические режимы. Поставленная цель, определяет ряд задач, которые необходимо решить в ходе работы:
1. Изучить основные аспекты понятия тоталитарного режима и его характеристики и разновидности;
2. Охарактеризовать структуру политических институтов, механизма государственной власти и специфики политической культуры в тоталитарных политических режимах.
Структурно работа состоит из введения, двух теоретико – ориентированных глав, заключения и списка использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тоталитарный режим 20 века - т.Социология..doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

2. Вера в неизменный  мир. Все элементы общественной  жизни — лидеры, институты, структуры,  нормы, стили — воспринимаются  как застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут импортированы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, открытия засекречиваются. Паспортная система привязывает людей к одному месту жительства, а трудовое законодательство — к одному рабочему месту. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам.

3. Вера в справедливый  мир. Царство справедливости осуществляется  в каждом тоталитарном режиме. Коммунизма еще нет — построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела.

4. Вера в чудесные  свойства мира. В ней проявляется  оторванность тоталитарного сознания  от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в  создании культа техники. Чудесам  прогресса придавались магические  свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса.

Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был  не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории6.

Пассивная оппозиция  большинства населения и яростное сопротивление бывших имущих классов  не могли не привести на каком-то этапе к возобладанию политического и духовного тоталитаризма, к разгулу террора. Вполне естественно, что в условиях преобладания крестьянского населения в стране по нему и пришелся основной удар. В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.

Второй этап тоталитаризма  характеризуется тем, что он уже сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах.

Бюрократизация всех форм управления обществом происходит следующим образом. В условиях полностью огосударствленной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полнотой власти у него нет и не может быть политических конкурентов, в обществе не складываются и механизмы сдержек и противовесов. Государственно-партийный аппарат не может не обюрократиться в таких условиях.

В ходе третьего этапа  окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти  в которую было не просто, но «выпасть»  из нее можно было лишь за особо  одиозные прегрешения. Границы между  разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.

В области политической возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер.

Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства7.

Процесс становления  и утверждения тоталитаризма  также предполагает и насильственную «организацию» общественной жизни  на принципах «чрезвычайного положения», что неизбежно сопровождается милитаризацией. В нашей стране дополнительные возможности этому процессу предоставлялись и самим принципом организации политической власти — концентрацией всех ее ветвей — законодательной, исполнительной и судебной — в руках одного субъекта, Совета. Номинальная реализация лозунга «Вся власть Советам» закономерно привела к концентрации ее в руках исполнительного комитета. В силу сложившейся однопартийной системы произошло слияние исполнительного комитета с аппаратом правящей Коммунистической партии, что предельно политизировало исполнительную власть.

В нашей стране отмена частной собственности означала сосредоточение собственности в  руках узкой группы людей, стоящих  у власти. Коллективно партия владеет  всем, потому что она всем управляет  и распоряжается продуктами так, как считает нужным. В годы после революции она смогла занять господствующее положение почти беспрепятственно, так как процесс шел под флагом национализации. Считалось, что если класс капиталистов лишить собственности, то наступит социализм. Однако В. И. Ленин намного глубже, чем его соратники, понимал, что социализм невозможно строить в условиях тоталитарной системы, как и нельзя «железной рукой загнать человечество в счастье».

Вынужденный переход  к нэпу свидетельствовал о признании  неготовности России быстро построить социализм и достичь этой цели одним скачком. Однако нэп оказался недолговечен. Развитие товарно-денежных отношений и связанная с ним демократизация общества начали понемногу лишать власть ореола святости и подтачивать таким образом основы тоталитаризма. Уже к началу 30-х годов побеждает курс на реанимацию «военного коммунизма». В области экономики это означало победу идеи единого экономического уклада. Личность в стране полностью утратила экономическую свободу и на всю жизнь попала в зависимость от государства, олицетворявшегося в лице партийно-бюрократического аппарата. Восторжествовала политика материальной уравниловки.

Третий этап тоталитаризма  в области экономики характеризуется  достижением высшей степени насилия, и общество начинает закосневать и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая взаимозависимость стран ведут к тому, что стагнация практически сразу начинает рассматриваться как деградация. Но власти, которые объявили нашу страну «маяком всего человечества», были не в силах смириться с ситуацией экономической «гонки без развития» с упором на чисто количественные показатели, что фактически отбрасывало страну еще дальше от передовых стран8.

1.3 Разновидности тоталитарных режимов

 

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма  представлена двумя формами - итальянским  фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере. Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг9.

Левой разновидностью тоталитаризма  был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий10.

Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого  будущего», который воплощал вековую  мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства.

Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.

2. Характеристика структуры политических институтов, механизма государственной власти и специфики политической культуры в тоталитарных политических режимах

2.1 Структура политических институтов и механизма государственной власти в тоталитарных политических системах

 

Политические  институты:

  1. представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом;
  2. включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления.

Структура  политической  системы  может дифференцироваться, следуя принципу политической  стратификации, т. е. порядку, согласно которому те или иные группы принимают реальное участие в  отправлении власти. Политические  элиты непосредственно принимают политические  решения; бюрократия призвана выполнять решения элиты; граждане формируют институты  представительной власти.

Возможность использования различных оснований для структурирования элементов политической системы отражает иерархический характер ее составляющих,  которые сами организованы по системному принципу11. Следовательно, политическая  система  состоит из подсистем, взаимодействие которых образует политическую  целостность.

1. Основным элементом политической  системы  является институциональная подсистема, т. е. совокупность институтов  ( государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и  представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и  частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов выступает государство. Максимально концентрируя в  своих руках власть  и  ресурсы, государство распределяет ценности и  побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в  институциональную подсистему входят как политические  (партии, группы давления, клиентелы), так и  неполитические, но имеющие значительные возможности влияния на власть  и  общество организации - средства массовой информации, церковь.

2. Институты  власти  и  влияния выполняют свои роли на основе различных норм ( политических, правовых, нравственных и  т. д.). Вся совокупность норм, регулирующих политические  отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические  взаимодействия.

3. Следуя этим формализованным и  неформализованным правилам, политические  субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликте, их интенсивность и  направленность составляют коммуникативную подсистему. Система  коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в  диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

4. Политические  взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты  политического  поведения, политическая  ментальность составляют культурную подсистему. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических  институтов. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующая в  обществе религия, которая определяет модели взаимодействия и  индивидуального поведения.

5. Желаемые модели  общества, отраженные в  системе  культурных ценностей  и  идеалов, определяют совокупность способов и  методов реализации власти. Данная совокупность политических  технологий составляет функциональную подсистему. преобладание методов принуждения или согласия в  реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти  и  гражданского общества, способы его интеграции и  достижения целостности.

Информация о работе Тоталитарные политические режимы