СССР и Россия со второй половины 1980-х гг. - до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

1. Перестройка. Провал попыток обновления социализма
2. Современная Россия: основные направления внутренней и внешней политики

Прикрепленные файлы: 1 файл

16. СССР и Россия со второй половины 1980- гг. до наших дней.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Тема 16. СССР и Россия со второй половины 1980-х гг. - до наших дней

 

                                       План:

  1. Перестройка. Провал попыток обновления социализма
  2. Современная Россия: основные направления внутренней и внешней политики

 

  1. Перестройка. Провал попыток обновления социализма

       Предыстория перестройки

       После смерти Л.И.Брежнева во главе партии и государства встал Ю.В.Андропов. В одном из первых выступлений Ю.В.Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Из состава ЦК КПСС были выведены многие наиболее одиозные фигуры, в частности, Н.А.Щелоков – министр внутренних дел СССР,  С.Ф.Щелоков - первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Ю.В. Андропов выступал с позиции обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Ю.В.Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. Лейтмотивом изменений и умеренных реформаций стал девиз: “Так жить нельзя!”. Это было, пожалуй, главное, что удалось добиться преемнику Л.И.Брежнева за пятнадцать месяцев руководства страной.

       В феврале 1984 г. Ю.В.Андропов умер. Главой КПСС, а  затем и государства стал К.У.Черненко  – человек старый и больной, он большую часть времени проводил  на лечении или отдыхе. Не смотря  на то, что в целом продолжался курс Ю.В.Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление К.У.Черненко  не замедлило, а, наоборот, ускорило ее агонию и крах. Именно при К.У.Черненко  окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политические очки М.С.Горбачев, бывший при К.У.Черненко вторым человеком в партии.

       19 марта 1985 г. К.У.Черненко  умер. Менее чем через сутки  Пленум ЦК КПСС избрал новым и последним Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева.

 

       Стратегия ускорения

        В апреле 1985 г. на Пленуме ЦКПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны.

       Главные рычаги  ускорения:

       - научно-технический  прогресс;

       - технико-технологическое перевооружение машиностроения;

       - активизация  “человеческого фактора”

       В сентябре 1985 г. М.С. Горбачев, не дожидаясь технической революции на производстве, призвал шире использовать скрытые резервы, к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного  режима работы; укрепление трудовой дисциплины: использование предложений рационализаторов; повышение качества продукции; развитие социалистического соревнования.

       В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только всеобщую трезвость, но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве. Для контроля качества продукции была введена новая контролирующая инстанция – госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество от этого радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические факторы, а, как и прежде, на энтузиазм работников, успеха не принесла.

       В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1985 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии.

      Уже спустя год  после провозглашения курса на  ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки программы экономической реформы.

      

       Экономическая реформа 1987 г.

       К разработке  реформы М.С.Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за серьезные преобразования в экономике – Л.Абалкина, А.Заславскую, А.Аганбегяна, П.Бунича. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший серьезные изменения:

       - расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и финансирования;

       - постепенное  возрождение частного сектора через кооперацию;

       - отказ от монополии  внешней торговли;

       - более глубокая  интеграция в мировой рынок;

       - сокращение числа отраслевых министерств и ведомств;

       - признание равенства  на селе новых пяти форм  хозяйств – агрокомбинатов, арендных  кооперативов и фермерских хозяйств  с колхозами и совхозами

       Этот документ  был принят летом 1987года. Тогда же был принят ключевой документ реформы – “Закон о государственном предприятии”, согласно которому предусмотренное реформой расширение прав предприятий вступало в силу с 1 января 1989 года. Закон, однако, предусматривал выполнение производителями государственного заказа. Лишь после этого они право на самостоятельную хозяйственную деятельность. Воспользовавшись этим положением, аппарат отраслевых министерств, установил государственный заказ практически на всю выпускаемую продукцию, сократив до минимума возможную самостоятельность предприятий. Кроме того  централизованным оставалось снабжение предприятий материальными ресурсами, а значит и зависимость от центральных органов управления. Не изменилась и  система ценообразования, в основе которой лежали государственные дотации и  соответствующий государственный контроль. Причем хозяйственный аппарат, не смотря на все свои реорганизации, начал атаку на те начинания, которые сам же и тормозил. Главным аргументом против перемен в экономике был тезис о “неэффективности реформы”.

       Однако, не смотря на то, что реальных сдвигов государственном секторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирование частного сектора в экономике.   Частный сектор экономики СССР к 1991 г. был представлен  30 видами деятельности по производству товаров и услуг. 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и 1 млн. человек вели индивидуальную трудовую деятельность. Хотя одновременно это вело и к легализации “теневой экономики”, не последнее место в которой занимали представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве еще до перестройки. По самым скромным оценкам, частный сектор “отмывал” до девяноста миллиардов рублей (в ценах до 1 января 1992 г.).      

 

       Второй этап экономической реформы

       По мере неудач в реформировании государственного сектора М.С.Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. В этом он встречал ожесточенное сопротивление консервативных кругов в руководстве КПСС, его все более открыто обвиняли в предательстве дела социализма, в реставрации капитализма. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление “О регулируемой рыночной экономике”, а затем и конкретные законы. В них формулировалась  программа перехода к рынку:

       - перевод промышленных предприятий на аренду;

       - постепенная  демонополизация;

       - децентрализация;

       - разгосударствление  собственности;

       - создание акционерных обществ;

       - создание частного  предпринимательства

       Однако реализация  большинства из перечисленных  мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий  на аренду растягивался до 1995 г. М.С.Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Около 40 млн. советских людей находились за чертой бедности. Этим объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это не только о непоследовательности и половинчатости начинаний М.С Горбачева в экономике, но и вело к дисбалансу между различными ее секторами, углублению экономического кризиса. Этому способствовало и активное сопротивление бюрократического аппарата на местах, опасавшегося за свое существование в новых условиях.

       С большим опозданием  М.С.Горбачев приступил и к  реформированию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый  характер. Так и не решившись  на передачу земли в частную собственность, М.С.Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Предполагалось заключение крестьянами или фермерами договора на 50 лет, право полного распоряжения полученной продукцией. Однако за колхозами сохранялись права наделения арендаторов землей, определения площади земельных участков и скота. Колхозы, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурентов. В результате к лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота.

       Таким образом, ни одна из реформ, начатых  в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до  логического завершения и не  дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение  в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение, чего не было с 1947 года. Резко усилились инфляционные процессы. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей. Золотой запас СССР сократился в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил в 1991 г.  240 тонн. Летом 1991 г. начались массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением.

      Требовались радикальные и быстрые реформы. Однако, власть на них так и не пошла.

 

       Гласность и “революция умов”  

        Если в экономики реформы начались с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала политика гласности. Большая открытость в деятельности руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Однако сам термин “гласность” прозвучал в выступлении М.С.Горбачева на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. Он появился лишь тогда, когда реформаторам понадобилось в условиях нарастания перемен активнее опереться на общественное мнение. Гласность замышлялась изначально не более чем обновление скомпроментированной официальной идеологии. Это движение шло поначалу под девизом “больше демократии – больше социализма”. Гласность не означала свободу слова, это была полу свобода слова, разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству и лишь в тех пределах, которые оно допускало. Критика сталинизма, как и в период правления Н.С.Хрущева, использовалась не столько для продвижения реформы  вперед, сколько с оппонентами в руководстве КПСС. Не удивительно, что главный идеолог партии Е.К.Лигачев рассматривал попытки объективного прочтения истории на страницах печати, как кампанию очернительства. Лидеры КПСС были обеспокоены в большей степени тем, что критика сталинизма неизбежно вела к осуждению самой системы, сохранившейся со сталинских времен. Тем не менее, остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.

       Естественно критика  сталинизма и борьба против  его последствий не оставило  равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете “Советская Россия” было помещено обширное письмо преподавательницы из Ленинграда Н.Андреевой под заголовком “Не могу поступаться принципами”. В нем открыто осуждалось заимствованной на Западе антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации истории социалистического строительства. Н.Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм. На следующий день после этой статьи секретарь ЦК КПСС Е.К.Лигачев (М.С.Горбачев был в это время за границей) объявил ее “образцом большевистской принципиальности”. Этой оценки оказалась достаточной, чтобы вся местная пресса перепечатала статью Н.Андреевой. Вплоть до опубликованной через месяц в газете “Правда” ответной статьи ( означавшей по тем временам отражение официальной точки зрения ЦК) ни в одной газете не появилось критики не только в адрес Н.Андреевой, но и в адрес Сталина и созданной им системы. Статья в газете “Правда” содержала резкую и предметную критику сталинизма и характеризовала апологетов Сталина как прямую оппозицию курсу партии на перестройку. После этого в печати вновь поднялась волна критика тоталитарной системы, возобновилась дискуссия о путях развития советского общества. Однако, выступление Н.Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой достаточно весомую социальную основу. Общество оказалось неподготовленным к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, даже надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытии правды, новая неправда была бы в этой ситуации лучше.

      Значение политики гласности:

       -  были обнажены противоречия в обществе;

       - произошло столкновение интересов различных политических, национальных, религиозных течений;

       -  людям открылись  гуманистические ценности, неведомый  дотоле Запад с его образом  жизни.  

      -   определила необратимый характер перемен.

     

 

       Реформа политической системы

      В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС впервые принял меры, способствующие развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей; открытое голосование в ряде случаев заменялось тайным;  вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Однако, широкого распространения эти нововведения так и не получили.

Информация о работе СССР и Россия со второй половины 1980-х гг. - до наших дней