Электронное правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:20, реферат

Краткое описание

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки[1].

Прикрепленные файлы: 1 файл

Эл. прав..docx

— 200.05 Кб (Скачать документ)

Термин «электронного  правительства» впервые был замечен  в научных работах и в документах государственных органов. От туда он распространился в СМИ, а затем  стал использоваться в законодательстве и в текстах нормативно-правовых документов. С 1999 года упоминание об электронном  правительстве стало регулярно  встречаться в ведущих газетах  США. За относительным всплеском в 2000- 2003 годах (сильно уступающим, однако, количеству научных публикаций) последовало резкое падение интереса к данной проблеме.  Похожую картину можно наблюдать и в российской прессе, об этом свидетельствуют данные, собранные автором по публикациям четырех ведущих российских газет: «Российская газета», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и «Независимая газета». По сравнению с США, в России всплеск интереса в СМИ начался с запозданием на 1,5- 2 года, однако пик оказался выше, и кратковременное падение интереса в 2004-2005 годах сменилось новым периодом роста. Причем Российские журналисты сегодня намного чаще используют понятие электронное правительство, чем их американские коллеги.

В научной среде  термин электронное правительство  возник как реакция на осознанную важность исследования потенциала использования  ИКТ технологий для решения задач  государственного управления. С момента внедрения данного термина в научный лексикон его определения строятся специалистами по разным принципам. Одни авторы предпочитают описательные определения, т.е. какие именно преобразования происходят в обществе и отдельных его структурах благодаря внедрению электронного правительства. Другие избирают прикладной аспект электронного правительства, и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание сугубо на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. Существуют также экономические определения, ориентированные на концепцию менеджмента качества и максимальную эффективность управления государством. Каждый подход отображает отдельный аспект функционирования электронного правительства. Тем не менее, ошибочным представляется не принимать во внимание и опускать их частности. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые варианты понимания термина электронное правительство, сложившиеся в российской политической науке. Трактовки приведены в хронологическом порядке, т.е. в том, в котором они возникали и постепенно вытесняли друг друга.

В 2000-м году на конференции  департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ В.Е. Иванов предложил определять электронное  правительство как государство  в сети  (наличие порталов государственных органов). Видно, что на государственном уровне к концу 2000 года еще не было четкого представления о содержании российской программы «электронного правительства». Соответственно, содержание самого понятия было размытым, а основной упор делался на оказание информационно-справочных услуг населению.

В 2001 году И.А. Семенов  анализируя государственные программы  различных стран в области  ИКТ, подчеркнул, что под программой электронного правительства США  понимается внутренняя (правительственная) и внешняя (взаимодействующая с  гражданами и организациями) сетевая  информационно-коммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе». В это же время М.С. Вершинин предложил понимать под электронным правительством «систему интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи интернет», охарактеризовав данное понятие как новую модель государственного управления, преобразующую отношения государства с гражданским обществом на основе ИКТ.

В 2002 году в работах  ряда ученых можно было встретить  несколько трактовок электронного правительства. Так, В.И. Дрожжинов и  И.Р. Агамирзян подчеркивали, что  это только метафора, которая означает информационное взаимодействие органов  государственной власти и общества с использованием ИКТ. Употребление данного термина лишь придает значимость процессу оптимизации государственного управления на основе новых интернет технологий, привлекает к этой проблеме общественное внимание, а, следовательно, и существенное финансирование. При этом нет оснований говорить о приобретении государством каких-либо принципиально новых качеств. В целом в 2002-м году понятие электронного правительства ассоциировалось с созданием сети интернет-порталов органов государственной власти и оказанием услуг гражданам и организациям. Все это свидетельствует о том, что к моменту начала разработки и утверждения программы «Электронная Россия 2002-2010» в научной среде еще не сложилось единого представления о содержании термина  электронного правительства.

В 2003-м году Л.В. Сморгунов, предпринял попытку выделить «узкое»  и «широкое» понимание электронного правительства, а также указал на существование «умеренной» и  «радикальной» школ в его интерпретации. В «умеренной» школе электронное  правительство отражает совершенствование  деятельности государственного управления посредством ис пользования новых информационных технологий, что позво ляет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению. В «радикальной» оно выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего ком плекса отношений государственного управления с обществом. При этом А.Н. Кулик охарактеризовал электронное правительство как важный элемент электронной  демократии. Одновременно С.В. Бондаренко подчеркнул, что термин электронное правительство, в определенной мере искажает сущность описываемых им процессов, т.к. правительство всего лишь одна из трех ветвей государственной власти, и в этом отношении две другие ветви – как бы остаются в стороне.

Обсуждение этих вопросов было продолжено в 2004 году. В  частности М.Ю. Павлютенкова и А.А. Сваруп утверждали, что «только в  узком смысле электронное правительство  можно рассматривать как концепцию  государственного управления, характерную  для информационного общества. Она  базируется на возможностях ИКТ и  ценностях открытого гражданского общества, характеризуется направленностью  на потребности граждан,  экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. По сути, это новая модель государственного управления, явившаяся результатом преобразования традиционных отношений граждан и власти».

В 2005-2006 годах российские специалисты, исходя из накопленного практического  опыта, предложили рассматривать электронное  правительство, как систему меж  организационных отношений, включающую политическую координацию, внедрение  политических решений и предоставление публичных услуг. А.В. Чугунов подчеркнул, что «ядром концепции электронного правительства является переход  от ведомственного подхода деятельности органов власти и управления к  ориентации на нужды и задачи граждан  и хозяйствующих субъектов» (клиент ориентированный подход).

В 2007-2008 годах электронное  правительство рассматривается  с точки зрения влияния на него социальных сетей web 2.0, а также взаимосвязи  его с другими понятиями, такими как «электронное управление», «электронная администрация» и т.д.  Новые определения еще не сконструированы, поскольку данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

По итогам анализа  отечественных публикаций,  выпущенных почти на протяжении десяти лет, можно выделить несколько характерных трактовок понятия электронного правительства, различающихся по степени зрелости и широты подхода, а именно:

- Оказание услуг  организациям и населению с  использованием ИКТ, в том числе  через создание сайтов государственных  органов. 
- Внедрение ИКТ во всех сферах государственной деятельности, включая взаимодействие государственных органов между собой, с организациями и гражданами для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним. 
- Наконец, под электронным правительством понимается трансформация государственного управления, причем ИКТ являются одним из основных катализаторов преобразований государственного сектора.

Представленные  выше определения, наглядно показывают, как по мере реального внедрения  концепции электронного правительства  в жизнь, данное понятие эволюционировало и углублялось. Оно прошло путь от «просто интернет-порталов» органов власти до концепции глобального преобразования всей системы государственного управления. Усложнение понятия привело к тому, что специалисты начали находить в нем определенные внутренние противоречия, нестыковки сформулированных ранее теоретических положений с реальным осуществлением программ электронного правительства в различных странах мира.

Если обратиться к западным определениям понятия  электронного правительства,  то, например,  в  США и Великобритании исследователи понимают под e-government концепцию, направленную на повышение эффективности государства в целом. Данный подход предполагает трансформацию всего комплекса отношений государственного сектора с обществом.

Согласно трактовке  Комитета по публичному менеджменту  ОЭСР, современные административные реформы связаны с переходом  от присущего новому государственному менеджменту инструментализму к  системным подходам, нацеленным на восстановление или более полный учет политических и моральных аспектов администрирования. Электронное правительство в этом аспекте рассматривается не только как средство решения политико-административных целей, но и как важный стимул их развития. В определении ОЭСР электронное правительство (или e-government project) означает использование ИКТ как инструмента для достижения лучшего правления. Его основная цель – с помощью технологий трансформировать структуры, операции и культуру управления. При этом подчеркивается, что электронное правительство обладает потенциалом для того, чтобы стать главным инструментом адаптации практики «хорошего управления». Акцент делается не на технической или технологической стороне вопроса, а на том, как новые ИКТ изменяют публичное управление, его внутреннюю структуру и отношения с обществом. Дж. Нерон справедливо замечает по этому поводу: «технология всегда инструментальна и не имеет независимого существования вне связи с социальными институтами, которые ее обновляют и используют».

На многогранность понятия «электронного правительства» указывается в отчете ООН «Электронное правительство на перепутье». В документе говориться о том, что внедрение e-government не означает, что компьютеры в перспективе заменят государственных служащих. Напротив, деятельность государственных органов должна опираться на мощную, эффективную и безопасную электронную систему, внедрение которой повысит эффективность их работы, расширит возможности граждан и, в конечном счете, будет стимулировать экономику и развивать общественные отношения. Так внедрение электронного правительства ставится в центр  современных реформ административно-политической сферы, поскольку оно связано с решением конкретных проблем, существующих сегодня в практике публичного управления. Это связь выражается в том, что электронное правительство, во-первых, служит инструментом реформы, во-вторых, обновляет интерес к административной реформе, в-третьих, высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении, в-четвертых, заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления, в-пятых, повышает легитимацию правительственной активности, в-шестых, говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Внедрение электронного правительства позволяет легче  осуществлять мониторинг действенности  и эффективности правительства  в области предоставления услуг; оно упрощает и делает прозрачным финансовый менеджмент, управление персоналом, управление программами и изменениями.

Одним из наиболее значимых результатов выступает возможность  сделать правительство интегрированным  на основе объединения услуг и  процессов. В западной политической науке появился даже специальный  термин для обозначения такого результата: «правительство без швов» (seamless government). Такое правительство способно преодолеть границы, связанные с функциональными разделениями в публичном управлении. В основе такого преодоления лежат новые информационные потоки, преодолевающие иерархии и разделения.

Электронное правительство  дало новое дыхание административно-политической реформе в западных странах. Многие теоретики и практики подчеркивали в конце 90-х гг., что новый государственный  менеджмент «выдыхается», что результаты оказались меньшими, чем ожидалось. Программы внедрения новых ИКТ позволили расширить возможности правительства и стимулировали к изменениям, которые ранее не предполагались. Все это сделало электронное правительство политической стратегией на западе, а не просто технологическим решением, оптимизирующим работу структур государственного управления.

Автор: Григорьев  П.В. 
ЯРГУ им. П.Г. Демидова, 2009

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ожегов С.И., Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского  языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. – М. 1995. С.566. 
2. Bellamy C. Taylor J. Governing in the Information Age. Open University Press. 1998. 
3. Иванов В.Е. Правительство и население: диалог в виртуальном пространстве // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 46-47 
4. Семенов И.А. Информационный взрыв и электронный ответ России // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20-23 ноября 2001 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 182-186 
5. Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20-23 ноября 2001 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 150-152 
6. Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государ ст венно го управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. — М.: Эко -Трендз, 2002. С.147. 
7. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ административных ре форм: от нового государственного менеджмента к концепции «governance» // Полис. 2003. № 3. C.52 
8. Кулик А.Н. Электронная демократия для трансформации общества России: пределы возможного // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г.). СПб.: Изд-во Филологического фак-та СПбГУ, 2003. С. 122-124 
9. Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества сайтов «электронного правительства» // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г.). СПб.: Изд-во Филологического фак-та СПбГУ, 2003. С. 113-114 
10. Павлютенкова М.Ю., Сваруп А.А. Социально-политические аспекты концепции «Электронное правительство» // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С.193 
11. Региональная информатизация и развитие электронного правительства в России: Сборник нормативных документов, 2006 год / ПРИОР Северо-Запад; СПИИРАН; под ред. Н.В. Борисова и Р.М. Юсупова; сост. А.В. Чугунов; изд. 2-е доп. – СПб., 2007. С .6 
12. Public Sector Modernization: a New Agenda. Executive Summary 2002. — 26th Session of the Public Management Committee of OECD. Режимдоступа:  http://oecd.org. 
13. The e-Government Imperative. Paris: OECD, 2003. P. 41. 
14. “Last Rights. Revision of Four Theories of the Press», ed, by John С Nerone —Urbana: University of Illinois Press, 1995. P. 151. 
15. United Nations. The World Public sector report 2003: E-government at the crossroads, 2003.

Информация о работе Электронное правительство