Отношение к богатству и бедности в народном творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Мироощущение и мировосприятие людей, их верования, навыки мышления, социальные и этнические ценности, сложившиеся в течение длительного времени нормы морали и традиции в каждую эпоху и в каждом обществе взаимосвязаны и образуют некую модель мира, которая является основой менталитета нации. Именно менталитет определяет экономические, политические, социальные отношения, социально-культурное и социально-экономическое мышление и, как следствие, мотивированное поведение отдельного человека и нации в целом, то есть хозяйственный строй.

Содержание

Введение 3
Отношение к богатству и бедности в русских пословицах 4
Отношение к богатству и бедности в русских народных сказках
От бедности к богатству 7
Сказка в роли социальной утопии 11
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат пед.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Услуги магии  не всякому доступны, и дар «щучьего веления» достается людям в удел сравнительно редко. Волею-неволею  приходится осуществлять идеал лентяя теми естественными способами, которые  всем по плечу. Об этих способах говорят разнообразные варианты сказки о воре. Старик и старуха ведут сына в город «в науку отдавать»; и попадает он на обучение к мастеру вору, который дает своему мастерству характерное определение — «я ночной портной: туда-сюда стегну, шубу с кафтаном за одну ночь сошью». В результате обученья получается такой художник воровского искусства, который знает, как у сороки яйца украсть, как с живого человека штаны снять, и даже как на глазах у барина — украсть барыню . Сочувствие воровству и вору замечается не в одних только сказках низшего сорта: воровством промышляют и сказочные герои более высокой категории, богатыри и царевичи. Юная аудитория, которая восхищается, например, сказкою о Иване-Царевиче, не отдает себе отчета в том, что любимые подвиги этого и многих других героев — добывание жар-птицы, гyслей-самогудов и прекрасной царевны, большею частью основаны на воровстве. Здесь вор не замечается потому, что воровство заслоняется общим подъемом над житейским, и вор принимает облик рыцаря, совершающего чудесные подвиги. Неудивительно, что этот воровской идеал находится в самом тесном соприкосновении с социальной мечтою простого народа, а сказка — прибежище всех ищущих лучшего места в жизни, проявляется в роли социальной утопии. Кроме того, мечтания бедняка в русской сказке нередко носят определенную классовую окраску: «Прослужил батрак у купца целый год, дал ему щелчок в лоб, только и жил купец. Батрак «взял себе его имение и стал жить, поживать, добра припасать, лиха избывать». Большое внимание уделяется сказкой и жизненному идеалу простого человека, который очерчивается довольно яркими штрихами. Это прежде всего мечта о том веселом житье, которое олицетворяется царским пиром: «свадьба королевича была веселая, все кабаки и трактиры на целую неделю были открыты для простого народа безденежно». Этот народный разгул вообще одна из любимых тем русской сказки; вся социальная утопия сказки окрашивается прежде всего стремлением наесться и напиться вволю.

Экономический материализм, для которого всякая идеология, в том числе и сказочная, представляет собою «отражение экономических отношений в человеческих головах», мог бы найти в сказках этого рода богатый материал для своих построений. Но было бы глубоко ошибочно сводить всю русскую сказку к обычной мечте о материалистическом рае.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В русском фольклоре  не закрепилось особо уважительного  отношения к богатству. Если в  сказке говорится — «жить-поживать да добра наживать», то под добром подразумевается необходимый набор  имущества. Когда в сказке хотят  подчеркнуть достоинства героя (даже если он царского рода), то говорят, какой у него кафтан красивый, сабля острая, конь резвый, терем высокий и так далее, — но никогда о цене и количестве символов богатства. Не могло быть в России больших личных богатств, передаваемых по наследству. В условиях, когда система качается то в стабильное, то в нестабильное состояние, мобилизует и перераспределяет, невозможно передавать из поколения в поколение сколько-нибудь значительные накопления.

В европейском  фольклоре  – если ты добрый и бедный, значит, что-то с тобой не так. Покопайся в себе, найди, в чем проблема, и стань богатым. Быть бедным там считается ненормальным. Материальный достаток в понимании европейца – это награда, которой судьба одаряет каждого хорошего, правильного человека. А отсутствие денег, соответственно, – индикатор того, что мироздание тобой недовольно, не одаряет. То есть деньги – важнейший критерий жизни.

В русской же традиции деньги понимаются просто, как  в словаре: «мера стоимости товара и средство платежа». И ничего больше. Человеческие достоинства с ними никак не связаны и от них нисколько не зависят. В богатстве и в бедности, в счастье и в горести, в болезни и в здравии единственный критерий нравственности – способность человека оставаться человеком.

В сюжете фольклорных произведений деньги, состояние, наследство, приданое и т.д. часто составляют истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей. Противоречие меркантильных причин причинам идеологическим, этическим, эстетическим углубляет основной конфликт и создает основу для неоднозначного прочтения произведения. Введение мотива денег (наличия или отсутствия жизненно необходимой суммы) драматизирует сюжетные ситуации. Внезапно появившиеся (или исчезнувшие) деньги являются характерным сюжетным приемом разрешения ситуаций, являясь средством, а не самоцелью.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что народный фольклор, как зеркало, отражает состояние  общества, включая его экономический, нравственный и политический аспекты, поэтому, вглядываясь в прошлое нашего народа, мы можем понять, в связи с чем наша экономика, на сегодняшний день, отстает от ведущих европейских. По моему убеждению, это связано, в первую очередь, с тем, что, в настоящее время, в окружающем нас мире преобладает современное западноевропейское мировоззрение, с его прагматическим отношением к добру и материалистическим отношением к природе человеческих отношений, на определенном этапе резко отличавшемся от нашего. 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература. 1989.
  2. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М., 1996.
  3. Народные русские сказки Афанасьева А.Н. Л.: Лениздат. 1983. Составитель Горелов А.А.
  4. Новиков А.В. «О богатстве и бедности в российской традиции» Журнал "Социальные проблемы" (СПб, 2008, №2)
  5. Романова Г.И. Мотив денег в русской литературе. "Флинта": "Наука".- М., 2006.
  6. Трубецкой Е.Н. «ИНОЕ ЦАРСТВО» И ЕГО ИСКАТЕЛИ  
    В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ // Литературная учеба, 1990, № 2 .

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.kachestvo.net/news.php?id=891
  2. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/miloserdie/hristianskoe_otnoshenie_r_bogatstvu_i_bednosti_shahovskiy_1-all.shtml
  3. http://www.proza.ru/2010/11/23/328
  4. http://posloviz.ru/category/bogatstvo-bednost/page3.html



Информация о работе Отношение к богатству и бедности в народном творчестве