Романтические тенденции в трактовке жанра симфонии на примере сочинений Ф.Шуберта, Г.Берлиоза, Ф. Листа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Жанр симфонии, сформировавшийся в середине XVIII века и столь популярный у Венских классиков, не потерял своей актуальности и в эпоху романтизма, который стал в искусстве « явлением сложным и неоднородным.» (4;170). Однако вследствие общих тенденций к трансформации и отходу от правил, характерных этой эпохе, значительно изменился. Свободное лирическое высказывание изменило структуру симфонии и её общий замысел. У венских классиков четырехчастный симфонический цикл часто выступает как характеристика определенного состояния человека.. Иногда части классической симфонии трактуют так: сонатное allegro – человек действующий, медленная часть – человек размышляющий, скерцо или танец – человек играющий.

Содержание

Введение. Жанр симфонии в эпоху романтизма. ………3
Песенный симфонизм Шуберта…………………………….6
Программность Берлиоза…………………………………….9
Особенности симфонических произведений Листа…14
Заключение………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………..20

Прикрепленные файлы: 1 файл

романтические тенденции.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

 По новому  Берлиоз подошел к трактовке  симфонического оркестра, исходя  из гигантского замысла. Так «Траурно-Триумфальная симфония», посвященная памяти жертв Июльской революции 1830 года, написана первоначально для огромного оркестра – 12 флейт, 8 гобоев, 28 кларнетов 24 валторн 19 труб 19 тромб по 10 пар литавр и тарелок, около 150 струнных и большой хор в финале.

Отдельно стоит  упомянуть оркестр Берлиоза. Как  сказал один современный композитору критик, «хвалить Берлиоза за инструментовку всё равно что Шекспира за здравый смысл».

Берлиоз показал  высочайшее мастерство владения оркестром. Он испытывал новые тембры – солирующий кларнет пикколо, игра con legno (древком смычка) – новый приём игры на струнно-смычковых. Для него не существовало второстепенных инструментов. Интересно при этом заметить, что Берлиоз считал фортепиано бесцветным инструментом, и в своих произведениях предпочитал ему арфу. По свидетельствам современников, музыкальные идеи в его голове рождались сразу в оркестровом звучании.

«Высокая идейность  творчества Берлиоза, его смелое новаторство  оказали большое влияние на развитие европейской музыки. По существу, все разнообразие программного симфонизма XIX века в большей или меньшей степени связано с искусством Берлиоза. Его художественные образы, выразительные средства стали достоянием не только инструментальных, но и оперных произведений композиторов последующего поколения.»(4;418).

 

 

Особенности симфонических 

произведений Листа

Являясь активным и убеждённым пропагандистом программности  в музыке, тесной и органической связи между музыкой и другими  искусствами (поэзией, живописью), Лист особенно настойчиво и полно осуществлял этот свой ведущий творческий принцип в симфонической музыке.

Среди всего  симфонического творчества Листа выделяют две программные симфонии – «По прочтении Данте» и «Фауст», являющиеся высокими образцами программной музыки. Также Лист - создатель нового жанра, симфонической поэмы, представляющей собой синтез музыки и литературы. Жанр симфонической поэмы стал излюбленным у композиторов разных стран и получил большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом симфонизме второй половины XIX века. Предпосылками жанра явились примеры свободной формы у Ф. Шуберта (фортепианная фантазия «Скиталец»), Р. Шумана, Ф. Мендельсона («Гибриды»), позже к симфонической поэме обращались Р. Штраус, Скрябин, Рахманинов. Главная идея такого произведения – посредством музыки передать поэтический замысел.

Двенадцать  симфонических поэм Листа составляют прекрасный памятник программной музыки, в которой музыкальные образы и их развитие связаны с поэтической или с нравственно-философской идеей. Симфоническая поэма «Что слышно на горе» по стихотворению В. Гюго воплощает романтическую идею противопоставления величавой природы человеческим скорбям и страданиям. В симфонической поэме «Тассо», написанной по случаю празднование столетнего юбилея со дня рождения Гёте, изображаются страдания итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо при жизни и триумф его гения после смерти. В качестве основной темы произведения Лист использовал песню венецианских гондольеров, исполнявшуюся на слова начальной строфы главного произведения Тассо, поэмы «Освобожденный Иерусалим».

Симфоническая поэма «Прелюды» первоначально была написана независимо от Ламартина, как вступление к четырём мужским хорам на тексты Жозефа Отрана. Лишь при переработке «Прелюдов» в самостоятельную симфоническую поэму Лист после некоторых поисков программы остановился на стихотворении Ламартина «Поэтические размышления» (“Meditations poetiques”), которое, как ему казалось, больше всего подходит к музыке поэмы. Именно вследствие того, что программа была найдена Листом после окончания поэмы, нет полного соответствия между «Прелюдами» Листа и стихотворением Ламартина. В стихотворении человеческая жизнь сравнивается с рядом прелюдий к смерти, у Листа же совершенно иная концепция. В ней не только нет образа смерти, в ней, напротив, выражено утверждение жизни, радости земного бытия.

Симфоническая поэма Листа «Орфей» первоначально  была задумана как увертюра к постановке в Веймаре оперы Глюка «Орфей». В этой поэме Лист воплотил известный миф о фракийском певце не в последовательно-сюжетном, а в обобщённо-философском плане. Для Листа в данном случае Орфей – это обобщённый символ искусства, «разливающего свои мелодические волны, свои мощные аккорды», как говорится в программе.

Также можно  назвать другие симфонические поэмы  Листа – «Прометей», «Праздничные звоны», «Мазепа», «Плач о герое», «Венгрия», «Гамлет» и другие.

 Листу важно было не столько передавать в музыке последовательное развитие сюжета избранной программы, сколько воплощать средствами музыкального искусства общую поэтическую идею, ведущую поэтические образы. В отличие от произведений Берлиоза, в симфонических произведениях Листа предпосланная  программа не является изложением сюжета, а всего лишь передаёт общее настроение, часто даже ограничивается одним заголовком, названием произведения или его отдельных частей. Характерно, что программой произведений Листа являются не только литературно-поэтические образы, но и произведения изобразительных искусств, в которых нет развевающегося сюжета-повествования, а также различные пейзажи и явления природы.

В некоторых  симфонических произведениях Листа  применяется принцип монотематизма, то есть приём проведения через всё  произведение одной темы или группы тем, подвергающимся вариационным трансформациям вплоть до коренного изменения образа. Приём монотематизма особенно последовательно проводится в симфонических поэмах «Тассо» и «Прелюды», где вариационные трансформации одной темы (даже одной интонации) выражают различные стадии развития идеи. Такое вариационное развитие темы приводит к её мощному героическому утверждению в конце произведения. Отсюда характерные для Листа торжественные коды-апофеозы маршеобразного характера.

В трёхчастной  симфонии «Фауст» третья часть («Мефистофель») представляет собой интереснейшие трансформации всех тем первой части («Фауст»). Темы философские, патетические, лирические, героические, приобретают в финале гротескный, насмешливо-саркастический характер, соответствующий образу Мефистофеля, в идейной концепции Листа означающего «изнанку» Фауста, скептическое отрицание всего благородного и возвышенного, ниспровержение высоких идеалов. Кстати, это напоминает приём Берлиоза в финале «Фантастической симфонии», где подвергается искажению лирическая тема любви.

Все средства музыкального выражения в симфонической музыке Листа, как у всякого большого художника (характер тематизма, приёмы вариационного развития, форма, инструментовка, гармонический язык и т.д.) всегда подчинены раскрытию поэтической  идеи и образов программы.

 

 

 

 

 

Заключение

Романтическая симфония –важный этап в развитии западноевропейского симфонизма. Она выработала свои специфические особенности и формы музыкального воплощения.

К ним относятся:

- психологическое  богатство симфонии ( симфонии Шумана)

- тенденции   к слиянию частей через наличие  переходов от одной части к  другой и тематической связи  между частями

- новый подход  к трактовке тонального плана  симфонии

- новаторство  в сфере формообразования, как  всего цикла, так и отдельных его частей

Симфоническая музыка в творчестве романтиков развивалась  в двух направлениях:

-как циклическая симфония (Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф. Мендельсон- Бартольди)

-как симфоническая  поэма  (Ф. Лист, Г.Берлиоз)

В циклической  симфонии появились специфические, отличные от классических, романтические черты, среди которых:

1)преобладание  лирического настроения («Неоконченная  симфония» Шуберта, «Шотландская»  Мендельсона, Четвертая Шумана)

2) соотношение  образов действия и лирики  с перевесом последней, которое  привело к возросшему значению сфер побочной партии

3) тяготение  к выразительным деталям,которое  порадило иной тип сонатной  разработки

4)вариационная  трансформация тем

5) лирический  характер музыки, тенденции к  монотематизму.

6)тенденция  к одночастности

 

«Симфоническая музыка обобщила ряд ведущих особенностей музыки нового времени, которые последовательно проявились в инструментальных произведениях на протяжении более чем четверти века.»(4; 193).

В жанре симфонической  поэмы тоже возникли свои особенности:

1)программность, связанная с образами современной поэзии и литературы

2)красочно-гармоническое  и красочно-тембровое начало

3)монотематизм

4)контуры двух  тональных и тематических центров

5) разработочность

6)репризность

7)контрастность  образов

8) признаки цикличности

9) принцип вариационности

Таким образом  симфоническая поэма отразила   характерное начало романтической  музыки –господство образов внутреннего  мира- размышления, переживания, созерцания, в противовес объективным образам  действия класссицистской симфонии.

«Так в сложном  переплетении  с новыми романтическими принципами формообразования, опираясь на тематизм нового склада, симфоническая  поэма в рамках одночастной формы  сохранила основные музыкальные  принципы, выработавшиеся в музыкальном  творчестве предшествующей эпохи.» (4; 194).

 

 

      

 

 

Литература:

 

  1. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке, Л., 1981.

 

  1. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 3, М., 1970.

 

  1. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, М., 1970.

 

  1. Конен В. История зарубежной музыки,вып.3, М., 1976.

 

 

  1. Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки, М., 1997.

 

  1. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, М., 1964.

 

  1. Музыка Австрии и Германии XIX века, кн.1, М., 1975.

 

  1. Музыкальный Энциклопедический словарь, М., 1990.

 

  1. Статьи и рецензии композиторов Франции, П. Дюка, «Ромео и Джульетта» Берлиоза, Л., 1972.



Информация о работе Романтические тенденции в трактовке жанра симфонии на примере сочинений Ф.Шуберта, Г.Берлиоза, Ф. Листа