Музыкально-эстетические потребности как особая форма художественного освоения действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 23:40, статья

Краткое описание

Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в формировании личности.Общеизвестно, что ядром и главным средством эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность во всех направлениях. Каждый из видов искусства специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кудинова-конференция 2.docx

— 24.09 Кб (Скачать документ)

И. С. Кудинова                                                                                              БрГУ имени А. С. Пушкина

Музыкально-эстетические потребности как особая форма художественного освоения действительности

 

Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в формировании личности. Общеизвестно, что ядром и главным средством эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность во всех направлениях. Каждый из видов искусства специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека.

Музыкально-эстетическое воспитание развивается на основе применения общедидактических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью, наглядности. Составляющими компонентами музыкально-эстетической культуры являются:

- музыкально-эстетические потребности;

- эстетическое восприятие и  понимание музыки;

- художественно-творческие умения  и навыки;

- музыкально-эстетический вкус;

- музыкально-эстетическая деятельность.

Проблема потребностей в качестве самостоятельной научной проблемы стала обсуждаться сравнительно недавно, в первой четверти XX века. До этого потребности рассматривались среди различных эмоциональных проявлений. Определение сущности потребности связывают, как правило, с понятиями «нужда», «надобность». Характерна лаконичная формулировка Д. А. Кикнадзе: «Потребность… - это нужда, надобность субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет» [3, с. 8].

 Как особую форму отражения  одного из важнейших компонентов внутреннего мира человека и его связи с внешним миром рассматривал ее Б.Г.Ананьев, который отмечал, что потребности «выражают внутренние требования организма и личности человека в жизненно необходимых условиях… поэтому их следует рассматривать как своеобразное отражение этих условий» [1, с. 94].

Человек испытывает потребность тогда, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Они являются мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности. Потребность обнаруживается в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности.

Таким образом, потребность является важнейшим элементом саморегуляции человека, имеющей существенное значение для самоопределения личности в социальной среде, что находит свое воплощение в форме психических переживаний – эмоций, чувств, влечений, интересов и т. д.

Многообразие позиций и подходов к определению потребности обуславливает необходимость разработки вопроса о их классификации. Еще в античной философии было положено начало делению потребностей на естественные (материальные) и духовные. В современной литературе потребности человека чаше всего подразделяют на биологические и социальные.

С развернутой классификацией собственно духовных потребностей мы встречаемся в работах Ю. В. Шарова, выделяющего семь групп духовных потребностей, соответствующих объективным потребностям общества, а точнее, тем требованиям, которые оно предъявляет к каждой личности. Это потребности трудовой деятельности, научно-познавательные, потребности общения,  нравственные, эстетические, потребности в укреплении здоровья и воинского долга. Интерпретация каждой из групп дается автором чрезвычайно подробно. Так, потребности эстетического порядка определяются им как потребности в «…наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружающую жизнь, труд и быт» [4, с. 55].

В структуре мотивации профессиональной музыкальной деятельности доминантными являются эстетические потребности и их иерархические подсистемы – художественные и музыкальные.

В становлении понятия «музыкальная потребность» важную роль играют ее функции: мотивирующая, коммуникативная и познавательная.

В сфере музыкального исполнительства и педагогики стало привычным употребление таких понятий и словосочетаний, как «любовь к музыке», «исполнительская воля», «музыкальный интерес». Все они характеризуют различные стороны мотивационной сферы музыканта. В теории и практике нередко можно встретить отождествление мотивации игрового действия с волевым актом исполнителя. Проблему творческой мотивации в педагогическом контексте развивает Л.А.Баренбойм, который отмечает: «Система творческого воспитания предполагает понимание педагогом давно известной истины: воспитать желание и умение приобретать знания и навыки несравненно важнее, чем обучить каким-то знаниям и известному числу навыков» [2, с. 24].

Согласно общепринятой классификации музыкальные потребности относятся к разряду духовных. Поэтому правомерно было бы определить процесс удовлетворения музыкальных потребностей как духовное общение [5, с. 71]. Здесь можно говорить о коммуникативной функции.  Влияние на сферу мотивации учащегося, ее целенаправленное формирование всегда было в центре внимания выдающихся педагогов-музыкантов.

Педагогическое сотворчество учителя и ученика представляет собой ту почву, на которой происходит обоюдное удовлетворение потребности в содержательном, творческом, духовном общении, смысл которого – взаимное духовное развитие.

Обязательным компонентом музыкально-педагогического процесса является публичное исполнение учащимся музыкального произведения, что также вносит известное своеобразие в проблему педагогического общения в музыкальном обучении и воспитании.

Реализация познавательной функции музыкальной потребности непосредственно связана с процессом музыкального восприятия. Познавательная функция непосредственным образом воздействует на формирование такого важного профессионального качества музыканта, как музыкальное мышление. В музыкально-педагогической практике сущность музыкального мышления отождествляется с эмоционально-чувственным переживанием.

Таким образом, предметная направленность потребности, ее ориентированность на объекты и явления внешнего мира предполагают постижение, овладение, включение в определенных отношениях этого внешнего во внутреннюю систему жизнедеятельности личности. Безусловно, доступность общения с музыкальном искусством оказывается существенным фактором для развития музыкальной потребности и, в конечном итоге, важным для формирования музыкально-эстетического сознания личности.

Развивать эстетические потребности – это значит утверждать формы самореализации личности, раскрывать ее творческий потенциал. Именно с потребности воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и искусстве берут свое начало все другие формы музыкально-эстетического сознания, такие как эстетические переживания, суждения, оценки, вкусы. Следовательно, музыкально-эстетические потребности глубоко характеризуют сознание личности и выступают психологическим основанием различных форм эстетической активности человека.

 

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. –

 М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 486 с.

2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика  и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974. – 336 с.

3. Кикнадзе, Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание / Д.А. Кикнадзе. – М.: Мысль, 1968. – 148 с.

4. Шаров, Ю.В. Вопросы психологии  духовных потребностей / Ю.В. Шаров // Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.

5. Яконюк, В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность / В.Л. Яконюк. – Мн.: Белорусская академия музыки, 1993. – 147 с.  

 

 


Информация о работе Музыкально-эстетические потребности как особая форма художественного освоения действительности