К. М. Вебер – основоположник немецкой национальной оперы. “Вольный стрелок”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 17:47, реферат

Краткое описание

Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы. В начале своего существования немецкая опера имела слабые позиции: отсутствовала самобытность, драматургическая вялость, эклектичность. Высоким взлётом в развитии оперного жанра становится творчество Моцарта. Однако после его смерти этот жанр пришёл в упадок. Несмотря на факт создания Бетховеном оперы «Фиделио», в Германии ещё нельзя было говорить о существовании своей национальной оперной школы

Прикрепленные файлы: 1 файл

36.docx

— 22.61 Кб (Скачать документ)

Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы. В начале своего существования немецкая опера имела слабые позиции: отсутствовала самобытность, драматургическая вялость, эклектичность. Высоким взлётом в развитии оперного жанра становится творчество Моцарта. Однако после его смерти этот жанр пришёл в упадок. Несмотря на факт создания Бетховеном оперы «Фиделио», в Германии ещё нельзя было говорить о существовании своей национальной оперной школы. В отличие от передовых стран Европы (Италии, Франции), культивировавших национальные оперные жанры уже в XVIII веке, большое оперное искусство Германии получило возможность развития лишь в послереволюционное время, начиная с 10-х годов XIX века. Рождению немецкой романтической оперы предшествовал подъём общественных сил, стремительное развитие литературы и поэзии, в которой утвердились передовые романтические идеи. Развитие буржуазно-демократических идей в Германии подготовило и, в конечном счёте, определило социальную и эстетическую сущность немецкого музыкального решения этой проблемы. В центре внимания стояли вопросы жанра (героическое или бытовое искусство), а также взаимосвязи зарождавшегося немецкого театра с итальянской и французской оперой. Теоретически отрицая иностранные влияния на отечественный театр, мобилизуя свои силы на борьбу с ними, практически немецкие музыканты пошли по пути усвоения опыта английского, французского и частично итальянского музыкального театра.

Становление немецкого музыкального театра связано с рождением жанра зингшпиля. Зарождение зингшпиля в Германии было связано с воздействием английского демократичного музыкального театра. В ранних немецких зингшпилях не было ни политической остроты, ни социальной сатиры, свойственных французской комической опере; в нём господствовал патриархально-бюргерский дух, идиллические настроения торжествующей добродетели. Развившийся параллельно с немецким зингшпилем австрийский зингшпиль, при наличии общих черт, имел и свои особенности, определявшиеся своеобразием народных художественных форм, а также связями с итальянской и французской культурой. Таковы зингшпили венских классиков – Глюка, Гайдна и в особенности Моцарта. Именно зингшпилю XVIII века принадлежит большая роль в формировании романтического оперного искусства. Зингшпиль был средоточием национальных черт. Народные истоки сюжетов, типично национальная их основа, большая роль сказочно-фантастического начала, подчёркнутое внимание к лирико-психологической сфере привлекали многих композиторов. Многие особенности оперного искусства Глюка и Моцарта, связанные с общими композиционными принципами музыкальной драматургии, с особенностями музыкального языка и форм, взаимосвязи вокальной и инструментальной сферы, слова и музыки, сценического действия и собственно музыкального развития, легли в основу немецкой романтической оперы начала XIX века, прямыми предшественниками которой были зингшпили Моцарта «Похищение из сераля», «Волшебная флейта». По мнению «Венская классическая музыкальная школа в целом оказала огромное воздействие на формирование и развитие немецкого музыкального романтизма. Не только оперное и инструментальное творчество Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена (со всем богатством жанров, форм, выразительных приёмов), мощным потоком влившееся в музыкальную жизнь Германии, но и, что особенно важно, самая эстетическая основа этой школы: глубина философских идейных концепций, возвышенное этическое начало, демократизм, действенность и целеустремлённость развития, правдивость и простота выражения заложили фундамент немецкой романтической музыки XIX века».

 

В течение первых двух десятилетий XIX века в Германии создавались произведения преимущественно с характерными чертами зингшпиля1. Однако тип бытового комедийного музыкального спектакля не мог полностью удовлетворить новые идейно-художественные запросы демократических слоёв общества. Под влиянием романтической литературы возникла потребность в большом, серьёзном искусстве, способном передать внутренний мир человека, его духовную сущность.

Мощный патриотический подъём, охвативший Германию в эти годы, выдвигал перед театром героические темы, но «большие» героические оперы («Гюнтер фон Шварцбург» И. Хольцбауэра, «Самори» Фоглера, «Клятва Иевфая» Мейербера), создававшиеся в начале XIX века в Германии, не обладали самостоятельной художественной ценностью, находились в плену итальянских традиций и не решали проблемы немецкого музыкального театра.

Таким образом, в начале века национальная опера в Германии испытывала глубочайшие затруднения. Потребность в демократическом, национальном искусстве, способном к постановке жизненно важных проблем, непрерывно росла. Это был первый период в истории немецкой оперы XIX века (1800-1815), отмеченный появлением произведений разной художественной направленности и ценности. В. Э. Ферман характеризует этот период как «годы безвременья, переходная пора, период художественных блужданий и стилевой неопределённости».(11 с. 189)

Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель, литературный и музыкальный критик, композитор явился не только основоположником романтической музыкальной эстетики, но и родоначальником немецкой национальной оперы. Именно он оказал огромное воздействие на творчество Вебера и на всё дальнейшее развитие музыкального театра в Германии. Основные положения романтической оперной эстетики, высказанные Гофманом в его литературных произведениях, были практически им воплощены в опере «Ундина». «Ундина» – произведение новаторское. Это новаторство коснулось, прежде всего, содержания, образного строя произведения, его интонационно-тематической основы, приёмов гармонического и оркестрового письма.

В опере господствует лирическая линия тематизма, появляются новые образы – темы «томления», «романтического вопроса», сказочно-фантастический колорит оркестра, намечается новое понимание роли инструментов: стремление к тембровой характеристике образов. Реальная народно-бытовая сторона сказочного сюжета «Ундины», картины жизни простых людей естественно подсказали Гофману путь к зингшпилю, жанрово-стилистические признаки которого отчётливо выступают в его опере. Однако, опираясь на национальные музыкально-драматические формы зингшпиля, Гофман создаёт произведение, далеко выходящее за его рамки, и намечает путь развития романтической оперы как лирической драмы. Но при всей своей цельности и художественной завершённости «Ундина» всё же скорее гениальный эскиз будущего монументального романтического оперного жанра, сформировавшегося в творчестве Вебера. Его имя в истории музыкальной культуры связано, прежде всего, с созданием национального музыкального театра, утверждавшего своё существование в острой борьбе с иноземными влияниями.

3. История возникновения и значение  оперы «Вольный стрелок» Вебера

Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы – «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления, по которым проходило дальнейшее развитие оперного искусства в Германии. «Эврианта» – большая легендарно-рыцарская опера. Она сделалась «прародительницей» вагнеровских рыцарских опер: «Тангейзер», «Лоэнгрин». «Оберон» – последнее творение Вебера, в котором переплетаются фантастика и реальность, бытовая немецкая музыка с «восточной» экзотической. «Фрейшютц» же утверждает тип сказочной народно-бытовой оперы, она стала первой романтической оперой, и в этом её непреходящее значение. Здесь Вебер достигает нового качества, создаёт романтическую оперу, к которой стремились все передовые музыканты.

Сочинение «Фрейшютца» продолжалось около пяти лет. Его первое исполнение состоялось в Берлине в 1821 году, на сцене того же театра, где шла «Ундина» Гофмана и который после премьеры «Ундины» сгорел до тла и был выстроен заново.

Премьера оперы, которой дирижировал сам автор, имела триумфальный успех. Постановка была положительно оценена и самим Вебером, хотя сцена в Волчьей долине показалась ему недостаточно фантастичной и драматически убедительной.

Передовые круги немецкого бюргерства подняли «Вольного стрелка» на щит и провозгласили его автора национальным героем. Немалую роль в сенсационном успехе «Фрейшютца» сыграло то обстоятельство, что это была, так сказать «молодёжная опера». В бурной борьбе вокруг постановки «Фрейшютца» самое активное участие принимало студенчество и широкие слои молодёжи. В день премьеры состоялась встреча Вебера с Гофманом. Сохранились воспоминания, рисующие в романтическом духе эту встречу, типичный ужин любимых героев Гофмана – «Серапионовых братьев». Действие происходит в Берлине, в кабачке Лютера: «Дверь открылась, и маленькая фигурка, невзрачного вида, с бледным лицом и мечтательными глазами, приблизилась к нашему столу, Гофман встал; мы последовали его примеру. Мощное «ура» прозвучало в До-мажоре, затем по команде Гофмана раздался четырёхголосный хор, им самим переложенный для мужских голосов… Таким был приём, оказанный нами Веберу».

Вскоре Гофман написал статью о «Вольном стрелке», где утверждал: «Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы…»

Новое в форме и выражении, сила и смелость, даже острота в гармонии, редкое богатство фантазии, непревзойдённая передача настроения, где нужно – поразительная глубина, при этом всё отмеченное печатью оригинальности – таковы элементы, из которых Вебер соткал своё произведение. Значительная роль оперы в истории немецкого музыкального театра, её основополагающее значение в истории немецкой комической оперы и стало причиной обращения к этой опере в данной курсовой работе.

«Фрейшютц» относится к числу тех немногих произведений искусства, значение и художественная ценность которых были признаны и отмечались как в момент их рождения, так и в дальнейшем. Успех оперы при её первой постановке в Берлине 18 июня 1821 года положил начало блестящей сценической жизни этого произведения вплоть до наших дней, и не только в Германии, но и во всех странах Европы.

Высокую оценку «Фрейшютцу» первым дал Бетховен, вскоре после постановки оперы в Вене познакомившийся с партитурой. Позднее многие выдающиеся музыканты восторженно высказывались об опере, отмечая разносторонние её достоинства. Но особенно горячих поклонников Вебер нашёл во Франции и в России. В России сценическая судьба «Волшебного стрелка» оказалась счастливой. Опера привлекла внимание многих музыкальных деятелей. Чрезвычайно высоко оценил достоинства оперы П.И.Чайковский: «…главнейшая причина неслыханного, повсеместного успеха «Фрейшютца» заключалась в неподражаемой новизне и прелести его музыки, которая теперь, уже после более полувекового существования, ещё нисколько не утратила свою чарующую обаятельность» - писал он в 1873 году.

«Вольный стрелок» Вебера открывает новую важную страницу в истории культуры немецкого народа: с появлением этой оперы связано возникновение целого направления, развитие новых художественных тенденций в национальном искусстве. Будучи своеобразным обобщением длительного исторического развития жанра зингшпиля, «Вольный стрелок» открыл широкий путь развитию музыкально-драматического искусства XIX века. В концепции «Фрейшютца» претворена идея борьбы добра и зла, победы светлого начала, утверждение высокого морального принципа, подобно тому, как это было в операх Глюка, Моцарта, Бетховена. Традиции венской классической музыкальной школы отчётливо выступают в господствующем складе музыкальной речи, в некоторых композиционных принципах: обобщённый лаконизм мелоса, жанровая основа, ясная тонально-гармоническая структура, строгая функциональная логика гармонии, типичные кадансовые обороты, чёткость в построении вокальных форм, равновесие оркестровых групп. Вместе с тем опера «Фрейшютц» – произведение новаторское. Проявившиеся в ней впервые многие новые черты в своей совокупности определили романтическое направление музыкального театра.

Сюжет оперы воспроизводит в основных чертах первую новеллу «Книги духов», изданной в 1810 году немецким юристом Иоганном Августом Апелем.

В этой повести многое привлекло Вебера – обрисовка народной жизни; фантастический элемент, связанный с преданиями, сложившимися в охотничьем быту; поэзия лесной природы – всё это для Вебера, как романтика обладало особой прелестью и предоставляло богатые возможности музыкального развития. Но по сюжету повести невеста убита, и поражённый её смертью жених сходит с ума.

Благополучная же концовка оперы закономерно вытекает из моральной идеи, представленной в виде борьбы злых и добрых сил и победы светлого начала.

Фантастика, занимающая в «Волшебном стрелке» большое место, лишена мистического налёта, который она принимает в рыцарских романтических операх.

Немецкие сказки о чёрном охотнике, о волшебных пулях, знакомые композитору с детства; картины народного быта; обычаи и обряды, дорогие сердцу каждого немца; излюбленные романтиками образы природы, откликающейся, словно живое существо, на переживания человека; и среди них характерный для немецкого фольклора образ – зелёный лес – олицетворение родной земли, - всё это задевало самые сокровенные струны души соотечественников Вебера.

Но главное, что придаёт немеркнущее очарование «Вольному стрелку», – это музыка Вебера, простая и искренняя, как народная песня, и в тоже время открывающая новые горизонты, неизведанные пути, обогащающая оперное искусство открытиями, которые затем широко использовали различные композиторы.

 


Информация о работе К. М. Вебер – основоположник немецкой национальной оперы. “Вольный стрелок”