Англосаксонская модель местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 06:31, курсовая работа

Краткое описание

Определим понятие местное самоуправление – это самостоятельная деятельность муниципальных органов власти, а также населения муниципального образования по решению в соответствии с законом и имеющимися материально-финансовыми средствами определенной части государственных дел в границах муниципального образования, исходя из интересов населения муниципального образования, его исторических и иных местных традиций с целью улучшения его благополучия. Соответственно, сущность местного самоуправления видится в децентрализации государственного управления, выраженной в привлечении к управленческому процессу непосредственно граждан и их органов, для согласования государственных интересов с интересами территорий, на которых эти граждане проживают, и обеспечения комплексного социально-экономического развития этих территорий с целью создания всех условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Содержание

Введение
3
1. Социология англосаксонской модели местного самоуправления
6
1.1. Англосаксонская модель МСУ в структуре публичного управления
6
1.2. Взаимоотношение англосаксонской модели МСУ с государственной властью
10
2. Органы власти англосаксонской модели МСУ
14
2.1. Классификация органов англосаксонской модели МСУ
14
2.2. Компетенция органов англосаксонской модели МСУ
17
2.3. Система органов англосаксонской модели МСУ
20
Заключение
23
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Англосаксонская модель МСУ.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

В англосаксонских государствах закон устанавливает подробный перечень конкретных полномочий местных властей, а также объектов, за которые они ответственны. Любые действия, совершенные местными властями с нарушением предписанных им полномочий или выходящие за рамки их компетенции, признаются недействительными, и применяется принцип превышение правил.  Например, в США судебная практика, неукоснительно придерживается так называемого «правила Диллона»: «Муниципальные корпорации обязаны своим созданием и извлекают все свои права и полномочия от легислатур штатов» [9] - в соответствии с которым любое разумное, справедливое, существенное сомнение в наличии у муниципальной корпорации того или иного полномочия трактуется против органа местного самоуправления. Если местный орган считает, что ему необходимы дополнительные полномочия, прямо не зафиксированные в законе, он должен специально добиваться их предоставления. В Великобритании ему следует обратиться либо в парламент с просьбой о принятии частного закона о конкретном муниципалитете, либо к секретарю соответствующего министерства с ходатайством об издании указа, впоследствии подлежащего утверждению парламентом.

Компетенции органов МСУ англосаксонской модели организации четко определены законом. Местные органы власти обязаны исполнять лишь те полномочия, которые четко прописаны в законодательных актах, если компетенция диктуется жизненным образом населения территории, то на местном уровне она сможет исполняться лишь тогда, когда будет, закреплена за органами МСУ законодательно после прохождения всех соответствующих процедур. Отдельные государственные полномочия могут исполняться специально созданными органами подотчетными федеральным органам власти, если таковые по закону нельзя передать местной власти. Местные суды рассматривают дела, не требующие большого времени для выяснения обстоятельств и простых с точки зрения состава преступления.

 

 

2.3. Система органов англосаксонской  модели МСУ

Англосаксонская модель местного самоуправления характеризуется следующими особенностями:

- главным органом муниципальной  единицы признается Совет муниципального  образования – коллегиальный  представительный орган, который  избирается населением и имеет  право принятия окончательных  решений;

- руководитель совета (например, мэр  города) может избираться или  населением, или советом;

- полномочия муниципального совета  считаются специальными и строго определены в законе, муниципальным органам разрешается делать лишь то, что прямо закреплено в законе;

- не существует никакой иерархии  выборных органов, создаваемых в  различных административно-территориальных  единицах, каждый из них призван  решать строго определенные для него местные вопросы;

- деятельность органов местного  самоуправления контролируют: по вопросам осуществления собственных полномочий в рамках закона – специальное министерство, по вопросам делегированных полномочий – соответствующие отраслевые министерства, любой совет может напрямую обращаться в министерства – территориальная подведомственность в этом отношении никакой роли не играет;

- отменить решения органов местного  самоуправления в административном  порядке нельзя, действия органов  местного самоуправления могут  быть оспорены в судах по  инициативе государственных органов  или частных лиц, суды общей юрисдикции вправе признать оспариваемое решение ничтожным [11].

Несмотря на отсутствие представителя центра на местах, в странах с данной моделью осуществляется общий государственный контроль над деятельностью местных органов. Так, например, в Великобритании такой контроль осуществлялся целым рядом министерств и ведомств, последовательно сменявших друг друга: управлением местных органов власти, министерством планирования города и села, министерством местных правительств и планирования, министерством жилищного строительства и органов местной власти, министерством местных органов, министерством окружающей среды. Наиболее распространенной формой государственного контроля над органами местного самоуправления является инспектирование. Например, в соответствии с законом о полиции инспектирование полицейской службы проводится ежегодно министерством внутренних дел. В случае неудовлетворительных результатов проверок правительством может быть санкционирована такая мера, как передача на определенный срок полномочий и служб муниципалитетов другим местным органам или чиновникам, назначаемым министрами. Правительственные органы вправе проводить расследования деятельности муниципалитетов, которые осуществляются соответствующими министерствами в отношении подконтрольных им местных служб. Специфическим органом контроля является учрежденный законом о местном управлении 1974 года комиссар по делам администрации местного управления.

В США в результате эволюционного развития городского самоуправления сложились три основные формы организации городского управления. «Система мэр-совет», которая действует более чем в половине самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре, ибо реальная власть мэра далеко не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания (мэр либо избирается непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания мэра – мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (2-4 года); право мэра налагать «вето» на решение совета и др. «Система совет – менеджер» (или городского управляющего). Эта форма городского управления используется почти в 40 процентов случаев. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника – менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию. Третья форма городского самоуправления в США – «комиссия» - встречается достаточно редко. Существует она в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления [1].

В системе англосаксонской модели местного самоуправления представительный орган является главным органом власти, который принимает окончательные решения, возглавляет его избранный населением мэр или глава совета выбранный из  его числа. Полномочия административно-территориальных органов четко закреплены законом, где прописано кто и что должен делать, поэтому иерархии среди них нет, подчиняются они все представительному органу прямо или косвенно. Федеральные органы для решения каких-либо задач или выполнения государственных функций могут устанавливать на местах свои подразделения. Низшие суды подчиняются региональным судам.

 

Заключение

Целью написания курсовой работы было изучение опыта и истории становления англосаксонской модели местного самоуправления. Для достижения указанной цели в ходе работы были изучены задачи, описанные во введении.

Англосаксонская модель местного самоуправления в его современном виде в развитых демократических государствах стал формироваться в основном в результате муниципальных реформ XIX века. Основные начала муниципального управления закладывались в более ранний период в средневековых городах с их административными, финансовыми и судебными привилегиями. Политическая идеология буржуазных революций содержала традиции городских вольностей, а также лозунги представительного правления и общинной автономии. С введением новых форм организации власти на высшем уровне, изменением взаимоотношений личности и государства возникла потребность в преобразовании местного управления по новому типу. Идеи демократического правового государства предполагали некоторую автономию местных сообществ, устранение чрезмерной бюрократической опеки центральных органов власти. Понятие «местное самоуправление» как раз и подчеркивало определенную самостоятельность местной общины по отношению к государству.

Субъектами права англосаксонской модели местного самоуправления является население муниципального образования или «община». В основе англосаксонской системы местного самоуправления, сложившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других государств, лежит общественная теория. Сущность общественной теории: наличие у общин (муниципалитетов) собственных дел, отличных по своей природе от государственных; местные органы власти должны избираться членами общины, и считались негосударственными органами; государство не могло вмешиваться в дела общины, а лишь следило за тем, чтобы община не выходила за рамки своей компетенции. Впервые, общественная теория нашла отражение в Конституции Бельгии 1831г., согласно которой наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая четвертая власть – муниципальная. Такой подход соответствовал определенным условиям того периода. Экономическая взаимозависимость территорий была слабой, что предопределяло относительную изолированность территориальных единиц и, соответственно, тенденцию к управленческой автономии на местах. Каждое местное сообщество решало исключительно собственные проблемы, практически не интересуясь положением дел в других сообществах. В рамках этого независимость местного самоуправления от государства казалась вполне естественной.

Во второй половине XIX века общественная теория местного самоуправления подвергается критическому переосмыслению. Из теории следовало, что территория государства должна состоять из территорий независимых самоуправляющихся сообществ, а это могло иметь далеко идущие отрицательные последствия, опасные для целостности и единства общества и государства. Простое заимствование организационно правовых форм этой модели не могло привести к реальным успехам в этих странах. Англосаксонская модель местного самоуправления сформировалась вследствие географического положения, особенностей исторического развития и индивидуалистической психологии жителей Великобритании и США, не переживших этапа централизации государственного управления, которая стала в течение длительного времени характерной чертой исторического развития целого ряда стран континентальной Европы и России.

Анализ зарубежного опыта организации муниципального самоуправления в странах англосаксонского типа показал, что автономия является ограниченной в рамках государственных полномочий. Как отмечал Г.В. Барабашев, характеризуя положение местной власти в странах англосаксонского типа, эволюция местного самоуправления, «многократно усилила государственную природу муниципальных институтов, срастив местные дела с общегосударственными интересами и поставив выборные муниципальные учреждения в сильнейшую административную и финансовую зависимость от правительства и министерств». Об этом также говорит судебная практика англосаксонских государств, которая любую спорную ситуацию между государственными органами и местным самоуправлением решают в пользу государственных органов, если рассматриваемый спор никак не отражается в законодательных актах страны.

 

 

Список используемой литературы

1. Прудников А.С. – Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах, 2007г.

  1. Прудников А.С., Белявский Д.С. – Местное самоуправление и муниципальное управление, 2009г.
  2. Кудинов О.А. – Муниципальное право РФ, 2009г.
  3. Ковешников Е.М. – Муниципальное право, 2008г.
  4. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. – Муниципальное право, 2007г.
  5. Алексеев А.П., Братановский С.Н. – Муниципальное право России, 2013г.
  6. Еремян В.В. – Муниципальное право зарубежных стран, 2008г.
  7. Коданева С.И. – Британский регионализм (конституционная реформа), 2008г.
  8. Дмитриев Ю.А. – Муниципальное право, 2009г.
  9. Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. – Муниципальное управление 2013г.
  10. Мухаев Р.Т. – Система государственного и муниципального управления, 2010г.
  11. Медведев Н.П. – Политическая регионалистика, 2005г.
  12. Дроботенко И.И. – Зарубежные модели местного самоуправления: опыт для России, Журнал «Власть», вып. 01.2010г.
  13. Первышов Е.А. Понимание и развитие статуса местных органов власти в США: историко-теоретический аспект: Автореф. Дисс. Ставрополь, 2001г.
  14. Белфастское соглашение, Североирландский акт 2000г., Belfast Agreement – http://www.nio.gov.uk; Northern Ireland Act 2000 – http://www.parliamentary-counsel.gov.uk.

 


Информация о работе Англосаксонская модель местного самоуправления