Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:56, реферат

Краткое описание

Культурный детерминизм в объяснении японской системы менеджмента.
Технологический детерминизм в объяснении японского системы менеджмента.
Характерные признаки и особенности японской системы управления.

Прикрепленные файлы: 1 файл

иум.docx

— 90.28 Кб (Скачать документ)

Проблема английского языка. Английский является основным языком делового общения в японских фирмах в Германии, что имеет очевидные объяснения: 1) те же самые фирмы действуют в других странах Европы, а также США; 2) все японцы с университетским образованием владеют английским языком, правда языковая практика их является недостаточной; 3) многие сотрудники японских МНК в Германии не являются ни немцами, ни японцами. При этом западные (в том числе немецкие) сотрудники не говорят на японском языке, а английский язык не является родным языком ни дтя местных менеджеров, ни для большинства экспатриантов.

Автономность германских подразделений японских МНК. Подразделения японских фирм в Германии располагают меньшей автономией по сравнению с североамериканскими. Возможно, это объяснятся тем, что свыше 60% из более 1000 японских компаний, действующих в Германии, на самом деле занимаются торговлей и услугами, и только 10% — имеют производственные подразделения.

Насколько приемлема автономия зарубежных подразделений японских корпораций. Этот вопрос тесно связан с возможностями для местных сотрудников и менеджеров занимать руководящие должности и быть вовлеченными в процесс принятия решений. Исследования показывают, что в очень редких случаях немцам могут быть предложены высшие управленческие должности в местных подразделениях японских фирм.

Статусная иерархия. Одной из отличительных особенностей формальных структур в Японии является стандартная система ранжирования, которая точно позиционирует работников по вертикальной статусной иерархии. Независимо от того, что представляет собой организация или организационная единица (фирма, государственное учреждение, учебное заведение), титулы и звания всегда обозначают одно и то же. Известный японский ритуал обмена визитными карточками во время деловых встреч призван уточнить уровни сторон.

Немцы тоже с почтением относятся к титулам и званиям, но количество рангов и уровней у них меньше и к тому же в разных организациях оно неодинаково. «В Германии трудно выяснить, кто — руководитель организации, а кто — ведущий менеджер по должности и уровню ответственности, — сетуют японцы. — Вы можете потратить много времени впустую, выяснив, что ваш партнер не имеет соответствующих полномочий. Из его визитной карточки нельзя понять его должность».

Новые тенденции в эволюции японского менеджмента

Долгое время японская система управления демонстрировала свою высокую эффективность и рассматривалась как западными, так и японскими специалистами как один из основных факторов экономических успехов страны. Однако резкое ухудшение экономической ситуации в 1990-е гг. подвергло ее серьезным испытаниям. Стали нарастать тенденции к кардинальной трансформации сложившейся в стране системы управления, прежде всего области кадрового менеджмента и таких связанных с ним систем, как пожизненный наем, система должностного продвижения по старшинству, повозрастная оплата труда. В практику управления персоналом в японских фирмах начали активно внедряться технологии, более свойственные традиции Запада, и особенно США, чем Японии. Система разделения труда, его специализация делает возможным такой переход. В возрасте примерно 50 лет с работниками обсуждают дальнейшие перспективы: они могут выбрать переход в другую компанию, или оставаться в компании до достижения пенсионного возраста. Эта система основана на уважении к людям и заметно отличается от системы «нанял—уволил». Система вознаграждения меняется от принципа равного уровня для всех работников на внутреннем рынке труда с небольшими различиями в рамках статусной системы к системе, допускающей более существенные различия в соответствии с уровнем навыков и квалификацией.

 

12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. и кризис японской модели экономики и управления

 

Современная экономика Австралии — экономика господства монополий, для которых период свободной конкуренции миновал более полвека назад.

Яркая характеристика экономики Австралии дана в программе Коммунистической партии Австралии — «Путь Австралии к социализму». В ней говорится: «Навсегда канула в вечность процветающая молодая колония XIX века с ее либеральной политикой и мелкими предприятиями, когда главную роль в экономике играли скотоводство и земледелие.

Мелкие промышленные предприятия уступили место гигантским фабрикам и сталелитейным заводам; промышленное производство обогнало сельскохозяйственное производство и заняло ведущее место в экономике...

Владелец мелкого предприятия уступает место монополисту, мелкому торговцу угрожает система универсальных магазинов, а крупные землевладельцы и землевладельческие компании приобретают все больший контроль над землей.

Такова основная экономическая тенденция нашего времени, когда финансовая олигархия господствует во всех областях жизни Австралии. Мы живем в эпоху монополий в промышленности, финансов и торговли...» 1

Все основные отрасли хозяйства Австралийского Союза находятся в руках крупных капиталистов, тесно связанных с английским и американским капиталом. В послевоенный период в стране значительно возросла роль американских монополий. Австралийское правительство проводит милитаризацию хозяйства, в связи с чем усилилась эксплуатация трудящихся, а вместе с этим и их борьба против реакционной политики, за свободу и мир.

Современная Австралия — развитая индустриально-аграрная капиталистическая страна, зависимая в экономическом и политическом отношении от Великобритании и США.

Капитализм в Австралии развивался, минуя феодальные отношения, и поэтому достиг значительного уровня во всех отраслях хозяйства. Роль мелкого производителя в австралийской экономике незначительна. Крупное капиталистическое производство господствует как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

Несмотря на относительно небольшую численность населения,. Австралия занимает по поставкам высококачественной шерсти на мировой рынок первое место. На долю этой страны приходится около Уз мирового производства шерсти. Австралия — один из крупнейших экспортеров пшеницы на мировой рынок. Она занимает видное место по запасам и добыче цветных металлов- свинца, цинка, серебра, золота и др. Ей же принадлежит около 80% мировой добычи сырья для производства титана. В Австралии огромные потенциальные возможности для развития горнодобывающей промышленности.

Для современной Австралии характерна высокая концентрация капитала и производства. Уже к началу второй мировой войны основные отрасли ее экономики были монополизированы. Концентрация и централизация капитала еще более усилилась в годы второй мировой войны и особенно в послевоенный период.

По официальным данным австралийской статистики, на предприятиях обрабатывающей промышленности (с числом занятых свыше 100 человек), составляющих лишь 3,2% фабрик и заводов страны, трудится более половины всех промышленных рабочих. В том числе на наиболее крупных из них, составляющих только 0,5% всех предприятий, сконцентрировано около 28% всех рабочих Австралии. 75 крупнейших фирм владеют 2/s основного капитала обрабатывающей промышленности, а 5% держателей акций имеют около 50% всего количества акций.

В ряде отраслей, как например в черной металлургии, все производство монополизировано какой-либо одной компанией. Производство цинка, бумаги, пластмасс, щелочей, хлора электроламп, асбеста, спичек, табачных изделий и автомобилей контролируют три крупнейших компании. Семь коммерческих банков контролируют 92,4% всех банковских операций. На долю четырех компаний приходится около 2/3 оптового и розничного товарооборота страны.

Не только в промышленности, но также и в сельском хозяйстве монополизация достигла огромных размеров. Например, пять скотоводческих компаний сбывают 2/3 всей австралийской шерсти.

В целом господствующее положение в экономике страны принадлежит австралийской финансовой олигархии, возникшей в результате слияния и взаимопроникновения банковских и промышленных корпораций.

Современной Австралией владеют 50 богатейших семейств миллионеров.

Члены этих семейств являются директорами 230 компаний с оплаченным капиталом в 885 млн. ф. ст. Им принадлежат 6 из 7 частных торговых банков, 5 из 7 крупнейших страховых обществ, все крупные финансовые компании, а также компании, занимающиеся продажей в рассрочку, большие розничные универсальные магазины, крупные горнодобывающие и промышленные предприятия, кроме тех, которые находятся во владении иностранного капитала и не имеют представителей в Австралийском совете директоров. По оценке фондовой биржи, капитал этих 230 компаний составляет (с учетом текущей рыночной цены акций)по меньшей мере в 2,5 раза большую сумму, чем 885 млн. ф. ст.

50 богатых семейств  объединены в три основные  монополистические группы. Они связаны  между собой не только деловыми  узами, участвуя в правлении директоров  компаний, но и брачным родством. Последнее обстоятельство играет  немаловажную роль для концентрации  капитала. Господствующие в стране  богатые семейства имеют свои  мужские и женские клубы, посылают  своих детей в привилегированные  школы, колледжи, часто в Оксфорд  и Кембридж, чтобы подготовить  их родителям-миллионерам замену  на вершине общественной лестницы. Миллионеры господствуют не только  в экономике и финансах страны, они являются членами парламента, лидерами правых профсоюзов и  буржуазных партий и руководят  кабинетом министров. Они живут  в роскошных буржуазных кварталах  крупнейших городов страны. Особенно  их много в Тураке, небольшом пригороде Мельбурна. Улица Сент-Джордж-Роуд в центре Турака, несомненно, является самой богатой улицей Австралии и одной из богатейших в мире.

Монополисты 50 семейств

Монополисты 50 семейств сплочены на классовой основе, противостоят рабочему классу и другим слоям трудящегося населения Австралии.

Об этих монополистах, владеющих Австралией, хорошо сказано в резолюции XIX Национального съезда Коммунистической партии Австралии: «Гигантский рост монополий привел к тому, что страной управляют 50 монополистических семейств, возглавляемых Дарлингами, Саймами, Майерами, Ферфаксами и Ноксами... Эти и им подобные монополистические семейства, связанные взаимными капиталовложениями, родственными узами и принадлежностью к замкнутому социальному кругу, являются фактическими хозяевами Австралии»1.

Богатства Австралии и возможности для приложения капиталов издавна привлекали внимание иностранных монополистов. Пять крупнейших австралийских монополистических концернов в Мельбурне, Сиднее и Аделаиде контролируют огромный капитал. Под контролем этих монополий находится почти вся черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство тонкорунной шерсти, табака, сахара, а также ряд других ведущих отраслей экономики. Все богатства страны фактически принадлежат 20 финансовым королям. Из них только одно семейство мультимиллионеров Байе контролирует капитал не менее чем в 70 млн. ф. ст. В руках монополистов находится вся крупная печать и радиостанции. Они же занимают важные правительственные посты и постоянно руководят кабинетом министров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в  
 России и за рубежом, № 5, 2005. 
2 Грейсон Д., О'Делл К.  Американский менеджмент на пороге XXI  
 века. – М.: Экономика, 1991.  
3 Картавый М.А., Нехашкин А.Н. Методологические принципы  
 формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за  
 рубежом, № 3, 1999.  
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с  
 англ. – М.: Дело, 2000.  
4 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.:  
 Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003.  
6 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –  
 М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.  
7 Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для  
 вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 


Информация о работе Японская модель менеджмента