Терроризм как тип информационных войн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Доктрина превращения страха в орудие власти принадлежит якобинцам и подробно изложена в сочинениях Марата. Для создания массового страха новое государство шло на разрушение собственного образа как гаранта права — государство само организовывало «как бы стихийные» погромы тюрем с убийством политических заключенных. Марат же сформулировал важнейший тезис: для завоевания или удержания власти путем устрашения общества (это и есть политический смысл слова «террор») необходимо создать обстановку массовой истерии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

террор.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Доктрина превращения  страха в орудие власти принадлежит  якобинцам и подробно изложена в  сочинениях Марата. Для создания массового  страха новое государство шло  на разрушение собственного образа как  гаранта права — государство  само организовывало «как бы стихийные» погромы тюрем с убийством политических заключенных. Марат же сформулировал важнейший тезис: для завоевания или удержания власти путем устрашения общества (это и есть политический смысл слова «террор») необходимо создать обстановку массовой истерии.

 

Вслед за государством террор в «войне всех против всех» стали  использовать и политические силы, борющиеся с государством (или  с его противниками). Так возник терроризм как средство устрашения общества и государства в политических целях. Главной целью его является не убийство конкретных личностей: а именно воздействие на чувства широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы» (заметим, что терроризм бывает проправительственный: а часто и государственный. Но главное: что правящие круги научились использовать в своих целях страх, создаваемый террористами любых мастей, так что часто трудно бывает точно определить, кем созданы «красные бригады» и на кого они работают). Таким образом, терроризм - средство психологического воздействия. Его главный объект - не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель - не убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы - инструмент, убийство - метод. Этим терроризм отличается от диверсионных действий, цель которых — разрушить объект (мост, электростанцию) или ликвидировать противника. Иногда цели совпадают (например, в покушениях на политических деятелей), но мы будем говорить лишь о терроризме, направленном против населения.

Цель террористов - создание именно невротического страха. Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Иногда это действия, которые выгодны террористам или чаще - заказчикам, нанимателям террористов. Иногда самый большой выигрыш получают политики, которые бесплатно пользуются «чужим» терактом (например, для режима Ельцина дестабилизация сознания в результате взрывов была исключительно выгодна. На волне психоза можно было или укрепить самого Ельцина («коней на переправе не меняют»), или загодя без шума убрать его, призвав общество сплотиться вокруг «нового правительства». 

Мы не можем жить без  газет и телевидения, но эти средства могут быть пособниками террористов в создании неадекватного страха, а могут быть «антитеррористами». В СССР терроризма не было - во многом потому, что цели его были недостижимы. Советские СМИ не брали интервью у убийц и не транслировали ужас. А сегодня, например,телевидение России - соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам. В 1996 г. телевидение поэтизировало Басаева, непрерывно показывало его мужественную бороду, пускало лживую слезу («ах, у него при бомбежке погибла вся семья») и умилялось («ах, он подарил русским детям-сиротам в Грозном телевизор»). Но главное, ему предоставлялся эфир - что абсолютно неприемлемо, если с терроризмом хотят бороться, а не помогать ему.

После взрывов посольств США в столицах Кении и Танзании в 1998 годуАль-Каида приобрела статус террористической организации № 1 в мире. На счету «Аль-Каиды» — планирование и осуществление целого ряда крупных террористических актов, в том числе терактов 11 сентября 2001 года[1] в США. Цепь событий, начавшаяся с нападения 11 сентября 2001 года, и связанная с деятельностью «Аль-Каиды» и мерами по её подавлению, известна как Война против терроризма.

По данным ЦРУ, через тренировочные лагеря Аль-Каиды в Афганистане за 1989—2001 годы прошло от 25 до 100 тыс. рекрутов. Аналогичные лагеря были созданы и функционировали в Судане, на Кавказе, на Балканах, во многих государствах Ближнего и Дальнего Востока. В результате членами Аль-Каиды являются выходцы практически из всех мусульманских государств и регионов мира. Ячейки Аль-Каиды обнаружены в 34 странах мира.

 

Газета «Вашингтон Пост» опубликовала очень интересную статью об использовании хайтека сотрудниками террористической организации «Аль-Каида». Речь идёт не только о самом современном компьютерном оборудовании, ноутбуках Sony, цифровых видеокамерах и стойкой криптографии с помощью программы PGP, но и об уникальных методах онлайновой пропаганды. Некоторые из них являются ноу-хау в области взлома социальных сетей. Фактически, «Аль-Каида» воспринимает западное общество, живущее в плотном информационном поле, как одну большую, тесно переплетённую, социальную сеть и умело манипулирует ею с помощью тщательно продуманных воздействий, в том числе используя YouTube, Википедию и проч.

Наглядный пример манипуляций — действия одного из руководителей организации Аймана Завахири, за голову которого американцы дают $25 млн. Неизвестно, где скрывается Айман, однако он периодически даёт онлайновые интервью и отвечает на вопросы, которые ему присылают через интернет. После начала этой акции в декабре прошлого года террорист получил 1888 вопросов от журналистов и простых граждан. Он старательно отвечает примерно на пятую часть вопросов, в том числе на враждебные. Естественно, такой пиар даже от врага даёт потрясающий эффект в условиях свободного западного общества, которое не может блокировать контрпропаганду. Интервью с врагом публикуют даже национальные СМИ.

На самом деле «Аль-Каида» развернула очень бурную деятельность за последние годы: например, они  снимают кучу документальных фильмов, в том числе выкладывают версии для iPod’ов и мобильных устройств. За прошлый год отснято 97 оригинальных фильмов: в шесть раз больше, чем в 2005 году. Одним из шедевров террористической пропаганды стал 80-минутный документальный фильм “The Power of Truth”, вышедший в сентябре прошлого года. Даже западные эксперты признают мастерство его создателей.


В последнее  время все большую озабоченность  на Западе вызывает пропаганда, которую  ведет с использованием современных  информационных технологий международная террористическая сеть «Аль-Каида». Многие наблюдатели фактически признают, что США проигрывают в борьбе за мусульманский мир, потому что не могут справиться с эффективной и хорошо организованной пропагандой, осуществляемой исламскими террористами с помощью интернета.

Особую тревогу  в США вызывает неспособность  американских спецслужб нейтрализовать идеологическую аргументацию, которую  используют пропагандисты «Аль-Каиды». Миллионы долларов, вкладываемые в  контрпропаганду, пока не дают нужного  эффекта, идеи и лозунги исламистов становятся все более популярными не только в мусульманских странах, но и в мусульманских общинах в США и Западной Европе. К примеру, британская полиция в ходе борьбы с доморощенными террористическими ячейками на территории Соединенного Королевства регулярно обнаруживает видео с обращениями идеологов «Аль-Каиды».

«Война с терроризмом  превратилась в войну идей и пропаганды, которая ведется по телевидению  и в интернете», – написала вчера  влиятельная американская газета Washington Post. Журналисты издания, опираясь на мнение экспертов и официальных лиц, утверждают, что руководству «Аль-Каиды» удалось в последние годы создать мощный пропагандистский аппарат, который позволяет без всякого риска регулярно обращаться на многих языках к своим сторонникам и вести вербовку боевиков по всему миру. Несмотря на все усилия, спецслужбам США так и не удалось обнаружить источник, из которого появляются видеопленки с обращениями Усамы бен Ладена и других главарей «Аль-Каиды».

В последнее время новые видео- или аудиообращения лидеров «Аль-Каиды» появлялись во Всемирной паутине каждые 3–4 дня. Сейчас американские официальные лица признают, что упустили возможность ликвидировать пропагандистские структуры «Аль-Каиды» еще в 2004 году на стадии их формирования, а теперь они практически неуязвимы.

Производством пропагандистских роликов занимается исламистский медийный центр «Ас-Сахаб», который располагает новейшим оборудованием  и штатом квалифицированных специалистов. Распространение готовых материалов обеспечивает специальная сеть «Аль-Фаджр», которая активно использует для этого возможности интернета. У этой структуры насчитывается множество активных членов по всему миру, а также тысячи «запасных игроков», которые могут в любой момент занять место арестованных или ликвидированных спецслужбами оперативников. Она децентрализована, то есть не имеет центров управления, которые можно уничтожить. «Аль-Фаджр» получает материалы от радикальных группировок из Ирака, Северной Африки, Йемена, Афганистана, Индонезии и других регионов, а затем осуществляет их распространение. Причем даже закрытие отдельных сайтов не может помешать работе «Аль-Фаджр»: пропагандистские материалы появляются сразу повсюду.

Попытки американских законодателей заставить интернет-провайдеров пресекать оборот и распространение исламистской пропаганды оказались неэффективными ввиду того, что материалы, преследуемые в американском сегменте Всемирной паутины, просто появлялись на сайтах, не подконтрольных властям США.



Информация о работе Терроризм как тип информационных войн