Типологические и индивидуальные черты в романе И.С Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и рассмотреть основные типологические и индивидуальные черты произведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС ЖАНРА РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА 7
1.1 Истоки романного творчества И.С. Тургенева 7
1.2 Жанровое своеобразие романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 9
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» И.С. ТУРГЕНЕВА 13
2.1 «Дворянское гнездо» как наиболее совершенный из тургеневских романов 1850-х гг. 13
2.1 Авторская концепция героя как индивидуальная черта в романе «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Тургенев Дворянское гнездо 1.docx

— 59.19 Кб (Скачать документ)

Психологизм И.С. Тургенева  «имеет довольно-таки жёсткие границы» [13, с.53]: характеризуя своих героев в романе «Дворянское гнездо», он, как правило, воспроизводит не сам поток сознания, а результат его, что находит внешнее выражение – в мимике, жесте, краткой авторской характеристике: «Вошел человек высокого роста, в опрятном сюртуке, коротеньких панталонах, серых замшевых перчатках и двух галстуках - одном черном, сверху, другом белом, снизу. Все в нем дышало приличием и пристойностью, начиная с благообразного лица и гладко причесанных висков до сапогов без каблуков и без скрыпу» [17].

Не случайно писатель основной принцип психологического метода сформулировал  следующим образом: «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни  явлений, но представляет только самые  явления – в их расцвете или  увядании» [19, с.5].

В.А. Недзвецкий относит романы Тургенева к типу «персонального романа XIX века» [11, с.54]. Этот тип романа характеризуется тем, что как в содержательном, так и структурном отношении предопределен историей и судьбой «современного человека», развитой и осознающей свои права личности. «Персональный» роман открыт житейской прозе далеко не беспредельно. Как отмечал еще Н.Н.Страхов, Тургенев насколько мог, искал и изобразил красоту нашей жизни [16, с.190]. Это вело к отбору явлений по преимуществу духовных и поэтических. В.А. Недзвецкий справедливо отмечает: «Художественное исследование судьбы человека в непременной связи и соотношении с его практическим долгом перед обществом и народом, а также общечеловеческий разворот проблематики и коллизий закономерно придали гончаровско- тургеневскому роману то широкое эпическое дыхание» [11, с.55].

Первый период романного  творчества писателя относится к 1850-м  годам. В эти годы сложился классический тип тургеневского романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы  и дети»), вобравший и глубоко  преобразовавший художественный опыт романистов первой половины столетия, а впоследствии оказавшим разностороннее влияние на романы 1860 – 1880-х годов. «Дым» и «Новь» представляли другой жанровый тип, связанный с иным историческим и литературным окружением.

Тургеневский роман не мыслим без крупного общественного  типа. В этом одно из существенных отличий  тургеневского романа от его повести. Характерная особенность структуры  тургеневского романа – подчеркнутая непрерывность повествования. Исследователи  отмечают, что «Дворянское гнездо, написанное в пору расцвета таланта  писателя, изобилуют сценами, как  бы не завершенными в своем развитии, полными значения, не раскрываемого  до конца. Основная цель И. С. Тургенева  – нарисовать лишь в главных чертах духовный облик героя, рассказать о  его идеях.

Лаврецкий является выразителем  уже следующего этапа общественной истории России — 50-х годов, когда  «деяние» накануне реформы приобретает  черты большей социальной конкретности. Лаврецкий уже не Рудин, дворянский просветитель, отрешенный от всякой почвы, он ставит перед собой задачу научиться  пахать землю и нравствен воздействовать на народную жизнь путем ее глубокой европеизации.

И.С. Тургенев рисует представителей своего времени, поэтому его персонажи  всегда приурочены к определенной эпохе, к определенному идеологическому  или политическому движению.

Характерной чертой своих  романов писатель считал наличие в них исторической определенности, связанной с его стремлением передать «самый образ и давление времени». Ему удалось создать роман об историческом процессе в его идеологическом выражении, о смене исторических эпох, о борьбе идейно-политических направлений. Роман И.С. Тургенева стал историческим не по теме, а по способу изображения. С острым вниманием следя за движением и развитием идей в обществе, автор убеждается в непригодности старого, традиционного, спокойного и обширного эпического повествования для воспроизведения современной бурлящей общественной жизни.

Г.Б. Курляндская, В.А. Недзвецкий и др. отмечают те черты стиля, в  которых сказалась жанровая близость тургеневского романа повести: лаконичность изображения, концентрация действия, сосредоточенность  на одном герое, выражающем своеобразие  исторического времени и, наконец, выразительная концовка. В романе иной, чем в повести, угол зрения на русскую действительность (не «через себя», но от общего к отдельному), иная структура героя, скрытый психологизм, открытость и смысловая подвижность, незавершённость жанровой формы. В  простоте, сжатости и гармоничности  заключаются особенности структуры  тургеневских романов.

 

ГЛАВА 2

ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»  И.С. ТУРГЕНЕВА

 

2.1 «Дворянское гнездо»  как наиболее совершенный из тургеневских романов 1850-х гг.

 

Второй роман «Дворянское  гнездо» занимает особое место в  эпической прозе И.С. Тургенева  – это один из самых поэтических  и лирических романов. Писатель с  исключительной симпатией и грустью  пишет о людях того класса, к  которому он принадлежит по своему рождению и воспитанию. Это является индивидуальной чертой романа.

«Дворянское гнездо» - одно из самых замечательных художественных созданий И.С. Тургенева. В этом романе очень сжатая композиция, действие протекает в краткие сроки - немногим более двух месяцев, - при большой композиционной строгости и стройности. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое и вычерчивается весьма последовательно.

Действие в «Дворянском  гнезде» развивается медленно, как  бы соответствуя медленному течению  жизни дворянской усадьбы. При этом четко мотивируется каждый сюжетный поворот, каждая ситуация. В романе все поступки, симпатии и антипатии  героев вытекают из их характеров, миросозерцания и обстоятельств их жизни. Развязка романа глубоко мотивирована характерами  и воспитанием главных героев, а также сложившимися обстоятельствами их жизни.

О событиях романа, о драме  любимых им героев И.С. Тургенев повествует спокойно в том смысле, что он вполне объективен, видя свою задачу в  анализе и верном воспроизведении  жизни, не допуская никакого вмешательства  в нее воли автора. Свою субъективность, свою душу И.С. Тургенев проявляет в том удивительном лиризме, который составляет своеобразие художественной манеры писателя. В «Дворянском гнезде» лиризм разлит как воздух, как свет, особенно там, где появляются Лаврецкий и Лиза, окружая глубоким сочувствием печальную историю их любви, проникая в картины природы. Иногда И.С. Тургенев прибегает к авторским лирическим отступлениям, углубляющим те или иные мотивы сюжета. В романе больше описаний, чем диалогов, и автор чаще говорит, что происходит с героями, чем показывает их в поступках, в действии.

Психологизм романа «Дворянское  гнездо» огромен и очень своеобразен. И.С. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая внимание читателя не на самом процессе переживаний, а на его внутренне же подготовленных результатах: нам ясно, как постепенно возникает в Лизе любовь к Лаврецкому. И.С. Тургенев заботливо отмечает отдельные этапы этого процесса в их внешнем проявлении, но о том, что делалось в душе Лизы, мы только догадываемся.

Лиризм в романе проявляется  в изображении любви Лаврецкого и Лизы Калитиной, в создании лирического  образа-символа «дворянского гнезда», в поэтически выразительных картинах природы. Мнение ряда исследователей о  том, что И.С. Тургенев делает в «Дворянском  гнезде» последнюю попытку найти  героя времени в передовом  дворянстве нуждается в корректировке. В тургеневском романе наряду с осмыслением исторического заката «дворянских гнёзд» утверждаются «вечные» ценности культуры дворянства. Для писателя – дворянская Россия – неразрывная часть национальной русской жизни. Образ «дворянского гнезда» - «хранилище интеллектуальной, эстетической и духовной памяти поколения» [20, с.587].

И.С. Тургенев ведет своих  героев дорогой испытаний. Переходы Лаврецкого от безнадежности к необычайному подъему, рожденному надеждой на счастье, и снова к безнадежности создают  внутренний драматизм романа. Такие  же перипетии испытала и Лиза, на мгновение отдавшаяся мечте о  счастье и тем сильнее затем  почувствовавшая себя виноватой. Вслед  за рассказом о прошлом Лизы, заставляющим читателя от всей души пожелать ей счастья  и радоваться ему, Лизу вдруг постигает  страшный удар — приезжает жена Лаврецкого, и Лиза вспоминает, что  она не имеет права на счастье.

В эпилоге «Дворянского гнезда»  звучит элегический мотив скоротечности  жизни, стремительного бега времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье и добился того, чего хотел – сделался хорошим хозяином, выучился пахать землю, улучшил быт своих крестьян. В сцене встречи Лаврецкого с молодым поколением дворянского гнезда Калитиных выражено предчувствие И.С. Тургеневым ухода в прошлое целой эпохи русской жизни.

Эпилог романа является концентрированным  выражением всей его проблематики, символического, образного значения. В нем заключен основной лирико-трагический  мотив, передана атмосфера и настроение увядания, исполненного поэзии заката. При этом И.С. Тургенев показывает, что  в русском обществе подспудно  зреют новые, лучшие, светлые силы.

Если в «Рудине» И.С. Тургенева  главным образом привлекала сфера  умственной жизни и духовного  развития русского общества, то в «Дворянском  гнезде», при всем внимании писателя к некоторым проблемам начала 40-х годов, связанным с западничеством и славянофильством, его главный  интерес сосредоточился на жизни  души и сердца героев романа. Отсюда эмоциональный тон повествования, преобладание в нем лирического  начала.

«Дворянское гнездо» - наиболее совершенный из тургеневских романов. Как отмечал Н.Страхов, «Тургенев насколько мог, искал и изображал красоту нашей жизни» [16, с.190]. Художественное исследование судьбы героя в соответствии с его долгом перед обществом и народом сочеталось с общечеловеческой проблематикой.

Роман «Дворянское гнездо»  явился выражением раздумий И.С. Тургенева  о русском человеке и его историческом признании, что является типологической чертой всех романов писателя.

Проблематика романа достаточна сложна. Это поиски смысла жизни; вопрос о положительном герое; это судьба родины, что самое главное для  писателя; своеобразно трактуется в  романе женский вопрос; проблема поколений, широко отражённая в романе, предваряет появлений «Отцов и детей»; в произведении затронут и такой важный для писателя вопрос, как судьба таланта и его  связь с родиной.

2.1 Авторская концепция  героя как индивидуальная черта  в романе «Дворянское гнездо»  И.С. Тургенева

 

В своих романах И.С. Тургенев, как правило, точно обозначает время  действия (типологическая черта): события  в романе относятся к 1842году, когда  определились расхождения между  западниками и славянофилами. Попытка  привить молодому Лаврецкому посредством  системы домашнего воспитания западный, по природе своей рациональный, идеализм его натуре окончилась неудачей. Образ  Лаврецкого, которого ещё Ап. Григорьев назвал «обломовцем», был близок русским читателям славянофильской и почвеннической ориентации: его с одобрением встретил Ф.М. Достоевский.

В статье «По поводу «Отцов и детей»» И.С. Тургенев, снова  назвав себя западником, объяснил появление  героя славянской ориентации в своём  творчестве тем, что не хотел грешить  против жизненной правды, как она  ему представлялась в то время. В  лице Паншина «Тургенев разоблачает  ту западную ориентацию, которая являет собой отрыв от народной почвы, полное невнимание ко всему «народному»» [19, с.12]. Лаврецкий является «выразителем общедемократических настроений той дворянской интеллигенции, которая стремилась к сближению с народом» [19, с.12]. Весь роман – это в какой-то мере полемика между Лаврецким и Паншиным. Отсюда такой накал спора и непримиримости этих персонажей.

И.С. Тургенев разбивает действующих  лиц на две категории по степени  их близости к народу и с учетом той среды, которая формировала их характеры. С одной стороны, Паншин – представитель чиновничества, преклоняющийся перед Западом, с другой – Лаврецкий, воспитанный, несмотря на англоманство отца, в традициях русской народной культуры.

С одной стороны, Варвара  Павловна Лаврецкая, отдавшаяся парижским  нравам и обычаям полубогемы, не чуждая, правда, эстетических влечений, с другой – Лиза Калитина с острым чувством родины и близости к народу, с высоким сознанием нравственного долга. Основа побуждений как Паншина, так и Варвары Павловны – это эгоизм, житейское благополучие. Следует согласится с В.М. Марковичем, который относит Паншина и Варвару Павловну к персонажам, «занимающим «низший уровень» среди действующих лиц романа, что соответствует взглядам Тургенева. И Варвара Павловна, и Паншин не мечутся, а сразу устремляются к реальным жизненным ценностям» [10, с.93].

И.С. Тургенев следующим образом  описывает Паншина: «С своей стороны, Владимир Николаич во время пребывания в университете, откуда он вышел с чином действительного студента, познакомился с некоторыми знатными молодыми людьми и стал вхож в лучшие дома. Его везде охотно принимали; он был очень недурен собою, развязен, забавен, всегда здоров и на все готов; где нужно - почтителен, где можно - дерзок, отличный товарищ, un charmant garcon (прелестный малый (франц.)). Заветная область раскрылась перед ним. Паншин скоро понял тайну светской науки; он умел проникнуться действительным уважением к ее уставам, умел с полунасмешливой важностью заниматься вздором и показать вид, что почитает все важное за вздор; танцевал отлично, одевался по-английски. В короткое время он прослыл одним из самых любезных и ловких молодых людей в Петербурге. Паншин был действительно очень ловок, - не хуже отца; но он был также очень даровит. Все ему далось: он мило пел, бойко рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене. Ему всего пошел двадцать восьмой год, а он был уже камер-юнкером и чин имел весьма изрядный. Паншин твердо верил в себя, в свой ум, в свою проницательность; он шел вперед смело и весело, полным махом; жизнь его текла как по маслу. Он привык нравиться всем, старому и малому, и воображал, что знает людей, особенно женщин: он хорошо знал их обыденные слабости. Как человек не чуждый художеству, он чувствовал в себе и жар, и некоторое увлечение, и восторженность, и вследствие этого позволял себе разные отступления от правил: кутил, знакомился с лицами, не принадлежавшими к свету, и вообще держался вольно и просто; но в душе он был холоден и хитр, и во время самого буйного кутежа его умный карий глазок все караулил и высматривал; этот смелый, этот свободный юноша никогда не мог забыться и увлечься вполне. К чести его должно сказать, что он никогда не хвастался своими победами» [17].

Информация о работе Типологические и индивидуальные черты в романе И.С Тургенева «Дворянское гнездо»