Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:55, доклад

Краткое описание

Говорят, что у поэта или любого другого Творца нет и не может быть Родины, ведь гений должен принадлежать всему миру, он должен быть обозрим и виден всем. «Поэта в России – больше, чем поэт», - некогда сказал Евтушенко, так и есть. В русской душе, тем более в такой трогательной и бесконечно ранимой, как душе поэта, любовь к Родине доходит до какого-то безумства и паранойи. Марина Цветаева не является исключением, а скорее ярким примером данного.

Прикрепленные файлы: 1 файл

тема Родины Цветаева (1).doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

 

Говорят, что у поэта или любого другого Творца нет и не может быть Родины, ведь гений должен принадлежать всему миру, он должен быть обозрим и виден всем. «Поэта в России – больше, чем поэт», - некогда сказал Евтушенко, так и есть. В русской душе, тем более в такой трогательной и бесконечно ранимой, как душе поэта, любовь к Родине доходит до какого-то безумства и   паранойи. Марина Цветаева не является исключением, а скорее ярким примером данного. Но откуда это? В то время, как некоторые со спокойным, простёртым сердцем отрицает любовь, отрекается от своей Матери, отчего те, кто страдал от Родины, сбегал от неё, но всегда оставался ей верен, отчего эти люди были таковыми?

Марина Цветаева родилась в интеллигентной семье, детство для поэтессы стало лучшем временем в её жизни, зачастую это подтверждают её стихотворения или поздние воспоминания: «Ты дал мне детство - лучше сказки».

Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, известный искусствовед, филолог, профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), происходил из семьи священника Владимирской губернии. Мать поэтессы, Мария Александровна происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественной, талантливой пианисткой, учившейся у Рубинштейна. Отверженность и мятежность, сознание возвеличенности и избранничества, любовь к поверженным стали определяющими моментами воспитания, которые сформировали облик Цветаевой. Можно с уверенностью утверждать, что те светлые моменты навсегда запечатлелись в сознании ребёнка, и, быть может, именно с тех пор в сердце великой поэтессы образ Родины стал ведущим, ибо не знала Марина горя, жизнь протекала в счастье и безмерной любви родителей. В интеллигентной семье читалось много книг, а книги, как известно, часто учат нас любви, нравственности, а что может быть выше и более морально, нежели любовь к Родине? Книги и ей учат, как ничему другому. Детство – это ключевая, самая ответственная пора в жизни человека за формирование его мысли, её живости и направленности. И то, как воспринимала свою жизнь в те годы поэтесса, стало значимым фактором для понимания своей Родины, ведь она, как и всё прочие, казалось «сказкой», волшебным, неисчерпаемым чудом!

Тема Родины звучит в поэзии практически каждого поэта, для кого-то она – лишь минутное прозрение и пара строк в порыве. Но для других – это вечная канонада, беспрерывный голос, который не утихает и не может замолчать. В творчестве Марины Цветаевой Родина занимает определённое и явно немало важное место. Если большинству из нас известно, что «Русь Святая» - это образ определённо есенинский, то мало кто знает, что образ именно Руси, Московской, Древней Руси – неотъемлемый символ в поэзии Марины Цветаевой со свей своей атрибутикой. В целом всю лирику поэтессы, посвящённую России, можно условно поделить на две группы:

 

    1. Отрешённо-историческая. – в ней более задействованы исторические личности, однако зачастую Цветаева обходится и без них - её слог, образы,  ритмика создают ощущение этой историчности, стародавности, былинности, в пример стоит привести: «Ханский полон», «Стенька Разин», «О Москве», «Петру», «Плач Ярославны». Также Марина пишет поэмы-сказки: «Царь-девица» и «Молодец».  Они звучат будто народное сказание, повествуя о былой Руси, о дальних временах.
    2. Личностно-одинокая. – самым ярким примером данного является «Тоска по родине – давно» или «Лучина». В такого рода стихотворениях на первый план выходит тема одиночества и горькой судьбы самой поэтессы, навсегда переплетённой с жизнью Родины, разъединить которые, наверняка, и можно бы, да это как отречься от сестры своей родной.

 

Лирика Марины Цветаевой, относящаяся к первой группе, очень специфична и неповторима в своём роде, поэтесса пишет о своей Древней Родине будто очевидец тех далёких событий, тех времён.  В пример можно привести «Стихи о Москве»:

 

В дивном граде сем,

В мирном граде сем, 
Где и мертвой - мне 
Будет радостно, - 
Царевать тебе, горевать тебе, 
Принимать венец, 
О мой первенец!

 

Поэтесса, будто вместе с народом переживает те дикие времена, когда он изнывал от ига татарского, погибал и вымирал, мысли такие отразились в стихотворении «Ханский поло́н»:

 

Град мой в крови,

Грудь без креста, -

Усынови,

Матерь-Верста!

Нетоптанный путь,

Непутевый огонь. -

Ох, Родина-Русь,

Неподкованный конь!

 

История страны – есть отображение всего, что было в ней: культуры, быта, страданий, целей и достижений. Так, в своём «Плаче Ярославны» Цветаева поднимает не просто тему патриотизма, а создаёт выразительный колорит, чем зачастую отличаются её исторические стихотворения:

 

— Ветер, ветер!

— Княгиня, весть!

Князь твой мертвый лежит —

За честь!

 

  Можно бесконечно перечислять такого рода стихотворения Марины Цветаевой. Но всех их объединяет то, что обращаясь к своей истории с огромной любовью и неподдельным чувством, Марина Цветаева видит в ней много боли, переживает за неё, но всегда настаивает на вечности своей культуры:

 

Гришка-Вор тебя не ополячил, 
Пётр-Царь тебя не онемечил. 
Что же делаешь, голубка? — Плачу. 
Где же спесь твоя, Москва? — Далече. 
 
— Голубочки где твои? — Нет корму. 
— Кто унёс его? — Да ворон чёрный. 
— Где кресты твои святые? — Сбиты. 
— Где сыны твои, Москва? — Убиты.

 

Или стихотворение «Как закон голубиный вымарывая», в котором поэтесса даёт свою оценку гражданской войне через всё тот же образ давний, но вечный:

 

Побратавшись да левая с правою, 
Встанет — всем Тамерланам на грусть! 
В струпьях, в язвах, в проказе — оправдана, 
Ибо есть и останется — Русь.

Эх вы правая с левой две варежки! 
Та же шерсть вас вязала в клубок! 
Дерзновенное слово: товарищи 
Сменит прежняя быль: голубок.

Здесь проявляется всё тот же образ «Голубка», как и в стихотворении «Гришка-вор тебя не онемечил». Этот символ в поэзии Марины Цветаевой становится образом, воплощением духовности России. Как известно, голубь издавна считался Божиим посланником, олицетворением Духа Святого, красоты и доброты. В народных колыбельных голуби воркуют, успокаивая дитя, он – это представления людей о счастье и любви. Видимо, именно такою Цветаева и видит свою Россия: чистую, нежную и безупречно красивую.  Однако не отходя от темы России  XX века в лирике Цветаевой, стоит упомянуть стихотворение «Бог прав»:

Бог прав 
Тлением трав, 
Сухостью рек, 
Воплем калек, 
 
Вором и гадом, 
Мором и гладом, 
Срамом и смрадом, 
Громом и градом. 
 
Попранным Словом. 
Про́клятым годом. 
Пленом царёвым. 
Вставшим народом.

 

Это стихотворение говорит о том, что поэтесса, несмотря на ужасы прошлого и нынешнего, любит и принимает свою Родину, ибо всё то, что дал ей в испытание Бог – ей по силам, так и должно быть, ибо России – это отдельный непостижимый мир, испытуемый Богом для пущей могущественности и величественности, не данных другим.  
                

Но всё-таки Цветаева не отрицает и того, что наследие, доставшееся ей, - это горькая доля, это испытание не только народу, но и каждому отдельному человеку русскому:

 

Рябину  
Рубили 
Зорькою. 
Рябина- 
Судьбина 
Горькая. 
Рябина- 
Седыми 
Спусками... 
Рябина! 
Судьбина 
Русская.

 

Этот образ рябины появляется в творчестве поэтессы неоднократно. Дерево это в свою очередь название своё и получило от того, что «рябо», то есть ярко, кроваво. Рябина является ключевым в одном из самых известных её стихотворениях: «Тоска по Родине – давно…». В этом произведении на первое место выходит не столько любовь к Родине, хотя, безусловно,  именно ею, именно надежной на неё и оканчивается стихотворение, сколько одиночество автора и его осознание того, что нигде никому он не нужен, что Родина, али нет – всё пусто и бессмысленно. Однако именно она даёт надежду, даёт возможность верить и жить ею, дабы выжить там, где всё видимо, но не осязаемо. Находясь в эмиграции, безусловно, Марина восхищалась многим непохожим на её дом, по-своему любила это новое, принимала, что подтверждают её стихи к Чехии, произведения об Италии, Франции и Германии. Но никогда мысль о возвращении на Родину не покидала поэтессу, это доказывает хотя бы стихотворение «Лучина»:

 

До Эйфелевой — рукою 
Подать! Подавай и лезь. 
Но каждый из нас — такое 
Зрел, зрит, говорю, и днесь, 
 
Что скушным и некрасивым 
Нам кажется <ваш> Париж. 
«Россия моя, Россия, 
Зачем так ярко горишь?

 

Россия для Марины Цветаевой – образ жертвы, мученицы и страдалицы,  какою являлась и она сама, так, Россия стала неотъемлемой частью души поэта. Марина Цветаева писала в своих мемуарах, что, вернулась из эмиграции в 1939 году она, чтобы дать сыну Георгию Родину, в которой он нуждался. Но, глупо отрицать то, что ей самой она была необходима, как Мать, покинув дом которой, всегда рано или поздно возвращаешься…Вернувшись, поэтесса видит обновлённую страну, она, как этого следовало бы ожидать, не воспринимает все изменения, как ошибку. Ведь по её мнению – всё обрушившееся дано не зря и зачем-то нужно именно так. Это прослеживается в таких стихотворениях, как «Страна»:

 

С фонарем обшарьте 
Весь подлунный свет! 
Той страны - на карте 
Нет, в пространстве - нет.

 

Из всего следует, что полной грудью Марина вдыхала российский воздух, всё испытывала, всё переживала. В теме Родины ею затронуты все её проявления: история, культура, народ и природа. Русская природа для Цветаевой – образ души русского человека, покорная, но бунташная, тихая, но противоречивая и бездонная:

 

С хлебом ем, с водой глотаю 
Горечь-горе, горечь-грусть. 
Есть одна трава такая 
На лугах твоих, о Русь. 

 

Но Родина не только горечь, а и спасение, обновление и надежда:

 

Другие всей плотью по плоти плутают, 
Из уст пересохших - дыханье глотают... 
А я - руки настежь! - застыла - столбняк! 
Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк! 

Однако, конечно, всё то новое и всеми забытое прежнее – давило, душило поэтессу, не давало вдохнуть. Новый строй, сталинская эпоха – всё это было не для неё, но силы она видела в народе, который по сути своей и цели идейной на протяжении тысячелетий оставался таким, душу какую дала ему Родина. Так Цветаева высказывается о русских людях:

 

Баррикады, а нынче — троны. 
Но всё тот же мозольный лоск. 
И сейчас уже Шарантоны 
Не вмещают российских тоск. 
 
Мрём от них. Под шинелью драной — 
Мрём, наган наставляя в бред… 
Перестраивайте Бедламы: 
Все — малы́ для российских бед!

                              ____________________

Кто — мы? Потонул в медведях 
Тот край, потонул в полозьях. 
Кто — мы? Не из тех, что ездят — 
Вот — мы! А из тех, что возят:

 

Всеми пытками не исторгли! 
И да будет известно — там: 
Доктора узнают нас в морге 
По не в меру большим сердцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой