Структурно-семантическая характеристика временного дейксиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование временного дейксиса, его структурно-семантической характеристики в составе художественного текста.
Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
1) изучение научной литературы по теме исследования;
2) составление картотеки фактического материала;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙКСИСА 6
ОПИСАНИЕ ДЕЙКСИСА 8
1.1 Производные виды дейксиса 13
1.2 Персональный дейксис 13
1.3 Пространственный дейксис 14
ВРЕМЕННОЙ ДЕЙКСИС 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

_study_moya_kursovaya_rabota-1003.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

7 Анафорический дейксис [28]

О. Г. Бондаренко справедливо полагает, что дейксис связан с указанием  на компоненты ситуации, как части отражаемой в языке действительности, а поскольку из этих компонентов основными являются коммуниканты, место и время общения, то основными видами дейксиса должны считаться персональный, локативный и темпоральный [28].

В исследованиях природы дейктических отношений важное место занимает изучение соотношения дейксиса и анафоры. Часть лингвистов полностью разграничивает эти понятия, полагая, что дейксис содержит указание на элементы ситуации речевого акта, в то время как анафора содержит указание на элементы контекста. Если дейксис ориентирован на внеязыковую действительность, отражаемую в содержании высказывания, то он является собственно дейксисом, или внешним дейксисом. Если дейксис ориентирован на внутреннюю организацию текста, обеспечивая семантическую связность дискурса, тогда он может быть назван анафорой, или синтагматическим, или внутренним дейксисом. К. Элих [36, с.328], О. Г. Бондаренко [5] полагают, что это расхождение не принципиально, и часто указание может быть одновременно и чисто дейктичным и анафоричным .

Р. Брехт выделяет эндофорический и экзофорический виды дейксиса в  зависимости от того, находится ли центр ориентации внутри высказывания или вне его [28]. Сходные классификации приводят Д. А. Аксельруд [2] и М. Халлидей [35]. Д. А. Аксельруд [2] выделяет ситуативный дейксис и текстуальный дейксис. К ситуативному дейксису отнесены личный, пространственный и темпоральный виды дейксиса. В текстуальном дейксисе, передающим отношения между самостоятельными предложениями, различаются идентифицирующий, указательный, актуализирующий, неопределённый, обобщающий, квалитативный, посессивный и квантитативный виды дейксиса, средствами выражения которых являются соответствующие детерминативы

Для детерминативов, назначение которых как служебных элементов заключается в прикреплении описываемого объекта к заданной пространственно-временной ситуации и соответствующим коммуникантам, дейктичность квалифицируется как базовое, определяющее свойство. Основанием для квалификации свойства «дейктичность» как определяющего, базового для всех детерминативов является значимость сенсорного выделения объекта с его концептуальной идентификацией и положением в пространственно-временной ситуации [28].

В.Н. Ярцева [39, с. 128] даёт следующее определение дейксиса: «Дейксис (греч. deixis – указание) - как значение или функция языковой единицы, выражаемое лексическими и грамматическими средствами. Дейксис служит  для актуализации компонентов ситуации речи  и компонентов денотативного содержания высказывания. Сфера дейксиса включает: указание на участников речевого акта (ролевой дейксис)…выражается различными видами местоимений (1-е и 2-е л.: «я», «ты», «мой», «твой»); указание на предмет речи (местоимения 3-го л.); указание на степень отдалённости объекта высказывания…, выражается указательными местоимениями и частицами («этот» - «тот», «вот» - «вон»); указание на временную и пространственную локализацию сообщаемого факта (хронотопический дейксис), выражается местоименными наречиями, например лат. nic, nunc  «здесь», «сейчас». Дейксис как один из способов референции противополагается номинации; это противопоставление нейтрализуется в ролевом дейксисе.

Носителями дейктической функции  могут быть лексические  единицы и грамматические категории. Так, у предлогов и указательных местоимений дейктическое значение  - это их лексическое (словарное) значение, такие слова, выражающие дейксис, иногда называют дейктиками. Из грамматических категорий дейктический характер присущ,  например,  глагольным категориям времени, таксиса и лица (ролевой дейксис: личные формы глагола); к дейктическим категориям относится и так называемая категория вежливости (указание на социальный статус участников речевого акта…). Во всех случаях дейксис ориентирован на внеязыковую действительность, отражаемую в содержании высказывания, т.е. реализуется в «вещественном поле указания» (Бюлер) и представляет собой собственно дейксис. Этот вид дейксиса (прагматический дейксис) соотносится с содержательной структурой предложения. Кроме того, дейксис может быть ориентирован на внутреннюю организацию текста…, т.е. реализуется в «контекстуальном поле указания», обеспечивая семантическую связность дискурса; этот вид дейксиса (синтагматический дейксис) в отличие от собственно дейксиса называют анафорой…Промежуточная разновидность дейксиса наблюдается  у некоторых грамматических категорий, например, род, именные классы, в которых сфера указания ограничена системой самого языка и соотносится с формальной структурой предложения…Дейксис – универсальное средство языка, но виды и способы выражения дейксиса в различных языках варьируют» [39, с. 128]. 

Если проанализировать всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сфера дейксиса включает несколько видов указаний:

- Это, прежде всего, указание на участников речевого акта – говорящего и адресата: так называемый Ich-дейксис и Du-дейксис, или ролевой дейксис. Ролевой дейксис выражается различными местоимениями (1-го и 2-го лица: я, ты, вы, мой, твой, ваш и т.д).

- Указание на предмет речи – объект или человека, которое выражается местоимениями третьего лица.

- Указание на степень отдаленности объекта высказывания выражается указательными местоимениями (этот, тот, и др.).

- Указание на временную и пространственную локализацию события или факта (так называемый хронотопический дейксис) выражается местоименными наречиями (здесь, сейчас, и т.д.), а также глагольной категорией времени

- К дейктическим категориям относят и «категорию вежливости» – указание на социальный статус участников речевого акта.

Универсальность дейксиса заключается в том, что речевой процесс невозможно   представить    без    дейктических   единиц,   ориентированных на говорящего и слушающего, высказывание не может быть произнесено вне указания на пространство и время.

Суть этих категорий («субъект», «пространство», «время») всегда сводится к представлению о человеке. Поэтому в современной лингвистике ведущим становится принцип антропоцентризма, предполагающий исследование языка в непосредственной связи с человеческим фактором. Дейксис представляет собой естественное и закономерное воплощение языкового эгоцентризма, поскольку любое речевое высказывание содержит указание, прежде всего, на говорящего.

Категория дейксиса относится  к тем языковым категориям, которые  позволяют глубже проникнуть в суть языковой коммуникации. Так, в последние годы исследователи обратились к понятию «текстового дейксиса», так как текст признается ведущей единицей коммуникации [28].

 

1.1 Производные виды дейксиса

Обычно различается  три основных вида дейксиса – персональный (личный), пространственный и временной. Центральные языковые единицы, соответствующие этим трем типам, – это, соответственно, местоимения 1 и 2 лица (я, вы), локативные (здесь) и временные (сейчас) выражения. При этом слово «сейчас» - это средство выражения временного дейксиса, выполняет функцию «показателя момента». Причём этот момент может приниматься и как точка на оси времени (момент говорения), и как сфера той ли иной протяжённости, включающая момент речи (например, сейчас может охватывать последние десятилетия, столетия и т.д.)

1.2 Персональный дейксис

Персональный  дейксис в сущности является частным случаем более широкого явления – предметного дейксиса. Средства выражения предметного дейксиса – местоимения 3 лица, сопровождаемые указующим жестом (рукой, головой, глазами.

Столь же стандартно выражение  предметного дейксиса при помощи указательных местоимений. В языках мира (в том числе в русском) местоимения 3 лица часто диахронически происходят из указательных местоимений, что показывает тесную связь этих двух классов единиц.

Предметный персональный дейксис может осуществляться без помощи жестов, если используются специализированные дейктические средства. К ним относятся местоимения, указывающие на участников коммуникативного акта (местоимения 1 и 2 лица). При употреблении этих местоимений аналогом жеста является непосредственная физическая вовлеченность говорящего и адресата в коммуникативный акт. В обоих случаях – и при использовании жестов, и при опоре на координаты коммуникативного акта – при дейксисе устанавливается непосредственная связь между языковым выражением и внеязыковым объектом. В этом состоит главная черта данных дейктических выражений.

1.3 Пространственный дейксис

Пространственный дейксис обозначается именными группами, включающими указательные местоимения или их аналоги (в этой комнате) Помимо этого, во многих языках для выражения времени существует одноименная грамматическая категория. Высказывание типа Я пишу статью с глаголом в настоящем времени ясно указывает на промежуток времени, включающий момент речи. Так же устроено употребление прошедшего и будущего грамматического времени, например Я буду писать статью – указание на промежуток времени, определяемый по отношению к настоящему моменту.

Предметный и пространственный дейксис часто бывает трудно различить.

В работе М. Хаспельмата (1997) было показано, что в языках мира временные выражения (в том числе дейктические) обычно происходят из пространственных – ср. хотя бы русское слово прошлое. Этот диахронический процесс основан на универсальной метафоре «Время – это пространство». В результате между пространственным и временным дейксисом также возможны переходные случаи. Например, в высказывании типа Перед поворотом ты увидишь бензоколонку затруднительно определить, какой именно тип дейксиса имеет место – «еще» пространственный или «уже» временной [27].

«Известно, что темпоральная ориентация может описываться  при  помощи показателей пространственной ориентации, так что событийная упорядоченность  представлена в языке по аналогии с пространственными отношениями (ср. перед домом  и перед новым годом)» [11, с. 218].

Существует также термин социальный дейксис, иногда используемый в исследованиях категории вежливости в разных языках. Например, в русском языке выбор между местоимениями 2 лица ед. числа ты и Вы обусловлен, в частности, относительным социальным статусом говорящего и адресата. Это явление непосредственно не связано с дейксисом как таковым, и появление термина «социальный дейксис», вероятно, связано лишь с тем обстоятельством, что категория вежливости часто маркируется на дейктических элементах, в особенности на личных местоимениях [33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Временной дейксис

 

«Дейксис темпоральный является основным типом дейксиса, устанавливающим корреляции между местом и временем произнесения высказывания и формой дейктика» [12, с. 217].

Некоторые учёные определяют темпоральность как «временное отношение события…, находящегося…в знаниях о коммуникативной ситуации или знаниях об окружающем их мире…Временное отношение события, находящегося в знаниях об окружающем мире может быть принято как первичное временное отношение» [18].

Подробная структура темпорального дейксиса была разработана сначала В. Коллинсоном, а позже – Г. Рейхенбахом.  Разработка второго физика и философа получила большую популярность, именно она принята в современной науке. «В концепции Рейхенбаха различаются три точки на временной оси:

1) «момент речи» (point of speech – S);

2) «момент события» (point of event – E);

3) «относительный момент»,  «точка отсчета» (point of reference – R)» [20; 14].

В отечественной науке  о языке одна из заметных попыток  применения темпорального дейксиса на практике – при описании форм глагола – принадлежит Г.А. Золотовой [10]. Исследователь ясно излагает теоретические основы, замечая, что «сама точка отсчета – понятие весьма подвижное. Роль говорящего-пишущего в выборе точки отсчета значительно больше, чем это принято думать. <…>  От воли говорящего зависит – поместить точку отсчета, «наблюдательный пункт», «напротив» происходящего, или «видеть» событие в предшествующей временной плоскости, как бы уже со стороны» [10, с. 118].  Однако на практике эта ясность теряется.  Во-первых, одна из самых показательных для дейксической схемы категорий, – настоящее  историческое, объявляется «фикцией, возникшей из смешения понятий реального и грамматического времени» [10, с. 123].  Во-вторых, говорится, что «если считать точкой отсчета момент речи, то надо и здесь отграничить от понятия реального момента понятие грамматического момента, который устанавливается только в сознании говорящего» [10, с. 126]. 

      Более  удачными представляются поиски Ю.Д. Апресяна [3, с. 21].  Изложив механизм, предложенный Г. Рейхенбахом [20; 14], этот ученый обратился к дейктической специфике материала, взятого из русского языка.  Отталкиваясь от традиции отечественной лексикографии и понятия о «наивной модели мира», Ю.Д. Апресян предлагает корректировки традиционно принятых словарных статей.  Новое толкование слова  «сейчас» звучит так: «во время речи говорящего или в то время, в котором он мыслит себя» [3, с. 25].  Таким образом, вводится «нетрадиционное понятие» – «время, в которое говорящий в момент речи мыслит себя» [3, с. 27]; «к трем рейхенбаховским понятиям, необходимым для описания временных значений естественных языков, – времени события, точки отсчета во времени и времени данной речи, – предлагается добавить еще одно – понятие времени говорящего» [3, с. 29].

      Автор отождествляет момент речи с точкой отсчета.  Следовательно, появляется некий четвертый компонент, тогда как функция точки отсчета и состоит в том, чтобы отмечать времена, отличные от момента речи.  Так перед нами наглядно предстают неиспользованные потенции основной дейксической категории.

Информация о работе Структурно-семантическая характеристика временного дейксиса