Роман «Приглашение на казнь» в творчестве В. Набокова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью определяются задачи работы:
Рассмотреть значимость романа «Приглашение на казнь» в русском и мировом литературном пространстве.
Изучить модернистские черты романа «Приглашение на казнь», в частности, двоемирие как основу композиции.
Обозначить главные темы и проблемы затронутые в романе
Проанализировать особенности главного героя в системе образов романа.
Сделать выводы по рассмотренным проблемам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-7
Раздел I. Роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь» в русском и мировом литературоведении………………………………………………8-10
Выводы к Разделу І……………………………………………………………...11
Раздел II. Проблематика и художественное своеобразие романа «Приглашение на казнь»…………………………………………………12-20
2.1 Концепция двоемерия в романе……………………………………..….12-15
2.2 Проблематика романа……………………………………………..……..16-17
2.3 Цинциннат Ц. в системе образов романа………………………………18-20
Выводы к Разделу ІІ…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…22-23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Украины 

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченка

Факультет иностранных  языков

Кафедра всемирной  литературы

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

РОМАН «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ В. НАБОКОВА

 

 

 

Выполнила : студентка 3 курса,

Специальности «английский  язык и литература»

А. Н. Щаблева

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент, заведывающий кафедрой всимирной литературы

С. А. Ильин

 

 

Луганск – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-7

Раздел I. Роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь» в русском и мировом литературоведении………………………………………………8-10

Выводы к Разделу І……………………………………………………………...11

Раздел II. Проблематика и художественное своеобразие  романа «Приглашение на казнь»…………………………………………………12-20

2.1 Концепция двоемерия в романе……………………………………..….12-15

2.2 Проблематика романа……………………………………………..……..16-17

2.3 Цинциннат Ц. в системе образов романа………………………………18-20

Выводы к Разделу ІІ…………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…22-23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………...24-26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Творческое наследие Владимира Набокова критики наделяют разнообразными эпитетами: «выдающийся стилист», «русско-американский писатель», «экзистенциально-элитарный романист», «феномен».

В современной «набоковиане» бытуют различные подходы: Набоков как творец металитературы; основа творчества Набокова составляет эстетическая система, вырастающая из интуитивных прозрений трансцендентальных измерений бытия; рассмотрение творчества Набокова с позиции экзистенциональных сил автора; Набоков как субъект словесной игровой деятельности (в пределах объективизации экзистенциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности - поэтическим языком).

Замысел одного из  лучших русскоязычных произведений Набокова возник во время работы над «Жизнью Чернышевского» - вставным текстом романа «Дар». В отличии от «Дара» и многих других англоязычных романов замысел романа «Приглашение на казнь» был создан в рекордные сроки. Первый вариант романа был написан за две недели – с конца июня до середины июля 1934 г. Доработка и окончательное завершение романа была закончена в декабре этого же года. Впервые роман был напечатан в журнале «Современные записки» , № 58-60 [26, 131-134].Данная журнальная публикация вызвала большой резонанс отзывов на страницах двух парижских газет: «Последние новости» и «Возрождение», главными критическими отделами  которых были два постоянных оппонента: В. Ходасевича и Г.Адамовича.  Роман Сирина (Набокова), печатавшийся в «Современных записках» из номера  номер, чрезвычайно выиграл от издания отдельной книжки, ведь перед читателем яснее вырисовывается план литературного произведения.

Набоков не только наследовал традицию - он совершил переворот в читательском восприятии художественного текста. Литература XIX века редко поднимала покров над тайной искусства: на «видимом» уровне своих творений авторы давали читателям «уроки» нравственности, «объясняли» жизнь в ее социальных, духовных или мистических проявлениях, а эстетические эксперименты скрывали в глубинных, подтекстовых слоях произведения, оставляя утонченное наслаждение от «угадывания» оригинальных художественных решений читателю «посвященному». В классических текстах поэтические средства воздействуют на подсознание читатели, заставляя его плакать, негодовать или восторгаться, наивно переживать перипетии сюжета и сопереживать героям.

Набоков, напротив, намеренно  обнажая игровое начало в поэтике и подчеркивая «сделанность» своих книг, требует от читателя сознательных усилий, интуитивных и интеллектуальных, для проникновения за поверхностный поэтический слой - в этический и философский смысл произведения. Если понимание поэтических приемов обогащает восприятие классического произведения, позволяет проникать в его «тайные» смыслы, то чтение набоковских текстов вообще невозможно без осмысления всех тонкостей и хитростей их поэтической структуры.

 Но Набоков с  трудом вписывается в какую-либо  из известных стилевых формаций. Поэтика Набокова не является ни игровой, ни модернистской, ни постмодернистской. Однако элементы различных стилевых формаций присущи творчеству Набокова в той или иной мере. Исследователь М. Медарич утверждает, что «на уровне поэтики стилевые признаки его текстов гетерогенны, совокупность этих признаков невозможно определить как черты определенной формации. На уровне поэтики мы не можем найти высказывания писателя о чувстве принадлежности к какой-либо существующей литературной поэтике» [18, 550-563]

Если проследить хронологическую эволюцию литературного стиля в прозе Набокова, мы заметим у него постоянное развитие и совершенствование приемов, а также раннее проявление «экспериментальных» тенденций. Это, по мнению Медарич, указывает на существование единой модели «синтетической прозы» [18, 550-563].

Так, в романах «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Камера  обскура», «Отчаяние» отмечается сходная  тенденция к деперсонализации персонажа, в то время как авторское «я» играет все более важную роль. По мнению М. Липовецкого, в романах Набокова повествуется о самой модели повествования [16, 72-95]. Проза сконцентрирована на феноменологических свойствах литературы и исследует сущностную природу словесного творчества. Данный род саморефлективного повествования может быть назван «метапрозой». Набоков создает бесконечный монороман, в котором главные герои суть духовные близнецы автора. П. Бицилли пишет: «Похоже на то, что мир, в котором живут герои В. Сирина, – это мир самого автора». [5, 41-44].Тема творчества у Набокова – это само творчество. Соглядатай, шахматист Лужин, собиратель бабочек Пильграм, убийца, от лица которого рассказано «Отчаяние», приговоренный к смерти в «Приглашении на казнь» – все это разнообразные, но однородные символы творца, художника, поэта.

Между тем отношение Набокова к своему веку особо, оно связано с иным пониманием природы времени, которое не является свойством материи, это своего рода код, с помощью которого возможно разгадать шифр, познать истинный смысл написанного. Таким образом, искусство для Набокова – способ связи с потаенными предметами бытия. Смысл искусства в системе представлений Набокова выше социальных, эстетических, и даже познавательных его функций, он онтологичен.

Набоковым также активно  разрабатывается тема «уединенного Я», мотив двойничества, восходящий к романтической эстетике, что роднит писателя со Стендалем, Э. По, Гоголем, Уальдом и др. При этом данный мотив строится не только на противопоставлении индивидуума толпе, но и имеет архитипические соответствия. Именно этим объясняется множественность авторского «я». Здесь форма эмпиризма оказывается лишь вынужденной метафорой глобального изгнанничества человека, его утраты земного рая.

Художественная проза  В. Набокова предстает современному исследователю исключительно ценным материалом для изучения проблемы взаимодействия внутри литературного процесса ХХ века эстетических ценностей ХIХ и ХХ вв., с одной стороны, и «русского» и «западного» культурных начал, с другой.

Развитие искусства  в целом – процесс поступательный, процесс непрерывного обогащения. В литературе налицо как борьба, так и преемственность, захватывающая все сферы литературного творчества, его содержательный и формальный уровни. Литературный процесс – сложная система литературных взаимодействий, притяжений и отталкиваний. Новое, как правило, рождается не в результате разрыва с традициями прошлого, а связано чаще всего с их переоценкой и обогащением. Набокову, как никакому другому художнику слова удалось выразить «всечеловеческое в национальном» и сказать «русское слово о всечеловеческом». «И если на синхронном уровне он воспринял импульсы, идущие от современной ему западноевропейской литературы (от прозы Г. Гессе, Ф. Кафки, Х.Л. Борхеса, А. Роб-Грийе, Дж. Джойса, М. Пруста), то на диахронном – импульсы, шедшие от мировой литературы и предшествующих эпох» [34, c.93].

В творчестве Набокова нашло  выражение три ведущих универсальных  проблемно-тематических компонента –  тема утраченного рая, тема драматических отношений между иллюзией и действительностью, тема высшей по отношению к земному существованию реальности (метафизическая тема потусторонности). Кроме того, в творчестве Набокова активно разрабатывались собственная версия мистического реализма, внутренне сложно структурированная тема сновидческой реальности, полемически ориентированная на учение психоанализа З. Фрейда.

Актуальность работы определяется повышенным интересом  к изучению творчества Набокова в современном литературоведении. Тема литературных перекличек, взаимодействия культур не может быть до конца осмыслена без обращения к творческому наследию Набокова. Его пограничное положение в литературе русской и англоязычной позволяет выявить наиболее значительные тенденции развития словесного искусства.

Творчество Набокова-сочинителя и исследователя оказалось в  фокусе мирового литературного процесса. Писатель развивал стилевые тенденции различных литературных формаций, от романтизма до постмодернизма. Художественные тексты многих писателей были пропущены через призму его собственного мироощущения. Набоков расширил рамки понимания человеческого бытия в литературном процессе за счет своего собственного и воплотил это не только в содержательном плане, но и в плане создания собственной словесной формы.

Осмысление набоковского наследия не только представляет колоссальный научный интерес, но и крайне необходимо для многомерного развития современной литературы, ибо верное понимание самого духа набоковского творчества может быть полезным для создания и осмысления собственных литературных творений.

Цель курсовой работы - изучить некоторые художественные особенности романа В. В. Набокова «Приглашение на казнь» и рассмотреть его в русском и мировом литературоведении.

Целью определяются задачи работы:

Рассмотреть значимость романа «Приглашение на казнь» в русском и мировом литературном пространстве.

Изучить модернистские  черты романа «Приглашение на казнь», в частности, двоемирие как основу композиции.

Обозначить главные  темы и проблемы затронутые в романе

Проанализировать особенности главного героя в системе образов романа.

Сделать выводы по рассмотренным проблемам.

Объект исследования – творчество В. Набокова  как  русского и американского писателя. Предмет исследования – произведение «Приглашение на казнь», его художественнее особенности среди творчества В. Сирина.

 

Раздел І Роман Набокого «Приглашение на казнь» в русском и мировом литературоведении

Научная литература о  В. Набокове весьма обширна. Он привлек  к себе внимание большое количество как отечественных так и заграничных  литературоведов. Общее представление  о проблеме «Набоков в критике» представлена  в работе  А.С. Мулярчика «Русская проза Владимира Набокова».Автор рассказывает в ней жизни и творчестве В. Набокова сквозь призму современной критики, разграничивает «русские» и «американские» годы его творчества. Затрагивает библиографии Е. Шиховцева, Н. Артеменко- Толстого, которые содержали сведения об упоминаниях о Набокове в русской прессе. Упоминается монография Н.А. Анастасьева «Феномен Набокова», сочинения Э.Филда, двухтомник Б.Бойда «Владимир Набоков: русские годы» и «Американские годы» в жизни писателя.

Не менее интересна  книга «В.В.Набоков: pro et contra» под редакцией В.Б. Аверина, в которую вошли материалы о жизненном и творческом пути Владимира Набокова в исследованиях как русских( А.Арьев, А. Волохонский, А. Бабиков, С. Козлова, Г. Рылькова)  так и зарубежных (Г.Барабтарло, М.Виролайнен,  Л. Токер, Д.Б. Джонсон, Ю. Левинг, Д.Розенгрант) «набоковедов». Ценная для исследовния жизни В. Набокова является статься Г. Рыльковой « О читателе, теле и славе»[28,с.103-114], где рассказывается об отношении читателя к писателю сначала в Америки, а потом в России. Ведь разница действительно велика, ведь в Америке популярность к Набокову приходит уже после публикации «Лолиты», в конце 50-х годов, в то время как в России - только после его смерти.

Также среди русских исследователей значительный вклад в изучение творчества В. Набокова внесла А.В. Злочевская. Некоторые  положения набоковских концепций  художественного двоемирия и  организованного сна были описаны  в ее работе «Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции»[10, 20-28]. А. В. Злочевская отметила удивительную реминисцентную насыщенность произведений автора, что свидетельствует о наследовании В. Набоковым традиций русской литературы ХІХ века. Злочевская также обращает внимание на значение игрового начала в поэтике В. Набокого. А ее статья «Творчество В. Набокого в контексте мирового литературного процесса ХХ века» позволяет в полной мере оценить писателя как воплотителя русской версии таких ведущих литературно- философских направлений ХХ века, как экзистенциализм, сюрреализм, постмодернизм [11, 3-12]. А.В. Злочевская рассматривает творчество В. Набокого с позиции отношения к писателю как синтезатору западной и русской философской мысли на культурологической почвы ХХ века. С помощью данной позиции мы можем расширить рамки восприятия набоковского текста от уровня русского или англоязычного до всемирного, что более соответствует взглядам Набокова- художника.

В таких книгах, как  «Набоков: русские годы. Биография» Б. Бойда и Э. Филда «Nabokov: His Life in Art, a critical narrative» авторы не ставили своей задачей тщательное изучение творчества Набокова, поэтому особое внимание творчеству Набокова - романиста не уделяется.

Полезная для исследования была книга З. Шаховской « В поисках Набокова отрожения» в которой рассказывается творческой жизни писателя, его взаимодействии с творчеством  других писателей (Пушкин, Гоголь, Жуковский, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Толстой, Бунин)[32, 25-47]. И несомненно ее статья «Мастер молодой русской литературы Владимир Набоков – Сирин», которой «Приглашение на казнь» характеризовалось как «одно из наиболее значительных произведений нашего века», как «большая книга большого писателя, которой надлежит занять место среди шедевров мировой литературы».

Великие критические отзывы на произведение В. Набокова были написаны В. Ходасевичем, который с восхищением писал о той изобретательности, о которой тот «упрямо и сознательно интригует читателя, создавая перед ним какой-то странный, отчасти фантастический мир».[30,c. 226]. И его оппонента, Г. Адамовича, который заявлял, что роман «Приглашение не казнь» по стилю и тону напоминает «Отчаяние» и находил его утомительным.

Особо нужно выделить рецензию П. Бицилии на отдельном  издание «Приглашение на казнь», где  посредством вдумчивого стилистического анализа и осмысления некоторых типично сиринских приемов и композиционных мотивов критик сумел уловить суть «руководящей идеи» романа, а затем прийти к важным обобщениям относительно идейно – философской доминанты всего творчества В. Сирина.

Информация о работе Роман «Приглашение на казнь» в творчестве В. Набокова