Усадьба Архангельское

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 02:53, реферат

Краткое описание

Без всякого преувеличения Архангельское можно назвать одной из лучших парковых усадьб Подмосковья. Знаменитый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, опирающегося на искусство античности. Архитектура и композиции парка Архангельское роднят его с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими парками в регулярном стиле, а его пейзажные рощи навеяны образами английской ландшафтной архитектуры. В течение полувека трудом нескольких поколений была создана эта усадьба. Она несколько раз меняла хозяев.

Содержание

Введение…..…………………………….…………………..3
История усадьбы……..……………………….…………….6
Дворцово-парковый ансамбль…………..……….……….18
Библиографический список………………………………27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Культурология реферат.docx

— 218.02 Кб (Скачать документ)

                                                                                                          

                  Содержание:

  1. Введение…..…………………………….…………………..3
  2. История усадьбы……..……………………….…………….6
  3. Дворцово-парковый ансамбль…………..……….……….18
  4. Библиографический список………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ступив  за твой порог, 
Я вдруг переношусь во дни Екатерины. 
Книгохранилище, кумиры, и картины, 
И стройные сады свидетельствуют мне, 
Что благосклонствуешь ты музам в тишине...

Так в свое время  А.С.Пушкин написал, обращаясь к тогдашнему владельцу усадьбы Н.Б.Юсупову.

 

                ВВЕДЕНИЕ:

 

Приблизительно в четырёх километрах на запад от Москвы, в Красногорском районе Московской области находится удивительный по своей красоте дворцово–парковый ансамбль Усадьба «Архангельское».

Усадьбы богатого дворянства существовали в окрестностях Москвы издавна и в немалом количестве. Те, что находились вблизи столицы, выгодно отличаясь от далеких захолустных поместий, служили не для постоянного житья и не для того, чтобы приносить доход. Раскинувшиеся на загородных просторах, скрытые от любопытных глаз чудесными садами, они тешили самолюбие хозяев и поддерживали, как говорилось в старину, честь имени. Временем расцвета подмосковных усадеб считается конец XVIII – начало XIX века.

Без всякого преувеличения  Архангельское можно назвать одной из лучших парковых усадьб Подмосковья. Знаменитый ансамбль в  Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, опирающегося на искусство античности. Архитектура и композиции парка Архангельское роднят его с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими парками в регулярном стиле, а его пейзажные рощи навеяны образами английской ландшафтной архитектуры. В течение полувека трудом нескольких поколений была создана эта усадьба. Она несколько раз меняла хозяев. До 1809 г. усадьба принадлежала князьям Голицыным, с 1810 г. - князю Н. Б. Юсупову и его потомкам. Он превратил усадьбу в роскошный дворцовый комплекс, который назвали "русским Версалем". Это сравнение было связано, прежде всего, с огромным парком, распланированным наподобие парка резиденции французских королей, на 150 гектарах расположились оранжереи, террасы, беседки, клумбы, аллеи, фонтаны, украшенные мраморными скульптурами. Строительство и украшение усадьбы связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петтонди, Гонзага, Бове, Клейна.

В наше время усадьба Архангельское представляет собой музей, который насчитывает более 50 тысяч экспонатов. Музей-усадьба «Архангельское» - уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и  величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.

Уникальнейшие собрания живописи - более 400 экспонатов, в коллекции представлены произведения крупнейших западноевропейских художников XVII - XIX веков - А.Ван Дейка, Д. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Г.Робера и др. Фонд редких книг включает в себя более 16 000 томов русских и западноевропейских изданий XVI - XIX вв. и являет собой уникальный образец усадебной библиотеки начала XIX века. Несколько тысяч высокохудожественных произведений насчитывает собрание декоративно-прикладного искусства, включающее уникальные предметы русского и западноевропейского происхождения: бронзы, мебель, фарфор, стекло, текстиль и является основой обстановочного комплекса интерьеров ампирного дворца. Коллекция графики насчитывает почти 3000 листов. Мраморные изваяния, бронзовая пластика, изделия из резного камня составляют коллекцию скульптуры музея. Набор произведений весьма типичен для императорских и крупных дворянских собраний России XVIII-XIX вв. Коллекция парковой скульптуры в Архангельском выполненная в XVIII—начале XIX века, насчитывает около 200 вещей и является уникальным собранием, равного которому трудно найти в нашей стране.                                                                                                         

Исторический дух этого  места, воплощенный в скульптурных и архитектурных строениях, гармонично сочетается с ухоженными аллеями и пейзажным парком сливающийся с лесами Подмосковья и спускающийся пологими ступенями к берегу Москвы–реки, очаровывает своей красотой и гармонией. Архангельское - прекрасное место для прогулок, для спокойного и умиротворенного отдыха, для проведения времени с душой и для души. Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время ее посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К.Н. Игумнов и И.Ф. Стравинский. Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

 

Т. Тассо. Освобожденный Иерусалим. Книга из библиотеки Архангельское

                                                                                                   Я до сих пор люблю Архангельское.

 Посмотрите, как мил  этот маленький    

  клочок земли от Москвы-реки до дороги...

А. И. Герцен.

 

 

                                       ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ

 

   Имение Уполозы, как изначально называлось Архангельское, впервые упоминается в документах времен Ивана Грозного. То немногое, что находилось на месте великолепной княжеской усадьбы до 1537 года, вряд ли заслуживало внимания чиновников. Хозяйство было мелким, поэтому звенигородские писцы в разъезжей грамоте упомянули не его, а близлежащее село. В документе, где определялись границы поместных земель, оно называлось Уполозами: к холму, где стояла деревня, река подступала крутой излучиной, поэтому здесь часто случались оползни. По селу именовался и его первый известный ныне хозяин – московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий, чья родословная осталась тайной из-за небрежности старых авторов. Такой же загадкой остался и вид его владений. Население деревни составляли сам хозяин, его крепостные и свободные слуги.

Следующие сведения об Уполозах относятся к XVII веку. В ту пору государство русское, миновав Смутное время, проходило испытание голодом, слабой властью, малыми, но беспрестанными войнами, к тому же отдавая последние силы борьбе с польской шляхтой. Результатом этого стали выморочные деревни, которые продавались порой за бесценок, лишь бы сбыть с рук уже не доходное, но по-прежнему хлопотное хозяйство. Именно таким представлялось мужнино наследство вдове Любаве Уполоцкой. Деревенька была очень дешево куплена братьями Киреевскими, а вскоре перепродана и далее в течение двух десятков лет поочередно принадлежала боярам Шереметевым, Одоевским, Черкасским.

Главный фасад церкви Михаила Архангела  обращен к селу и усадьбе

Последний, если верить летописцам, приобрел усадьбу уже с 6 дворами и новой каменной церковью Михаила Архангела, которая заменила ветхую деревянную заботами Якова Никитича Одоевского. Будучи постройкой значительной для своего времени и места, она дала название селу, с той поры (приблизительно с 1646 года) именовавшемуся не иначе как Архангельским. В переписной книге той поры имеется запись: «За боярином Федором Ивановичем Шереметевым вотчина, что была за Немиром и Григорием Киреевскими, село Уполозье, Архангельское тож, а в нем церковь Архангела Михаила деревянна…».О непосредственном строителе храма сведений не имеется, но им, скорее всего, является Павел Сидорович Потехин – крепостной зодчий,по разным источникам, мастер был крепостным и Шереметевых, и Одоевских, и Черкасских. Все три семьи имели немалые богатства, состояли друг с другом в родстве и потому поочередно владели одними и теми же деревнями. Нехватка хороших мастеров в Подмосковье заставляла их пользоваться услугами одной строительной артели. К сожалению, документальных свидетельств того, что храм в Архангельском строил именно Потехин, также не имеется. Однако по архитектуре он настолько близок к его произведениям, что догадка, будто крепостной мастер, работавший во всех имениях Одоевских, приложил свою руку и здесь, выглядит вполне правдоподобно.«Подмастерье Пашка Потехин», как зодчего именовали господские писцы, выбрал для Михаила Архангела место на редкость удачное. Построенный на крутояре, невысокий храм смотрелся не просто солидно, а величаво. С берега реки прихожане видели его четкий, тяжеловатый внизу и легкий вверху силуэт, наверняка замечая, что на фоне соснового леса он выглядит особенно красиво. Перед теми, кто подходил к церкви со стороны усадьбы, открывался главный фасад, а за ним – беспредельные дали: водная гладь, луга, поля, перелески и тающие в белесой дымке холмы.

При Одоевских усадьба  в Архангельском ничем не выделялась среди поместий средней руки, какие  русские бояре устраивали на подмосковных землях. Дом вотчинника по-прежнему находился близ церкви, прячась за частоколом, окруженный многочисленными  службами. На господском дворе, кроме  бревенчатого дома, стояли, вытянувшись  вдоль забора, амбары и житницы, поварня, погреб, ледник. Далее нестройным рядом  шли ткацкие избы, конюшня и  загоны для скота, к которым примыкал маленький «огородец», а также  сад в «полторы десятины» –  в общем, примитивное хозяйство, очень похожее на многие другие, существовавшие тогда под Москвой. Всем этим хоромам и сараям, наспех и грубо сколоченным из бревен, пришлось потесниться, уступив часть  двора оранжереям – прихоти нового владельца усадьбы, коим в конце XVII века стал Михаил Андреевич Голицын. Он получил Архангельское в приданое за своей женой, дочерью боярина Одоевского.

В 1703 году оранжереи вместе с домом и всем прочим, что числилось  в усадьбе, перешли в руки другого, поначалу не столь заботливого хозяина  – Дмитрия Михайловича Голицына. Сын Михаила Андреевича проворно карабкался по служебной лестнице и, словно забыв про свою подмосковную вотчину, едва не погубил то, что  с такой любовью создавал его  родитель. К моменту приезда молодого барина, согласно отчетам, «в оном (Архангельском) дом прикащика и двое людей, а прочие дворы пусты стоят, дворовые частью умерли, частью заскудели и переведены в другие дворы, один взят в солдаты». Дмитрий Михайлович Голицын - один из известнейших людей своего времени, сподвижник Петра I, сенатор и президент Камер-коллегии. Был очень образован и мечтал о парламентской монархии в России. Но его попытка вместе с несколькими сподвижниками ограничить власть императрицы Анны Ивановны кончилась опалой. На протяжении шести лет отстранённый от всех государственных дел князь Дмитрий Михайлович строил в усадьбе Архангельское новый деревянный дворец , а также разбил "французский сад".Тогда это место приобретает характер парадной усадьбы, в которой устраиваются балы, ассамблеи и другие праздники. Здесь же он устраивает свою известную библиотеку. В 1736 году больной и безмерно уставший от жизни Голицын предстал перед судом. Официально его обвиняли в незаконных действиях по делу о наследстве молдавского князя Кантемира, но на самом деле, как было заявлено в манифесте, судили за «коварства и бессовестные вымышленные поступки». Лишив чинов и наград, сенатора приговорили к смертной казни, но Анна Иоанновна заменила плаху заключение в Шлиссельбургской крепости, где он, пробыв совсем недолго, умер. Родственники, опасаясь той же участи, поспешили сжечь все бумаги. Так в огне погибли архивы и документы, относившиеся к строительству дома и парка. Усадьба вместе с остальным имуществом Голицына перешла к государыне. Была конфискована уже ставшая знаменитой библиотека, большую часть которой передали в Академию наук и Синод, а меньшую разобрали по домам московские дворяне. Опись отобранных книг не составлялась, поскольку чиновники, не зная иностранных языков, не смогли списать даже названия. В имперских архивах указано, что к 1740 году в канцелярии хранилось 2415 доставленных из Архангельского томов. Во время царствования Елизаветы некоторые из них были возвращены сыну опального верховника,  Алексею Голицыну, которому вернули и отцовскую усадьбу. Потомки Дмитрия Михайловича относились к библиотеке с благоговением и так старательно ее пополняли, что к началу XIX века книжное собрание Архангельского насчитывало более 20 тысяч томов, размещенных в 18 разделах. Значительную его часть составляли труды на французском языке, а самым большим был раздел художественной литературы: французские романы, пьесы, переводные сочинения античных и французских философов. Вторым по величине являлся исторический раздел: книги греческих и римских историков, огромные тома по истории европейских и отдельных восточных государств. Среди книг по искусству выделялись роскошные издания крупнейших европейских музеев, и не меньшим великолепием отличались каталоги картинных галерей и модных салонов почти всех столиц Европы.Внук Д. М. Голицына - князь Николай Алексеевич в конце XVIII века разворачивает в Архангельском грандиозное строительство. По проекту, разработанному французским архитектором Шарлем Герном на склоне холма возводиться строгий дворец, одновременно рядом создаётся регулярный парк, автором которого считается итальянский архитектор Джакомо Тромбаро.

1. Театр. 
2. Павильон. 
3. Памятник Екатерине II. 
4.Мемориальные колонны. 
5. "Чайный домик". 
6. Дворец "Каприз". 
7. Беседка-миловида. 
8. Памятник А.С.Пушкину. 
9. Дворец с флигелями. 
10. Трельяж. 
11. Розовая беседка. 
12. Подпорные стенки. 
13. Усыпальница Юсуповых. 
14. Дом для приезжающих. 
15. Ворота над оврагом. 
16. Конторский флигель. 
17. Святые ворота. 
18. Обелиск. 
19. Церковь. 
20. Парк.




 

Возводятся две большие  оранжереи с жилыми флигелями, малый дворец "Каприз", манеж, обелиски и более 50 гипсовых и мраморных скульптур. В середине XVIII века парковые аллеи именовали «першпективными дорогами», обрамляя их, как сделал Голицын, липами и похожими на хлысты штамбовыми деревьями. Несохранившийся голицынский сад послужил основой того великолепного парка, который ныне составляет главную ценность Архангельского. Предполагается, что в расположении «першпективы» не было симметрии: она подходила не к крыльцу дома, а к боковым покоям. Так же, на первый взгляд, хаотично располагались и «партиры», как в официальных документах называли не партеры, а боскеты – в данном случае кусты, подстриженные в виде ровных стенок. Из отчетов управляющих стало известно, что они сформировали малые части парка, заполненные яблонями, грушами и барбарисом. Несмотря на все старания, планировка усадьбы вначале была невнятной, и неудивительно, если учитывать и недостаток знаний хозяина в области садовой архитектуры, и то, что сад попросту не был закончен.

Очень жаль, что широта планов Голицына не соответствовала его  материальным возможностям. Он был  богат, но не настолько, чтобы должным  образом содержать столичные  дома и несколько имений. Денег  требовало не только Архангельское, но и Никольско-Урюпинское – вторая подмосковная усадьба, где князь тоже строил дом, правда, не такой большой. В 1798 году  его отправили «на пенсию»,как стареющего вельможу, он больше не пожелал выслуживаться перед государем, которого недавно так почитал. Князь скончался в 1809 году, не сумев закончить строительство. Княгиня больше не нуждалась в столь тяжком бремени, каким ей виделась огромная увеселительная усадьба, и 19 сентября 1810 года продала ее за четверть миллиона рублей Николаю Борисовичу Юсупову – человеку знатному, богатому и к тому же более удачливому, чем ее покойный муж.

Новому владельцу Архангельского очень повезло, ведь ему досталось  не просто поместье, а настоящее  произведение искусства. Неважно, что  перечисленные в купчей Большой  дом, Каприз, деревянная библиотека, 4 каменных флигеля, оранжереи, каменный манеж и прочая недвижимость находились в плачевном состоянии. Скорее всего, он совсем не расстроился, узнав, что из 40 комнат дворца 13 были не отделаны и потому не пригодны для жилья. Как отмечалось в той же купчей, «одна из оранжерей, деревянная, крыта тесом и гонтом, и на ней крыша крайне ветха, и течь идет». На второй, каменной теплице крыши не имелось вовсе. Николай Борисович Юсупов не тратил денег напрасно, но и не жалел их, если речь шла о престиже. Обладатель одной из самых громких российских фамилий, он был одним из тех самых «екатерининских орлов», и притом вельможей в полном смысле этого слова. Князь любил роскошь, удивлял окружающих умом, обширными познаниями в науках и любезностью, никогда не переходившей границ приличия. Юсупов хотел быть первым во всем, не отличаясь в этом от своих сиятельных сограждан. Благодаря ему полузаброшенная подмосковная усадьба стала предметом всеобщего восхищения и зависти, таким образом выполнив свою главную роль: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться в аранжереях, парниках и грядках то заводить, что редко, и чтобы лучше, нежели у других. Фрукты держать для продажи, хотя мало прибыли, но из них несколько сортов стараться иметь, чтобы щеголять ими и показывать их…».

Информация о работе Усадьба Архангельское