Фестиваль бардовской песни «Зелёные Сростки» - 2005

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:14, дипломная работа

Краткое описание

Цели этой работы сугубо утилитарные, и в первую очередь, касаются режиссуры мероприятий, организуемых «КСП-средой» и в частности режиссуры фестивалей бардовской (авторской) песни.
Другой целью данной работы является попытка изложить свою точку зрения на некоторые организационные процессы, и в первую очередь на режиссуру бардовских мероприятий.

Прикрепленные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 585.00 Кб (Скачать документ)
  1. Собственно проведение карнавала. В первую очередь необходимо организовать группу энтузиастов, вокруг которой будет происходить объединение участников «с улицы». В наше время, карнавалы ещё не получили должного распространения и со стороны выглядят несколько экзотично. Старые карнавалы уже забылись, а новые ещё не начались. Люди не всегда знают и понимают как себя вести в условиях карнавала. Задача оргкомитета по возможности провести разъяснительную работу с населением. Иногда, допустимые для карнавала, вольности могут шокировать некоторых его участников (в хэппенингах, например). Здесь, необходимо как вести разъяснительную работу, так и осторожно внедрять эту допустимость в сознание людей и на первых порах быть весьма осторожным.

Несколько лет назад на нашем фестивале («Чудесные Сростки») в оформлении поляны фигурировали образы русалки и сирены. Эти существа были выполнены в лубочной манере, но ряд людей раздражал вид гипертрофированной обнажённой женской груди, пусть даже и весьма условно изображаемой. То же можно сказать и о том, когда со сцены (в рамках карнавализованного действа) участники допускали брань, и это опять же вызывало противоречивую реакцию зрителей. Сегодня это не стало закономерностью, но в целом уже не вызывает столь бурной реакции зрителей, а значит и применение инвектив участниками уже не склоняется только к банальному кичу и имеет не столько прагматический характер (шокировать зрителей), но более семантический (содержательный). Возможно, здесь нужно просто дать людям возможность осуществить этот переход.

Технически, организованный карнавал требует хорошего оснащения звукоусиливающей аппаратурой. Без микрофонов на сцене и громкоговорителей в процессе шествия управлять толпой «эмоционально разнузданных» людей практически невозможно.

Всякий карнавал строится по законам драматургии. У него, как правило, должна быть завязка, развитие, кульминация и развязка. Идеальный вариант – когда развитие сюжета или эмоционального настроя в карнавале постоянно нарастает. При этом сильно актуализируется значение развязки. По сути, развязка должна быть самым эмоциональным моментом в развитии карнавала. Но если вам удалось довести участников до большого накала страстей, то финал может смазаться и стать подобным вдоху без выдоха. Здесь требуется несколько осадить эмоциональное напряжение участников для чего оптимально учесть в структуре карнавала способы разрядки участников по его окончании. Наша практика подсказывает, что одним из наиболее оптимальных вариантов является либо танцевальная программа, либо развлекательного плана концерт.

 

Заключение

 

Подводя итог этой работе, можно сказать, что сегодня организация и проведение праздников карнавального типа в нашей стране находится в стадии становления на основе хорошо забытого старого опыта. Карнавализация присутствует и сейчас во многих сферах нашей жизни, она всегда есть у нас под боком, даже более того («общество спектакля»), необходимо только сделать её не достоянием элитарных групп, как это было до сих пор, а формой праздника доступной широким слоям населения в рамках неофициальных празднеств.

Карнавальная форма достаточно гибка и универсальна. Она применима почти ко всем типам празднеств существующих в настоящее время.

Одна из проблем сегодняшнего дня, это отсутствие культуры праздника в современном нам обществе. Люди разучились проявлять самостоятельное творчество в условиях праздника. Чаще всего на разных уровнях – от семейного застолья до Дня города, организация праздника и «веселение» его участников полностью ложится на плечи культорганизаторов, которые зачастую не склонны к стимуляции творческого потенциала празднующих. Люди приходят на праздник с вопросами: «А кто меня сегодня будет веселить?», «А что вы нам весёленького на этот раз приготовили?», «А чем вы меня сегодня удивите?», в то время как при регулярном склонении людей к самостоятельному праздничному творчеству для многих праздник уже не мыслится без личного вклада в него. Сегодня люди не веселятся, а их веселят. Люди утрачивают способность удивляться простым вещам, которые нас окружают. Самостоятельное веселье выражается чаще в таких примитивных формах как пьянство, танцы на бытовом уровне и т. д. И это всё при том, что в каждом человеке заложена способность привносить свой творческий вклад в празднество, а для этого и нужно-то немного фантазии и должный настрой.

Забавно, что очень многие режиссёры сами, попадая в праздничную среду, организаторами которой они не являются, часто проявляют себя как spielbrecher («ломающий игру» - неологизм Хейзинги). При этом требуют обратного от зрителей на своих мероприятиях. Это ли «честная игра»?

Часто работа организатора сводится к штудированию литературы в поисках готовых сценариев и конкурсов, что приводит к организационному застою (проведение, набивших оскомину конкурсов, стандартизация речевых оборотов и т. д.)

К сожалению, качество литературного материала в праздничных сценариях крайне слабо. Режиссёры-драматурги не получают должного литературного образования в рамках обучения своей специальности. Мы считаем этот «недочёт в образовании» большой культурной проблемой, ведь слово сказанное на празднике, при большом стечении людей становится намного материальней, чем даже театральное слово. В рамках же «КСП-среды» косность речи замечается сразу, и часто подвергается осмеянию. Это одна из причин того, что на бардовских мероприятиях так редка профессиональная режиссура.

Карнавал – пожалуй, единственная форма праздника, где в полной мере имеет место быть массовое, народное сотворчество каждого(!) участника. Роль режиссёра при этом отнюдь не уменьшается. Режиссёр карнавала является в первую очередь организатором и катализатором творческого потенциала масс.

Что касается «КСП-среды», то когда в каком-то регионе проходит большое количество фестивалей, организуемых по традиционной схеме, то через некоторое время становится понятно, что все эти фестивали по сути – один большой фестиваль, или же «близнецы-братья». Смысл поездок на эти фестивали теряется. Достаточно съездить на один из них, чтобы побывать на всех. Но ведь фестивали организуются разными людьми, разными внешне, разными внутренне. Люди эти часто не соглашаются друг с другом по каким-либо вопросам… Но почему же тогда фестивали все одинаковые? Здесь не требуется изобретать новых фестивальных, конкурсных и т. п. форм. Нужно только научиться использовать и подвергать творческой переработке максимальное количество видов мероприятий, выразительных средств, организационных форм.

Большинство мероприятий в АП ориентированы на аудиальное восприятие зрителя. В них практически отсутствует визуальная составляющая. Это связано с ориентацией «КСП-среды» на песенный стихотворный текст. Текст в песнях-стихах (особенно в последние годы) имеет очень большую концентрацию смысла, а потому восприятие слушателя АП более аудиально, чем восприятие обычного человека не связанного с литературным творчеством и литературоведением (филологией). Более того, восприятие слушателя АП очень чувствительно и придирчиво к любым неправильностям текста.

Отсюда сложности коммуникации. Дополню мысль, сказанную выше о том, что режиссура многих бардовских мероприятий проводится на любительском уровне, и основная причина такого положения - отсутствие профессиональных режиссёров среди организаторов и инициаторов праздника. При этом попытки привлечения профессионалов со стороны редко приводят к успеху. Человек, не находящийся «в жанре», не может осуществить коммуникацию со зрителями и выступающими в результате специфичности восприятия последних. Редкие случаи, когда привлечение профессионала имеет успех - это когда для режиссёра эта среда становится своей либо человек из этой среды получает профессиональное образование. Соответственно для режиссёра бардовского фестиваля очень важно иметь такое же развитое аудиальное восприятие (восприятие текста), как у зрителей и участников.

Ещё одна проблема заключается в том, что одной из главных исполнительских задач любого автора-исполнителя является не искажённая передача поэтического текста, авторской идеи и (или) своей «сверх-идеи» (для исполнителя). В результате считается, что любые другие способы коммуникации (кроме аудиального) могут помешать этому. Для многих организаторов бардовских мероприятий характерна некая «шоу-боязнь», которая якобы может принизить, опошлить святая святых жанра – поэтический текст. Тем не менее, не раз предпринимались попытки театрализации бардовских концертов, создавались театры АП. Фестивали же в целом были лишены этого.

И ещё… На фестивалях АП совершенно игнорируется не поющий человек. Обычно эти люди присутствуют на них в качестве потребителей песни, либо выполняют какие-либо организационные или специфические функции не связанные с творчеством (например, архивисты).

Во многих положениях о фестивалях АП присутствует пункт о популяризации жанра, при этом делается всё, чтобы случайный человек получил о нём отрицательное впечатление, либо присутствовал на нём в качестве маргинального элемента.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Фестиваль бардовской песни «Сростки» проводится с 1989 года силами бийского клуба самодеятельной песни «Подснежник». С 2003 г. Фестиваль проводится на поляне, на берегу р. Катунь в 3-х км от с. Берёзовка, Красногорского района.

Максимальное количество участников зарегистрировано в 1997-99 г.г. – около 1 500 человек. В 2005 году на фестивале присутствовало 500-700 человек.

Фестиваль ориентирован на любителей жанра бардовской (авторской) песни любого возраста.

В 2005 году на фестивале присутствовали участники из Новосибирска, Барнаула, Бийска, Томска, Новокузнецка, Кемерово, Горно-Алтайска, Красноярска, Москвы, Владивостока и т. д.

 

Тема, идея, сверхзадача

 

Фестиваль бардовской песни «Сростки» не имеет привязки ни к каким-либо событиям (государственного, местного ли значения). Когда-то время его проведения (ближайшие к 25 июля выходные) привязывалось к дню рождения В. М. Шукшина (в с. Сростки в это время проводятся Шукшинские чтения). Делалось это, по большому счёту, для привлечения зрителей на фестиваль. На сегодняшний день такая необходимость отпала. Кроме того, фестиваль сменил место своего проведения. Сегодня время проведения зафиксировано в последние выходные июля и имеет расхождение с Шукшинскими чтениями в неделю. Это обусловлено тем, что оргкомитет не стремится к увеличению числа участников.

Увеличение числа участников, как правило, идёт не за счёт прибавления любителей жанра, а за счёт прибавления любителей просто выпить на природе. Поэтому бардовские фестивали всегда стремились к обособлению, проводились в более менее труднодоступных местах, куда можно было добраться только при большом желании. Некоторые фестивали и слёты практиковали ежегодную смену мест. В «КСП-среде» очень хорошо развита система оповещений. До «своих» людей информация доходит всегда. Кроме того, отсутствие влияния спонсоров и властей позволяет, как угодно варьировать время и место проведения таких мероприятий.

В нашем регионе существует приблизительный график проведения фестивалей (на сегодняшний день общее число их сократилось, число постоянных летних фестивалей в Западной Сибири – около 10). Все новые фестивали обычно проводятся в «не занятое» время.

Все эти обстоятельства ведут к тому, что теме фестиваля никогда не придавалось особого значения. Здесь всё же следует оговориться, что были и есть тематические фестивали, например, связанные с творчеством какого-либо автора, фестивали исполнителей бардовской песни и т. д.

В нашем случае выбор темы фестиваля диктуется её общечеловеческой значимостью и широтой толкования. Тематика фестиваля и, соответственно, его название изменяются каждый год. В последние годы названия фестивалей изменяются по кругу: оранжевые, зелёные, радужные, чудесные «Сростки» и т. д. Начиная с 1998 г. прошёл первый номинационный цикл, и сейчас повторяется. Вне зависимости от повторяемости названий, темы фестиваля изменяются каждый год. Эта смена названий и тем связана с тем, что из года в год это вызывает и подогревает неизменный интерес постоянных его участников. В 2005 году фестиваль назывался «Зелёные Сростки».

Общая тема: Экология в самом широком смысле этого слова.

В течение ряда мероприятий речь шла и об экологии окружающей среды, и об экологии души человека, и даже об элементарной гигиене. Синонимом слова «экология» здесь выступало слово «чистота». Пожалуй, основным объектом здесь выступал человек, его личность, душа, которая изначально чиста, а потому наша задача не загрязнять её ни в себе, ни в других.

Идея: Нравственная (внутренняя) и физическая чистота (здоровье) человека (экология души и тела) напрямую зависит от экологичности взаимоотношений и чистоты окружающей среды, что, в свою очередь, зависит от каждого конкретного человека.

Аудитория: Фестиваль включает в себя множество мероприятий разных форм и целевой направленности, рассчитанных на разную аудиторию.

Педагогическая цель (сверхзадача). Буквально несколько лет назад она выражалась в несколько тавтологичной формуле «Фестиваль – это праздник». Относительно организации бардовских фестивалей эта формула весьма актуальна. Актуальна она по той причине, что основная масса организаторов фестивалей АП никогда особо не пыталась придать мероприятию характер праздника. Конкурс, концерт – да, праздника – нет.

В последние годы эта формула усложнилась и получила развитие в контексте концепции карнавализации АП. В процессе анализа неформальной фестивальной «жизни», не раз актуализировались признаки карнавализации поведения и сознания участников этих мероприятий. Это дало возможность рассматривать фестиваль, как своего рода карнавал, но не явный, а латентный. Сегодня сверхзадача нашего фестиваля – актуализация и развитие проявлений карнавальной жизни, карнавализация сознания участников фестиваля, посредством включения их в карнавальную атмосферу. Фестиваль, как Другая жизнь. Фестиваль, как возможность для каждого участника на время выйти за рамки социальных и психологических проблем посредством спонтанного внутреннего творческого акта. Все фестивальные мероприятия, так или иначе, подчинены этой сверхзадаче.

Информация о работе Фестиваль бардовской песни «Зелёные Сростки» - 2005